Содержание
Что такое программа энергосбережения
Энергетический паспорт и программа энергосбережения – два обязательных для организации или предприятия документа, которые утверждаются руководителем и могут быть разработаны как самостоятельно, так и с привлечением энергоаудиторских экспертных компаний. В качестве ориентира ставятся целевые показатели программы энергосбережения – то есть, те цели, которые будут осуществлены организацией после реализации мероприятий. Например:
- размер потребления электричества на единицу оборудования,
- расход воды на ребенка,
- количество потребляемого тепла на единицу площади и т. п.
Содержание статьи
Законодательство РФ, регламентирующее сферу энергосбережения
Одна из основных сложностей самостоятельной разработки программы энергосбережения – ее согласованность с законодательными нормами.
Разработку программы необходимо базировать на нормативных документах из следующего списка:
- ФЗ РФ № 261 «Об энергосбережении и энергетической эффективности…»
- приказ Минэнерго РФ № 398, утверждающий требования к форме программ с участием государства и муниципального образования,
- приказ Минэнерго РФ № 399, утверждающий методики расчета целевых показателей,
- приказ Минэнерго РФ № 61, определяющий примерный перечень мероприятий по повышению энергетической эффективности.
Перечень целевых показателей и методика их расчета утверждена в приказе № 399, а примеры выглядят следующим образом:
- Значение удельного расхода тепловой энергии на 1м 2 общей площади равно: годовое потребление тепловой энергии в Гкал, деленное на общую площадь.
- Доля объема (в процентах) тепловой энергии, высчитываемой по счетчику равна: количество установленных счетчиков (например, 10 шт.) делимое на сумму уже установленных и необходимых приборов учета (например, 5 шт.). При этих данных формула выглядит как 10/ (10+5)=67%.
- Удельный расход холодной воды равен годовому потреблению воды в м 3 , разделенному на количество жителей и т. д.
Программа энергосбережения по 398 приказу утверждается для:
- субъектов Российской Федерации (от края и области до автономного округа),
- органов госвласти, и госучреждений,
- органов местного самоуправления и муниципалитетов,
- организаций в сферах ЖКХ, промышленности, коммунальной инфраструктуры и энергетики,
- регулируемых организаций (эта форма сложнее и объемнее, чем для государственных организаций и ей посвящена вторая часть Приказа).
Однако в любом случае, прежде чем заполнять формы, приведенные в этом приказе, нужно «снять» исходные данные энергопотребления организации и определиться с перечнем мероприятий.
Общие требования к форме на примере программы энергосбережения бюджетного учреждения
Общий типовой программный стандарт энергосбережения включает:
- Информацию о текущем состоянии организации (в том числе, анализ причин изменения расходов потребления).
- Цели (задачи) мероприятий.
- Перечень предполагаемых мероприятий.
- Прогнозируемые результаты.
- Источники и объем финансирования.
- Этапы реализации процедур со сроками.
Значительную часть материала обычно оформляют в виде таблиц. Так часть программы энергосбережения 2015-2019, приведенной как образец в школе, ДОУ (детском саду) в первой части выглядит как пересечение целевых показателей с их значениями по годам:
Перечень планируемых мероприятий с графой финансирования тоже представляется в формате таблиц:
В качестве примера мероприятий для госучреждений и организаций можно привести следующий перечень:
- обследование и анализ энергетического состояния, оформление энергопаспорта,
- программное обучение работников,
- утверждение политики учреждения в данной сфере,
- утверждение процедур стимулирования работников при бережливом отношении к ресурсам,
- установка приборов учета (касается всех сфер потребления),
- установка энергосберегающих окон и уплотнение щелей,
- наружное утепление стен, труб коммуникаций,
- демонтаж мешающих циркуляции воздуха декоративных экранов и решеток возле радиаторов,
- монтаж термостатов,
- внедрение автоматизированных систем регулирования освещения (в том числе, датчиков присутствия),
- модернизация электропроводки.
Программная стратегия сбережения ресурсов в Украине
Энергосберегающая программа в Украине изначально была рассчитана на 2010-2015 годы и ставила целью повышение энергоэффективности, развитие производства энергоносителей с ориентацией на возобновляемые источники энергии и альтернативное топливо. Опыт, основанный на практике внедрения аналогичных процедур в Словакии и других странах Европы, оказался успешным. Поэтому государственная программа кредитования энергосбережения в Украине была продлена на 2016 год (постановлением № 929 от 11 ноября 2015). А банки, подключенные к ней, продолжают кредитование, которое предполагает возмещение 20-ти, 30-ти, 40-ка, а в некоторых случаях и 70-ти процентов суммы так называемых «теплых» кредитов.
Например, в разъяснениях «Ощадбанка» по программе энергосбережения говорится, что получить такой частично погашаемый государством кредит могут как совладельцы многоквартирных домов, так и физические лица. Для последних минимальная кредитная сумма составляет 1 тыс. грн, а максимальная – 50 тыс. При этом сам кредит выдается под 25% годовых, а обязательный взнос продавцу составляет 10% стоимости услуги-товара. Для выдачи кредита совладельцам многоквартирных домов необходимо согласие 75% из них. Данные меры особенно популярны при утеплении фасадов, позволяя экономить до 50% энергии и поднимая на 10-15% стоимость квартиры на вторичном рынке жилья.
Помимо утепления фасада можно приобрести:
- батареи отопления и терморегуляторы,
- окна с многокамерными стеклопакетами и энергосберегающими стеклами,
- счетчики индивидуального и общедомового учета,
- рекуператоры и вентиляционные системы,
- солнечные коллекторы,
- тепловые насосы и др.
На практике реализация программных мер напрямую зависит от бюджетных поступлений и нередко сталкивается с ограничениями.
Так с начала июля 2016 года компенсационные выплаты, например в сфере энергоэффективного остекления, в большинстве случаев были приостановлены (ориентировочно – до осени), а компенсация в 40-50% стала возможна только для ОСМД при остеклении подъездов.
Показатели эффективности деятельности органов власти и показатели энергоэффективности территорий
Взаимоотношение показателей эффективности деятельности органов исполнительной власти и показателей энергоэффективности — предмет рассмотрения эксперта НП «Региональный центр управления энергосбережением» г. Томск, Ахметова В.С.
В соответствии с Указом Президента РФ от 13 мая 2010г. №579 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности», в целях совершенствования деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, выше указанным органам необходимо ежегодно отчитываться по показателям, отражающим эффективность их деятельности в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Оценка энергоэффективности региона
В перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности вошли такие показатели, как:
— энергоёмкость валового регионального продукта;
— доля энергетических ресурсов, расчеты, за потребление которых осуществляются на основании показаний приборов учёта, в общем объёме энергетических ресурсов, потребляемых на территории субъекта РФ;
— доля энергетических ресурсов, производимых с использованием возобновляемых источников энергии, в общем объёме энергетических ресурсов, производимых на территории субъекта РФ;
— удельная величина потребления энергетических ресурсов (электрическая и тепловая энергия, вода, природный газ) в многоквартирных домах (из расчёта на 1 кв. метр общей площади и (или) на одного человека);
— доля расходов консолидированного бюджета субъекта РФ на реализацию региональной программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в общем объёме расходов консолидированного бюджета субъекта РФ.
Оценка энергоэффективности муниципалитета
Что касается показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, то туда вошли такие показатели как:
— доля энергетических ресурсов (электрическая и тепловая энергия, вода, природный газ), расчеты, за потребление которых осуществляются на основании показаний приборов учета, в общем объеме энергетических ресурсов, потребляемых на территории городского округа, муниципального района;
— удельная величина потребления энергетических ресурсов (электрическая и тепловая энергия, вода, природный газ) в многоквартирных домах (из расчета на 1 кв. метр общей площади и (или) на одного человека);
— удельная величина потребления энергетических ресурсов (электрическая и тепловая энергия, вода, природный газ) муниципальными бюджетными учреждениями (из расчета на 1 кв. метр общей площади и (или) одного человека).
Показатели эффективности органов власти и целевые показатели энергоэффективности
Данные показатели оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления городских округов и муниципальных районов не могут быть сравнимы между собой в связи с различной структурой потребления топливно-энергетических ресурсов, энергоемкостью, климатическими условиями и т.д. Только сравнение данных показателей с соответствующими целевыми показателями программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, рассчитанными в соответствии с Приказом Министерства регионального развития РФ №273 от 07.06.2010г. «Методика расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях» (зарегистрированным в Минюсте РФ от 21.07.2010г №17927) и с фактически достигнутыми показателями прошлого года, может дать полноценную оценку эффективности деятельности.
Выше перечисленные показатели дают возможность также оценить эффективность исполнения: Указа Президента РФ № 889 от 04 июня 2008г. «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» в отношении достижения снижения энергоемкости на 40% к 2020 году относительно 2007 года, Федерального Закона № 261-ФЗ от 23 ноября 2009г. «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» в отношении сроков и полноценности организации учета энергоресурсов, программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Использование показателей эффективности при организации финансирования
С помощью данных показателей, возможно не только оценить эффективность деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, но и получить грант от Правительства РФ в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ с учетом показателей, отражающих эффективность их деятельности в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Грант от Правительства РФ возможно так же получить на поддержку реализации конкретных инвестиционных проектов в составе региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, предусматривающих, в частности, достижение наиболее высоких целевых показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности с целью активизировать их реализацию, снизить риски и увеличить масштабы реализации таких проектов и тем самым обеспечить выполнение целевых установок региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
К числу инвестиционных проектов, по которым могут выделяться субсидии из федерального бюджета на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, могут относиться инвестиционные проекты по повышению энергетической эффективности при производстве, передаче и распределении электрической и тепловой энергии, в системах децентрализованного электро и теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, системах уличного освещения, в зданиях бюджетных учреждений, в жилых зданиях, на транспорте, включая трубопроводный и железнодорожный.
Как нам известно, финансирование проектов из федерального бюджета будет производиться на основании рейтинга региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, построенного в зависимости от их качества. Возможность получить наибольший объем финансирования будет у того региона, у которого будет наиболее высокий рейтинг относительно остальных. Построение рейтинга региональных программ будет осуществляться в соответствии с Постановлением Правительства РФ, проект которого сейчас находится на стадии разработки.
Ахмедов В.С., эксперт НП «Региональный центр управления энергосбережением»
Целевые показателям энергосбережения и повышения энергетической эффективности
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Постановление Правительства РФ от 11 февраля 2021 г. № 161 “Об утверждении требований к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации”
В соответствии со статьей 14 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые требования к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
2. Министерству экономического развития Российской Федерации по согласованию с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Министерством энергетики Российской Федерации до 1 мая 2021 г. утвердить методику расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых обеспечивается в результате реализации региональных и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления ежегодно проводить корректировку планируемых значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности программ с учетом фактически достигнутых результатов реализации программ и изменения социально-экономической ситуации.
4. Признать утратившими силу акты Правительства Российской Федерации и отдельные положения актов Правительства Российской Федерации по перечню согласно приложению.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства Российской Федерации | М. Мишустин |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 11 февраля 2021 г. N 161
Требования
к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности
1. Настоящий документ устанавливает требования к региональным программам и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (далее — программы), включающим комплекс мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, взаимосвязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности в субъекте Российской Федерации или в муниципальном образовании.
2. При разработке программ обеспечивается принцип согласованности и сбалансированности программ, разрабатываемых на уровне субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и документов стратегического планирования, согласованности деятельности органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
3. При разработке программ обеспечивается их увязка с действующими на уровне субъектов Российской Федерации, муниципальных образований программами в области развития жилищно-коммунального хозяйства, капитального ремонта жилых и (или) многоквартирных домов.
4. Разработка и реализация программ осуществляются последовательно с учетом результатов реализации ранее принятых документов стратегического планирования, содержащих мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также в области развития жилищно-коммунального хозяйства, капитального ремонта жилых и (или) многоквартирных домов, и с учетом этапов реализации указанных документов стратегического планирования.
5. Программы должны быть сбалансированы по приоритетам, целям, задачам, мероприятиям, показателям, финансовым и иным ресурсам и срокам реализации.
6. Выбор способов и методов достижения целей развития энергосбережения и повышения энергетической эффективности должен основываться на необходимости достижения заданных результатов (целевых показателей) при наименьших затратах ресурсов.
7. При определении целей и задач развития энергосбережения и повышения энергетической эффективности необходимо исходить из возможности достижения целей и решения задач в установленные сроки с учетом наличия необходимых ресурсов и возможных рисков.
8. При разработке и утверждении программ должны быть определены источники финансового и иного ресурсного обеспечения мероприятий, предусмотренных этими программами.
9. При разработке программ должна быть обеспечена возможность оценки достижения целей развития энергосбережения и повышения энергетической эффективности с использованием количественных и (или) качественных целевых показателей, критериев и методов их оценки.
10. Программы должны содержать:
а) анализ тенденций и проблем в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования;
б) цели, задачи и приоритеты развития энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования;
в) основные направления развития энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования;
г) перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности с указанием ожидаемых результатов в натуральном и стоимостном выражении, в том числе экономического эффекта от реализации соответствующей программы, сроки проведения таких мероприятий в соответствии с настоящим документом;
д) значения целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых обеспечивается в результате реализации соответствующей программы;
е) информацию об источниках финансирования мероприятий с указанием отдельно бюджетных (при их наличии) и внебюджетных (при их наличии) источников финансирования таких мероприятий.
11. Муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности могут включать в себя мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности:
а) содержащиеся в программах организаций, осуществляющих свою деятельность на территории муниципального образования;
б) содержащиеся в программах организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, если цены (тарифы) на товары, услуги таких организаций подлежат установлению органами местного самоуправления;
в) содержащиеся в программах организаций с участием государства или муниципального образования, государственных (муниципальных) учреждений, реализация которых обеспечит достижение потенциала снижения потребления энергетических ресурсов.
12. Мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности формируются с указанием ожидаемых результатов, сроков их выполнения, с учетом возможностей их финансирования за счет бюджетных и внебюджетных средств, средств, полученных с применением регулируемых цен (тарифов), а также с учетом получения согласования собственников имущества, в отношении которого они планируются, в случае если необходимость соответствующего согласования предусмотрена законодательством Российской Федерации.
13. Перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в программы в обязательном порядке, должен включать в себя мероприятия:
а) по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов в жилищном фонде, в том числе с использованием интеллектуальных приборов учета, автоматизированных систем и систем диспетчеризации;
б) по энергосбережению и повышению энергетической эффективности жилищного фонда, в том числе по проведению энергоэффективного капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;
в) по энергосбережению и повышению энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры, направленных в том числе на развитие жилищно-коммунального хозяйства;
г) по энергосбережению в организациях с участием государства или муниципального образования и повышению энергетической эффективности этих организаций;
д) по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и последующему признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества;
е) по организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов, в том числе определению источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов (включая тепловую энергию, электрическую энергию), в частности за счет включения расходов на компенсацию указанных потерь в тариф организации, управляющей такими объектами, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
ж) по стимулированию производителей и потребителей энергетических ресурсов, организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов, проведению мероприятий по энергосбережению, повышению энергетической эффективности и сокращению потерь энергетических ресурсов;
з) по увеличению количества случаев использования в качестве источников энергии вторичных энергетических ресурсов и (или) возобновляемых источников энергии;
и) по энергосбережению в транспортном комплексе и повышению его энергетической эффективности, в том числе замещению бензина и дизельного топлива, используемых транспортными средствами в качестве моторного топлива, альтернативными видами моторного топлива — природным газом, газовыми смесями, сжиженным углеводородным газом, электрической энергией, иными альтернативными видами моторного топлива с учетом доступности использования, близости расположения к источникам природного газа, газовых смесей, электрической энергии, иных альтернативных видов моторного топлива и экономической целесообразности такого замещения;
к) по иным вопросам, определенным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления;
л) по информационному обеспечению указанных в подпунктах "а" — "к" настоящего пункта мероприятий, в том числе информированию потребителей энергетических ресурсов об указанных мероприятиях и о способах энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
14. Примерный перечень иных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые могут быть дополнительно включены в программы:
а) мероприятия, проведение которых возможно с использованием внебюджетных средств, полученных также с применением регулируемых цен (тарифов);
б) мероприятия по учету в инвестиционных и производственных программах производителей электрической и тепловой энергии, электросетевых организаций, теплосетевых организаций, организаций, осуществляющих водоснабжение и водоотведение, разработанных ими в установленном законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности порядке программ по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
в) мероприятия в области регулирования цен (тарифов), направленные на стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе переход к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования, введение социальной нормы потребления энергетических ресурсов и дифференцированных цен (тарифов) на энергетические ресурсы в пределах и свыше социальной нормы потребления, введение цен (тарифов), дифференцированных по времени суток, выходным и рабочим дням;
г) мероприятия по прединвестиционной подготовке проектов и мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, включая разработку технико-экономических обоснований, бизнес-планов, а также проведение энергетических обследований;
д) мероприятия по модернизации оборудования, используемого для выработки электрической и тепловой энергии, передачи электрической и тепловой энергии, в том числе замене оборудования на оборудование с более высоким коэффициентом полезного действия, внедрению инновационных решений и технологий в целях повышения энергетической эффективности;
е) мероприятия, направленные на снижение потребления энергетических ресурсов на собственные нужды;
ж) мероприятия по сокращению потерь электрической энергии, тепловой энергии при их передаче;
з) мероприятия по сокращению объемов электрической энергии, используемой при передаче (транспортировке) воды;
и) мероприятия по сокращению потерь воды при ее передаче;
к) мероприятия по обучению в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
л) мероприятия по информационной поддержке и пропаганде энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории субъекта Российской Федерации, муниципального образования, направленные в том числе на создание демонстрационных центров в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, информирование потребителей о возможности заключения энергосервисных договоров (контрактов) и об особенностях их заключения, об энергетической эффективности бытовых энергопотребляющих устройств и других товаров, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности либо применяется добровольная маркировка энергетической эффективности.
15. В программы также могут дополнительно включаться мероприятия, предусмотренные примерным перечнем мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
16. Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (далее — целевые показатели), содержащиеся в программах и дополнительно вводимые при их корректировке, а также при оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, должны соответствовать целям развития энергосбережения и повышения энергетической эффективности и обеспечивать возможность оценки экономического эффекта от реализации программ.
Значения целевых показателей должны отражать:
а) повышение эффективности использования энергетических ресурсов в жилищном фонде;
б) повышение эффективности использования энергетических ресурсов в системах коммунальной инфраструктуры;
в) сокращение потерь энергетических ресурсов при их передаче, в том числе в системах коммунальной инфраструктуры;
г) повышение уровня оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов;
д) увеличение количества объектов, использующих в качестве источников энергии вторичные энергетические ресурсы и (или) возобновляемые источники энергии;
е) увеличение количества высокоэкономичных в части использования моторного топлива и электрической энергии транспортных средств, транспортных средств, оборудованных электродвигателями, транспортных средств, относящихся к объектам, имеющим высокий класс энергетической эффективности, а также увеличение количества транспортных средств, в отношении которых проведены мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе по замещению бензина и дизельного топлива, используемых транспортными средствами в качестве моторного топлива, альтернативными видами моторного топлива — природным газом, газовыми смесями, используемыми в качестве моторного топлива (далее — газовые смеси), сжиженным углеводородным газом, электрической энергией, иными альтернативными видами моторного топлива с учетом доступности использования, близости расположения к источникам природного газа, газовых смесей, электрической энергии, иных альтернативных видов моторного топлива и экономической целесообразности такого замещения;
ж) сокращение расходов бюджетов на обеспечение энергетическими ресурсами государственных учреждений субъекта Российской Федерации, муниципальных учреждений, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также расходов бюджетов на предоставление субсидий организациям коммунального комплекса на приобретение топлива, субсидий гражданам на внесение платы за коммунальные услуги с учетом изменений объема использования энергетических ресурсов в указанных сферах;
з) увеличение объема внебюджетных средств, используемых на финансирование мероприятий.
17. Расчет значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых обеспечивается в результате реализации программ, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления в соответствии с методикой расчета значений таких показателей, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
18. Планируемые и фактически достигнутые в ходе реализации программ значения целевых показателей формируются за отчетный календарный год (с 1 января по 31 декабря) и рассчитываются для каждого года на протяжении всего срока реализации программ.
19. Целевые показатели, предусматриваемые программами, отражающие динамику (изменение) показателей, рассчитываются по отношению к значениям соответствующих показателей в году, предшествующем году начала реализации программ, а целевые показатели, отражающие оснащенность приборами учета энергетических ресурсов, рассчитываются как отношение количества объектов, оснащенных приборами учета, к общему количеству таких объектов, подключенных к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) централизованного теплоснабжения, и (или) централизованного водоснабжения, и (или) централизованного газоснабжения.
При расчете значений целевых показателей в сопоставимых условиях должно учитываться в том числе изменение структуры и объемов потребления энергетических ресурсов, не связанных с проведением мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, изменением численности населения субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
20. К обязательным целевым показателям для включения в региональные муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся:
а) целевые показатели, характеризующие оснащенность приборами учета используемых энергетических ресурсов;
б) целевые показатели, характеризующие уровень использования источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки тепловой и электрической энергии, и (или) возобновляемых источников энергии;
в) целевые показатели в государственном секторе;
г) целевые показатели в жилищном фонде;
д) целевые показатели в промышленности, энергетике и системах коммунальной инфраструктуры;
е) целевые показатели в транспортном комплексе.
21. К целевым показателям, характеризующим оснащенность приборами учета используемых энергетических ресурсов (для муниципальных программ указывается целевой показатель по муниципальному образованию, для региональных программ — целевой показатель по субъекту Российской Федерации в целом), относятся:
а) доля многоквартирных домов, оснащенных коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых энергетических ресурсов по видам коммунальных ресурсов в общем числе многоквартирных домов (процентов);
б) доля жилых, нежилых помещений в многоквартирных домах, жилых домах (домовладениях), оснащенных индивидуальными приборами учета используемых энергетических ресурсов по видам коммунальных ресурсов в общем количестве жилых, нежилых помещений в многоквартирных домах, жилых домах (домовладениях) (процентов);
в) доля потребляемых государственными (муниципальными) учреждениями природного газа, тепловой энергии, электрической энергии и воды, приобретаемых по приборам учета, в общем объеме потребляемых природного газа, тепловой энергии, электрической энергии и воды государственными (муниципальными) учреждениями (процентов).
22. К целевым показателям, характеризующим уровень использования источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки тепловой и электрической энергии, и (или) возобновляемых источников энергии (для муниципальных программ указывается целевой показатель по муниципальному образованию, для региональных программ — целевой показатель по субъекту Российской Федерации в целом), относятся:
а) доля тепловой энергии, отпущенной в тепловые сети от источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки тепловой и электрической энергии, в общем объеме производства тепловой энергии в системах централизованного теплоснабжения (процентов);
б) ввод мощностей генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии (без учета гидроэлектростанций установленной мощностью свыше 25 МВт (МВт).
23. К целевым показателям, характеризующим потребление энергетических ресурсов в государственных (муниципальных) организациях, находящихся в ведении органов государственной власти субъекта Российской Федерации (органов местного самоуправления) (для муниципальных программ указывается целевой показатель по муниципальному образованию, для региональных программ — целевой показатель по субъекту Российской Федерации в целом), относятся:
а) удельный расход тепловой энергии зданиями и помещениями учебно-воспитательного назначения (Гкал/м 2 );
б) удельный расход электрической энергии зданиями и помещениями учебно-воспитательного назначения (кВт·ч/м 2 );
в) удельный расход тепловой энергии зданиями и помещениями здравоохранения и социального обслуживания населения (Гкал/м 2 );
г) удельный расход электрической энергии зданиями и помещениями здравоохранения и социального обслуживания населения (кВт·ч/м 2 );
д) объем потребления дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля и воды государственным (муниципальным) учреждением (т, м 3 , Гкал, кВт·ч).
24. К целевым показателям, характеризующим использование энергетических ресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве (для муниципальных программ указывается целевой показатель по муниципальному образованию, для региональных программ — целевой показатель по субъекту Российской Федерации в целом), относятся:
а) доля многоквартирных домов, имеющих класс энергетической эффективности "B" и выше (процентов);
б) удельный расход тепловой энергии в многоквартирных домах (Гкал/м 2 );
в) удельный расход электрической энергии в многоквартирных домах (кВт·ч/м 2 );
г) удельный расход холодной воды в многоквартирных домах (в расчете на 1 жителя) (куб. м/чел);
д) удельный расход горячей воды в многоквартирных домах (в расчете на 1 жителя) (куб. м/чел).
25. К целевым показателям, характеризующим использование энергетических ресурсов в промышленности, энергетике и системах коммунальной инфраструктуры (для муниципальных программ указывается целевой показатель по муниципальному образованию, для региональных программ — целевой показатель по субъекту Российской Федерации в целом), относятся:
а) энергоемкость промышленного производства для производства 3 видов продукции, работ (услуг), составляющих основную долю потребления энергетических ресурсов на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в сфере промышленного производства (т. ут/ед. продукции);
б) удельный расход топлива на отпуск электрической энергии тепловыми электростанциями (г. ут/кВт·ч);
в) удельный расход топлива на отпущенную тепловую энергию с коллекторов тепловых электростанций (кг. ут/Гкал);
г) удельный расход топлива на отпущенную с коллекторов котельных в тепловую сеть тепловую энергию (кг. ут/Гкал);
д) доля потерь электрической энергии при ее передаче по распределительным сетям в общем объеме переданной электрической энергии (процентов);
е) доля потерь тепловой энергии при ее передаче в общем объеме переданной тепловой энергии (процентов);
ж) доля энергоэффективных источников света в системах уличного освещения (процентов).
26. К целевым показателям, характеризующим использование энергетических ресурсов в транспортном комплексе (для муниципальных программ указывается целевой показатель по муниципальному образованию, для региональных программ — целевой показатель по субъекту Российской Федерации в целом), относятся:
а) количество высокоэкономичных по использованию моторного топлива и электрической энергии (в том числе относящихся к объектам с высоким классом энергетической эффективности) транспортных средств, относящихся к общественному транспорту, регулирование тарифов на услуги по перевозке на котором осуществляется субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) (единиц);
б) количество транспортных средств, использующих природный газ, газовые смеси, сжиженный углеводородный газ в качестве моторного топлива, регулирование тарифов на услуги по перевозке на которых осуществляется субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) (единиц);
в) количество транспортных средств (включая легковые электромобили) с автономным источником электрического питания, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) (единиц);
г) количество электромобилей легковых с автономным источником электрического питания, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) (единиц);
д) количество транспортных средств с автономным источником электрического питания, относящихся к общественному транспорту, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) (единиц).
27. По решению органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления при разработке программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности могут устанавливаться следующие дополнительные целевые показатели:
а) количество энергосервисных договоров (контрактов), заключенных органами государственной власти субъекта Российской Федерации (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъекта Российской Федерации (органов местного самоуправления), предметом которых является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов на территории указанного субъекта Российской Федерации (муниципального образования) (единиц);
б) объем субсидий организациям коммунального комплекса на приобретение топлива, субсидий гражданам на внесение платы за коммунальные услуги из бюджета соответствующего уровня (тыс. рублей);
в) доля энергоэффективных капитальных ремонтов многоквартирных домов в общем объеме проведенных капитальных ремонтов многоквартирных домов на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) (процентов);
г) доля объема электрической энергии, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме электрической энергии, потребляемой (используемой) на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) (процентов);
д) доля объема тепловой энергии, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме тепловой энергии, потребляемой (используемой) на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) (процентов);
е) доля объема холодной воды, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме воды, потребляемой (используемой) на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) (процентов);
ж) доля объема горячей воды, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме воды, потребляемой (используемой) на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) (процентов);
з) доля объема природного газа, расчеты за который осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме природного газа, потребляемого (используемого) на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) (процентов);
и) доля объема энергетических ресурсов, производимых с использованием возобновляемых источников энергии и (или) вторичных энергетических ресурсов, в общем объеме энергетических ресурсов, производимых на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования);
к) удельный расход тепловой энергии на снабжение органов государственной власти субъекта Российской Федерации (органов местного самоуправления) и государственных учреждений субъекта Российской Федерации (муниципальных учреждений муниципального образования) (в расчете на 1 кв. метр общей площади);
л) удельный расход электрической энергии на снабжение органов государственной власти субъекта Российской Федерации (органов местного самоуправления) и государственных учреждений субъекта Российской Федерации (муниципальных учреждений муниципального образования) (в расчете на 1 кв. метр общей площади);
м) удельный расход холодной воды на снабжение органов государственной власти субъекта Российской Федерации (органов местного самоуправления) и государственных учреждений субъекта Российской Федерации (муниципальных учреждений муниципального образования) (в расчете на 1 человека);
н) удельный расход горячей воды на снабжение органов государственной власти субъекта Российской Федерации (органов местного самоуправления) и государственных учреждений субъекта Российской Федерации (муниципальных учреждений муниципального образования) (в расчете на 1 человека);
о) удельный расход природного газа на снабжение органов государственной власти субъекта Российской Федерации (органов местного самоуправления) и государственных учреждений субъекта Российской Федерации (муниципальных учреждений муниципального образования) (в расчете на 1 человека);
п) доля потерь воды в централизованных системах водоснабжения при транспортировке в общем объеме воды, поданной в водопроводную сеть (процентов);
р) удельное количество тепловой энергии, расходуемое на подогрев горячей воды (Гкал/куб. м);
с) удельный расход электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе подготовки питьевой воды, на единицу объема воды, отпускаемой в сеть (кВт·ч/куб. м);
т) удельный расход электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе транспортировки питьевой воды, на единицу объема транспортируемой воды (кВт·ч/куб. м);
у) удельный расход электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе очистки сточных вод, на единицу объема очищаемых сточных вод (кВт·ч/куб. м);
ф) удельный расход электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе транспортировки сточных вод, на единицу объема транспортируемых сточных вод (кВт·ч/куб. м).
ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению Правительства
Российской Федерации
от 11 февраля 2021 г. N 161
Перечень
утративших силу актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 6, ст. 645).
2. Пункт 32 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1045 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 52, ст. 7104).
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 593 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 29, ст. 3970).
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2013 г. N 615 "О внесении изменений в приложение N 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. N 1225" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 30, ст. 4122).
5. Пункт 61 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 марта 2014 г. N 230 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 14, ст. 1627).
Обзор документа
Правительство утвердило новые требования к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В программы, в частности, должны включаться мероприятия:
— по оснащению приборами учета в жилищном фонде, в т. ч. интеллектуальными, а также по внедрению автоматизированных систем и диспетчеризации;
— по увеличению использования вторичных энергоресурсов и (или) возобновляемых источников энергии;
— по выявлению бесхозяйных объектов недвижимости, используемых для передачи энергоресурсов;
— по энергосбережению и повышению энергоэффективности коммунальной инфраструктуры.
Источник http://hitropop.com/energosberezhenie/energosberezhenie/programma-obrazec.html
Источник http://portal-energo.ru/articles/details/id/269
Источник http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400242861/