Содержание
Обозначения на схемах задвижек
Правильное понимание обозначений на схемах задвижек ⎻ это ключ к успешному проектированию и эксплуатации трубопроводных систем.
В данной статье мы разберем основные обозначения, используемые для задвижек, чтобы вы могли легко ориентироваться в документации и чертежах.
Общие обозначения
На схемах задвижек используются различные обозначения, которые помогают понять конструкцию и назначение этого элемента трубопроводной системы; Давайте рассмотрим основные из них⁚
- Условный проход (Ду)⁚ Обозначается числом, которое показывает внутренний диаметр задвижки в миллиметрах. Например, Ду 50 означает, что внутренний диаметр задвижки составляет 50 мм. Эта величина определяет максимальный диаметр трубы, которую можно подключить к задвижке.
- Рабочее давление (Ру)⁚ Обозначается числом, которое показывает максимальное давление, которое может выдерживать задвижка при нормальной эксплуатации. Измеряется в килограммах на квадратный сантиметр (кгс/см2) или в мегапаскалях (МПа).
- Материал корпуса (Мт)⁚ Обозначается буквенным кодом, который соответствует материалу, из которого изготовлен корпус задвижки. Например, «ЧШ» ⸺ чугунное штриховое, «СЧ» ⎻ стальное чугунное, «Ст3» ⸺ сталь марки 3.
- Материал затвора (Мз)⁚ Обозначается буквенным кодом, который соответствует материалу, из которого изготовлен затвор задвижки. Например, «Ст3» ⎻ сталь марки 3, «БрАЖ» ⸺ бронза, «НЖ» ⸺ нержавеющая сталь.
- Тип привода (Пр)⁚ Обозначается буквенным кодом, который соответствует типу привода задвижки. Например, «Р» ⎻ ручной привод, «Э» ⸺ электропривод, «Пн» ⸺ пневмопривод.
- Направление потока (Нп)⁚ Обозначается стрелкой, которая указывает направление потока рабочей среды через задвижку.
- Положение задвижки (Пз)⁚ Обозначается буквой «О» ⎻ открыто, «З» ⸺ закрыто.
Помимо этих основных обозначений, на схемах задвижек могут быть использованы и другие, более специфические, которые зависят от конкретной конструкции задвижки и ее назначения.
Обозначения типов задвижек
На схемах задвижек часто используются специальные обозначения, которые позволяют быстро определить тип задвижки и ее конструктивные особенности. Вот некоторые из наиболее распространенных⁚
- Задвижка клиновая (Кл)⁚ Обозначается буквой «Кл» и изображается в виде прямоугольника с диагональной линией, символизирующей клиновой затвор. Клиновые задвижки характеризуются простотой конструкции, надежностью и доступной ценой. Они широко применяются в системах водоснабжения, отопления, канализации и других.
- Задвижка параллельная (Пр)⁚ Обозначается буквой «Пр» и изображается в виде прямоугольника с двумя параллельными линиями, символизирующими параллельные поверхности затвора. Параллельные задвижки отличаются повышенной герметичностью и устойчивостью к коррозии. Они используются в системах с высокими требованиями к герметичности, например, в газопроводах и нефтепроводах.
- Задвижка шиберная (Шб)⁚ Обозначается буквой «Шб» и изображается в виде прямоугольника с горизонтальной линией, символизирующей шиберный затвор. Шиберные задвижки используются в системах с большим диаметром трубопровода и часто применяются в качестве запорной арматуры для регулирования потока.
- Задвижка дисковая (Дс)⁚ Обозначается буквой «Дс» и изображается в виде прямоугольника с кругом внутри, символизирующим дисковый затвор. Дисковые задвижки отличаются высокой скоростью открытия и закрытия, а также устойчивостью к высоким температурам и давлениям. Они используются в системах с высокими требованиями к быстродействию, например, в системах пожаротушения.
- Задвижка шаровая (Шр)⁚ Обозначается буквой «Шр» и изображается в виде круга с линией, символизирующей шар, который вращается вокруг своей оси. Шаровые задвижки отличаются высокой герметичностью и компактностью. Они широко применяются в различных системах, от бытовых до промышленных.
Помимо этих основных типов, существуют и другие, более специализированные, задвижки, которые используются в узкоспециализированных областях.
Обозначения материалов
На схемах задвижек также указывается материал, из которого изготовлена запорная арматура. Это важно знать для определения ее эксплуатационных характеристик, стойкости к коррозии, допустимых рабочих температур и давлений. Вот некоторые из наиболее распространенных обозначений материалов⁚
- Чугун (Ч)⁚ Обозначается буквой «Ч» и применяется для изготовления задвижек, работающих при умеренных давлениях и температурах. Чугун обладает высокой прочностью и доступной ценой, но подвержен коррозии.
- Сталь (Ст)⁚ Обозначается буквой «Ст» и применяется для изготовления задвижек, работающих при высоких давлениях и температурах. Сталь обладает высокой прочностью, устойчивостью к коррозии и выдерживает значительные нагрузки.
- Нержавеющая сталь (Нж)⁚ Обозначается аббревиатурой «Нж» и применяеться для изготовления задвижек, работающих в агрессивных средах или при высоких температурах. Нержавеющая сталь обладает высокой устойчивостью к коррозии, выдерживает воздействие кислот, щелочей и других агрессивных веществ.
- Латунь (Лт)⁚ Обозначается буквой «Лт» и применяется для изготовления задвижек, работающих с водой, газом и другими неагрессивными средами. Латунь обладает высокой устойчивостью к коррозии, хорошей теплопроводностью и доступной ценой.
- Бронза (Бр)⁚ Обозначается буквой «Бр» и применяется для изготовления задвижек, работающих в агрессивных средах, например, в морской воде. Бронза обладает высокой устойчивостью к коррозии, прочностью и износостойкостью.
Помимо этих основных материалов, в производстве задвижек могут использоваться и другие, более специализированные, материалы, например, титан, монель, хастеллой и т.д. Выбор материала зависит от конкретных условий эксплуатации задвижки.