Кто есть кто на рынке промышленного оборудования

Кто есть кто на рынке промышленного оборудования

Заводы | Спецтехника | Техника | Машины

« Кто есть кто на рынке спецтехники» — отраслевой информационный проект, который включает в себя следующие издания:
pdf-Каталог Подробнее Интернет каталоги
PDF-каталоги «Кто есть кто на рынке спецтехники» продолжают традиции известного печатного каталога «Кто есть кто на рынке строительно-дорожной, коммунальной и специальной техники в России и странах СНГ» , который издавался с 1998 года и хорошо известен как в России, так и за ее пределами.
С 2010 года печатный каталог заменяют и значительно расширяют pdf-каталоги.

DVD-Каталог является наиболее полным изданием в России. Постоянное обновление и пополнение позволяет поддерживать его актуализацию на высоком уровне. Сегодня в нем содержится около 30000 моделей техники, около 2000 производителей и более 2000 организаций оказывающих различные услуги на рынке спецтехники .
DVD-Каталог построен в виде информационно-поисковой системы древовидной структуры, которая позволяет легко ориентироваться и производить поиск моделей техники, производителей, организаций осуществляющих продажу, аренду, ремонт спецтехники.

Спецтехника — строительная и дорожная техника?

Понятия специальная техника (спецтехника) являются чисто Российскими. За границей никто вас не поймет, если Вы произнесете это слово.

Для нас, спецтехника представляет собой набор отдельных типов техники: строительная техника (землеройная, грузоподъемная), дорожная , коммунальная , транспортная техника , спецтехника для стройиндустрии . В это же понятие входит и узкоспециализированная специальная техника : техника для чрезвычайных ситуаций, лесозаготовительная, складская, сельскохозяйственная техника и др.

Вскоре после войны в России было создано Министерство строительного, дорожного и коммунального машиностроения. Заводы Министерства выполнили поставленную перед ними задачу – обеспечили страну необходимой строительно-дорожной, коммунальной техникой, с помощью которой уже в начале 60-х годов многие проблемы были решены.

В 90-х годах прошлого века экономика России переходит на рыночные рельсы. Формируются новые производственные отношения. Заводы вынуждены в условиях появляющейся конкуренции в корне пересматривать свою производственную, сбытовую политику в области продаж и аренды спецтехники. В этот период функции по координации производственных вопросов и рекламной поддержке продаж отдельных заводов взяла на себя вновь созданная Ассоциация Строительная техника. В ее состав вошло большинство заводов бывшего Минстройдормаша.

Рекламная поддержка продаж и аренды строительно-дорожной , коммунальной, специальной техники

В рамках Ассоциации Строительная техника было принято решение создать отраслевое издательство. Оно должно было при помощи печатных и электронных СМИ, рекламно помочь сбытовым службам заводов, входивших в состав Ассоциации, в продвижении строительной, дорожной, коммунальной техники на рынке. Весной 1998 года появился Издательский Дом «СТ-Принт», который начал выпускать Ежегодник «Кто есть кто на рынке спецтехники» . Кстати, буквы «СТ» обозначают строительная техника. В нем нашли отражение все вопросы касающиеся продаж, аренды, ремонта дорожной, коммунальной, транспортной, специальной техники. Полно представлена адресная база заводов производителей специальной техники.

За короткий промежуток времени был сверстан и вышел в свет пилотный выпуск Ежегодника. Уже в сентябре 1998 года он был представлен тиражом всего 1000 экземпляров на выставке Строительная техника-98 в Сокольниках, Москва. Издание имело огромный успех, тираж был распространен всего за несколько дней. Многие его помнят, желтая обложка на которой изображен автокран фирмы Liebherr, а содержание освещало многие вопросы рынка спецтехники. Это информация о строительной, дорожной, коммунальной технике, а так же продажа и аренда техники. Затем последовал первый, второй и другие выпуски.

Спецтехника в Интернете: строительная, дорожная, коммунальная

Кроме печатного издания Мы ведем портал http://www.cdminfo.ru посвященный строительной, дорожной, коммунальной, специальной технике, продаже и аренде техники в Интернете, на страницах которого Вы и находитесь. Он является нашим отличным помощником, ведь современные интернет-технологии позволяют общаться с каждым нашим читатель практически в режиме online, что недоступно печатному Ежегоднику «Кто есть кто на рынке спецтехники».

Стоит набрать в Яндексе или Google любой вид спецтехники (колесный экскаватор , гусеничный бульдозер , автокран , мусоровоз , автогрейдер , колесный фронтальный погрузчик , самосвал или любой другой) и он выдаст огромный список сайтов где размещена информация об этих видах техники. В этом списке есть и наш сайт. Очень удобно.

Однако большинство ресурсов в Интернет имеют узкую специализацию и освещают только отдельные виды техники. Наш портал изначально предназначен для размещения информации о всех заводах, производящих строительную, дорожную, коммунальную, специальную технику, а так же о продаже и аренде спецтехники. По сравнению с печатным изданием, на нашем портале Мы можем давать много дополнительной информации. Так для экскаваторов размещен довольно полный перечень навесного оборудования, которое изготавливают различные заводы. Это гидромолоты , гидроножницы , бетоноломы и др.

Вы зададите вопрос, техника это здорово, а где адреса самих заводов? Естественно, они присутствуют на нашем портале. Мы представили их в различных вариантах: производители РФ и СНГ , иностранные заводы , обзор производителей , заводы по видам спецтехники . Списки довольно полные. В них представлены наиболее крупные и знаковые заводы. Среди зарубежных компаний: Case , Caterpillar , Dynapac , Hitachi , Vogele , Komatsu , Liebherr , Volvo и др. Отечественные производители: Бурейский крановый завод, Орский завод строительных машин, Завод Стройтехника, Тверьстроймаш, СпецТех, Охтинский завод строительных машин, Одесский завод строительно-отделочных машин, Нязепетровский краностроительный завод, Кременчугский завод дорожных машин и др.

Вопросы продажи, аренды, ремонта спецтехники также не остались без внимания. Покупка строительной техники, как правило, довольно сложный процесс, связанный не только с подбором конкретной модели, изучением прайс-листов спецтехники, но и с выбором компании, с которой вы будете работать долгие годы. Ведь она не только продаст Вам строительно-дорожную технику, но и обеспечит ее бесперебойную работу на строительной площадке, проводя своевременно необходимое техническое обслуживание и обеспечивая продажу запчастей. Только такое техническое сопровождение каждой модели строительной техники на всем протяжении ее жизни избавит Вас от лишней головной боли и финансовых затрат. Здесь нельзя ошибаться. Мы постараемся Вам помочь в этом.

Продажа спецтехники осуществляется организациями, представленными на нашем портале. Среди них нет случайных компаний. Каждый продавец является официальным дилером завода той строительной техники, которую Вы у него купили, а это означает, что Вы автоматически получаете весь тот набор услуг, о котором Мы сказали выше. Ведь заводы-производители строительно-дорожной и коммунальной техники проводят аттестацию своих дилеров.

Мы не обошли вниманием и выставки спецтехники . Ведь прежде чем купить конкретную модель строительной техники, с ней желательно познакомиться поближе, а где как не на выставке это можно сделать. На выставке можно обсудить и решить многие вопросы касающиеся покупки, продажи или аренды техники. Для каждой выставки представлено описание, дата и место проведения, ее устроители.

Каталог спецтехники является справочным, для выбора конкретных моделей строительно-дорожной, коммунальной техники по производителям. Для каждой модели размещены Фото спецтехники:, технические характеристики, информация о продаже и аренде.

Объявления о продаже и аренде спецтехники

Продавцы техники получили возможность размещать свои объявления о продажах, аренде техники на площадке

    (для текста и фотографий)

На нашем портале, посвященном строительной, дорожной, коммунальной, специальной технике Вы найдете много интересного и полезного для Вас. До встречи на страницах http://www.cdminfo.ru

Правила использования информации

1. ОБЩЕЕ

1. Сайт «Кто есть кто на рынке спецтехники» — уникальный сводный каталог строительно-дорожной, коммунальной и специальной техники в рунете. В нем представлены данные практически о всех видах техники, выпускаемой ведущими заводами производителями России, Ближнего, Дальнего зарубежья. Любые размещенные в каталоге материалы, предназначены только для ознакомления и некоммерческого использования.

2. Редакция ежегодника «Кто есть кто на рынке спецтехники» не несет ответственности за возможные последствия использования опубликованных на сайте материалах в целях, запрещенных российским законом.

3. Определенные материалы каталога содержат линки на внешние сайты. Такие ссылки используются лишь для удобства пользователей.

2. ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛАМИ WWW.CDMINFO.RU

1. Все текстовые и графические материалы, структура и дизайн страниц, защищены российскими законами и соглашениями об охране авторских прав и интеллектуальной собственности (см. статьи 1259 и 1260 главы 70 «Авторское право» Гражданского Кодекса Российской Федерации от 18 декабря 2006 года N 230-ФЗ (принят вместо «Закона об авторском праве и смежных правах» от 19.07.95 N 110-ФЗ).

2. Посетители www.cdminfo.ru могут использовать размещенную здесь информацию только в личных целях (не для бизнеса). Обязательным является установка активной гиперссылки на оригинал, соответствующей следующим параметрам

Гиперссылки не должны быть запрещены к индексации поисковыми системами любыми способами
Если нас не устроит по какой-либо причине, сайт где расположена скопированная информация с www.cdminfo.ru, то владелец/администратор должен будет убрать ее после оповещения редакцией ежегодника «Кто есть кто на рынке спецтехники».

3. Если указанные выше правила будут не соблюдены, сотрудники редакции Издательского дома «СТ-Принт» оставляют за собой право на следующие меры:

Автоматизация поневоле: как развивается рынок робототехники в России

Фото: Павел Лисицын / РИА Новости

Об эксперте: Артем Лукин, основатель EVO Avatar и TECHNORED.

Что происходит сейчас

В отчете «World Robotics 2020 Industrial Robots» от IFR отмечено, что за 2020 год количество работающих на заводах роботов в мире выросло на 12% — до 2,7 млн. А за пять предыдущих лет, с 2014 по 2019 год, уровень роботизации в промышленности увеличился почти на 85%. Пандемия должна поднять этот показатель еще сильнее. Компании, процессы в которых хоть немного были роботизированы, продолжали работать в 2020 году без перерывов, а потому вышли победителями.

Сейчас роботизация бизнес-процессов включена в стратегию повышения эффективности для большинства (64%) компаний, как следует из отчета Deloitte. По оценкам респондентов, роботизация:

  • увеличит скорость выполнения задач;
  • автоматизирует монотонные процессы;
  • снизит затраты;
  • снизит риски и ошибки при выполнении задач.

Согласно тому же отчету Deloitte, наиболее активно роботизацию проводят банки и финансовые институты, энергетика и добывающая промышленность. Среди стран выделяются Китай, Япония и США — это показывает исследование IFR.

Наиболее перспективное и развитое направление сегодня — индустрия автомобилестроения. Потому что там конвейерное производство, миллиардные тиражи, полная унификация, серийное производство и одно и то же изделие. Например, кузов одного и того же образца. Кроме этого, на взлете находятся пищевое производство, фармацевтическая индустрия. По другим отраслям роботизация слабее, поскольку там нет серийного производства, однако новые решения позволяют постепенно эффективно внедрять роботов и туда.

Среди самых интересных кейсов — «Яндекс», который уже выкатывает беспилотные автомобили по Москве, мы можем их встретить повсеместно. В Казани в Иннополисе автомобили «Яндекса» ездят без человека. По всему миру уже летают дроны. Более прикладное значение имеет промышленная и складская робототехника. На складах, например, «Декатлона», Amazon и Ozon всегда действуют армии погрузчиков, которые передвигаются по цехам, мешают друг другу, могут причинить вред людям. Сейчас они активно заменяются роботами и в мире, и в России. По моему мнению, по итогам 2021 года компании, которые занимаются роботизированной складской логистикой, покажут ощутимый рост.

Фото:Aripix Robotics

Россия vs мир: так ли все плохо

По данным IFR из упомянутого отчета, сейчас в мире установлено 2,4 млн промышленных роботов, в России при этом — около 6 тыс. (лишь 0,25% глобального рынка). Основные покупатели — страны Азии, США, Германия.

Российский рынок робототехники действительно слабо развит, если сравнивать с мировыми показателями, и здесь есть две фундаментальных причины:

  1. Низкий уровень заработной платы и долгие сроки окупаемости стандартных решений (свыше трех лет, что много для страны). Самих компаний-разработчиков в России достаточно. По данным IFR, в мире их 889, и из них российских — 73 организации. Больше только у США (223). Хотя Германия догоняет Россию: там 69 разработчиков.
  2. Запоздалый вход в эту отрасль. В мире первые промышленные роботы появились в 1980-х годах и начали активно входить на заводы и фабрики. А в России в 1980–1990-х годах заводы не только не открывались — из них все вывозилось. Поэтому первый цикл роботизации мы пропустили. Сегодня все мировые производители и робототехнические компании России понимают, что у нашей страны самый большой потенциал, так как мы стартуем с низкой базы. Если Европа, Америка и Китай уже не знают, куда внедрить роботов, то в нашей стране до сих пор это «чудо чудное, диво дивное».

Однако в России остается нерешенным вопрос кадров: их нет и им неоткуда взяться. По оценкам НАУРР, нехватка специалистов по обслуживанию робототехники составляет порядка 19 тыс. человек. К 2025 году цифра может вырасти до 40 тыс., а к 2030 году — до 66 тыс.

Мы на десять лет отстаем от ведущих стран по уровню внедрения техники. И еще сильнее — по уровню образования. Чтобы начать производить хорошие роботизированные технологии, у нас уже сегодня должны быть лучшие кадры. А для этого надо сотрудничать с вузами, предоставлять комплексы для практического обучения студентов. В России серьезная физико-математическая школа, у многих выпускников хороший технический ум. Поэтому у нас есть все шансы догнать многие страны мира по созданию софта, ПО для робототехники.

Будущее робототехники

В России робототехника совершила большой прорыв с 2018 года. Рынок растет и в ближайшие 3–4 года будет делать это безудержно. Например, в 2019 году в нас вложились IMPACT Capital. За 2 года их доля выросла в 11 раз, как и наша выручка, которая достигла 30 млн рублей в месяц. Роботы станут внедряться везде, вытеснять людей, повышать производительность и качество продуктов, снижать травматизм. Большое внимание будет уделено беспилотникам военного назначения, будет активно развиваться рынок беспилотных автомобилей. Сейчас многие крупные компании — Google, Amazon, «Яндекс» и другие — инвестируют в это.

Фото:Михаил Почуев / ТАСС

Сегодня Россия еще не готова к высокому уровню роботизации, потому что большинство руководителей предприятий — выходцы из СССР. Эти люди помнят, что первые роботы были дорогие, неэффективные и опасные. Надо менять мнение об этих стереотипах.

В ближайшие 3–5 лет мы увидим огромное количество внедрений роботов на российских предприятиях, будут появляться серьезные компании. И с софтом случится аналогичная история. По уровню софта Россия способна составить конкуренцию Европе. С железом труднее, поскольку у нас слабая материально-техническая база, не развиты цепочки поставок, нет компонентного производства. Россия сможет конкурировать в производстве простейших роботов или робокомплектов, но в их составе будут применяться европейские комплектующие. Чтобы составлять конкуренцию европейским компаниям, отечественным нужно работать над эффективностью, клиентским сервисом, слышать заказчика, понимать, что ему нужно, и выдавать лучший продукт.

Сервисное обслуживание оборудования на производствах: проблемы, перспективы и автоматизация

Сервисное обслуживание производственного оборудования — отрасль, которая только развивается в России. Если до недавнего времени обслуживанием конвейеров и станков с ЧПУ занимались в основном частные ремонтники и поставщики оборудования в рамках гарантийных контрактов, то сейчас на рынок вышли специализированные сервисные компании. С какими сложностями они сталкиваются при выстраивании рабочих процессов и какие преимущества предлагают рынку? Об этом мы спросили коммерческого директора передовой сервисной компании «РЕМЗАВОD» Семёна Корсакова.

Справка о компании

Название. ООО «РЕМЗАВОD» — служба главного механика на аутсорсе

Сфера деятельности. Обслуживание производственного оборудования

Регион. Санкт-Петербург и Ленобласть

Рынок обслуживания производственного оборудования

«РЕМЗАВОD» занимается техническим обслуживанием предприятий. Компания предоставляет широкий спектр услуг: техобслуживание, аварийные и плановые ремонты различной сложности и проектные работы (модернизация, пусконаладка оборудования, монтаж). Также «РЕМЗАВОD» занимается поставками запчастей и периферийного оборудования и арендой станков. Это новая модель сервиса — сегодня обслуживанием занимаются в основном независимые бригады из 3-6 человек, которые работают с клиентами самостоятельно.

При работе с сервисной компанией клиент взаимодействует не с бригадой, у которой зачастую есть свои особенности, а с командой, которая имеет заданные стандарты качества и контролирует исполнителей.

Семён Корсаков, коммерческий директор «РЕМЗАВОD»

Также на рынке обслуживания промышленного оборудования представлены поставщики оборудования. Они не только производят обслуживание оборудования по гарантии, но и предлагают предприятиям постгарантийное сервисное обслуживание.

Как правило в сервисных компаниях работают специалисты разного профиля — это помогает решать весь спектр задач, возникающих при работе с оборудованием. В то же время как ремонтные бригады производителей и поставщиков оборудования имеют узкую специализацию. Промышленным предприятиям выгодно иметь один контракт, который гарантированно обеспечивает обслуживание всего оборудования на производстве, чем управлять парком договоров с различными поставщиками услуг.

Семён Корсаков, коммерческий директор «РЕМЗАВОD»

Для создания конкурентоспособного продукта и экономически выгодной модели нам необходимо масштабировать сервис и создать понятный клиентам продукт. Для этого требуется грамотно выстроить и оптимизировать внутренние процессы.

Семён Корсаков, коммерческий директор «РЕМЗАВОD»

Проблемы

Рынок сервисного обслуживания промышленного оборудования в России только формируется. В то время как в Европе заключение договоров на техническое обслуживание оборудования уже давно стало общепринятой практикой. Российские организации не всегда понимают выгоду и готовы выделять на это финансы. В первую очередь это касается малого и среднего бизнеса. Однако в крупных промышленных регионах России подход уже меняется. Так, в Петербурге, центре машиностроения, появляются и развиваются новые модели обслуживания производств. Их цель — оптимизировать и отладить процессы обслуживания, а инструментом является автоматизация.

Аварийные работы — самый массовый тип работ на данный момент. С малым и средним бизнесом мы работаем без договоров на обслуживание, приезжаем на срочный вызов и чиним неисправности. Проведение предупредительно-плановых работ и техобслуживание не столь популярны. Руководителям не важно, как долго прослужит оборудование — главное, чтобы не было простоев.

Семён Корсаков, коммерческий директор «РЕМЗАВОD»

Перспективы

2020 год и пандемия коронавируса сформировали новые тренды в сфере управления производством. Один из них — продление жизненного цикла оборудования. На это влияет сразу несколько факторов.

  1. Из-за локдауна осложнились поставки нового оборудования и оригинальных комплектующих из-за границы
  2. Даже те промышленные предприятия, кто не останавливал работу на период локдауна, пострадал из-за снижения спроса и повышения себестоимости производства — организация безопасного рабочего места для сотрудников требует денежных вложений

В этих условиях фокус сдвигается в сторону увеличения срока службы оборудования. Промышленные предприятия заинтересованы в максимально длительной эксплуатации текущего оборудования во избежание закупок нового. А следовательно — и в планово-предупредительных работах и грамотном техобслуживании.

Помимо этого, усилились требования к производственной безопасности на территории производства. Сервисных инженеров, которые прибывают для ремонта оборудования, просят предоставлять справку об отсутствии CoVid-19 и использовать средства защиты. Это дополнительные расходы и организационная процедура, которую корректно выстроенной сервисной организации выполнять несложно.

В период пандемии мы столкнулись с тем, что был ужесточен доступ на производства. В соответствии с требованиями Правительства к безопасности, заводы требовали от наших специалистов справку при каждом посещении. Мы смогли к этому адаптироваться, несмотря на возросшую себестоимость услуг.

Семён Корсаков, коммерческий директор «РЕМЗАВОD»

Переход к цифровизации на производстве — еще один тренд, ускоренный пандемией. Телеметрия и IoT позволяют собирать информацию о текущем состоянии оборудования, отслеживать параметры наработки и вовремя обращаться к сервису для предотвращения поломок. Автоматизация помогает экономить человеческий ресурс и продлевает срок службы оборудования.

По оценкам экспертов рынок услуг промышленной техники в России растет год от года. Так, в 2020 году он увеличился на 30%. Сервис — важная составляющая работы промышленного оборудования, и цифровизация производства требует и цифровизации сервиса соответственно. Такие технологии как сбор и анализ big data, интернет вещей (IoT) и дополненная реальность (AR) позволят сокращать операционные затраты, понять, какие именно проблемы возникают при обслуживании и ремонте оборудования, выявить причину и усовершенствовать технику.

Преимущества цифровизированного сервиса

Автоматизация увеличивает эффективность и управляемость бизнесом, позволяет масштабировать сервис и гарантировать уровень качества. Управление выездным сервисом — особенная, отдельностоящая задача, при решении которой стоит учитывать специфику бизнеса. Разберем как это работает на практике с компанией «РЕМЗАВОD».

Грамотное управление персоналом

Маржинальность сервисного бизнеса в первую очередь зависит от грамотного управления рабочим временем специалистов и сокращение расходов на ФОТ. Наличие в системе чек-листов упростит обучение новых сотрудников и поможет внедрить в компании единые стандарты обслуживания при масштабировании.

Наличие в сервисной компании удобных инструментов и грамотная организация процесса позволяют привлекать лучших специалистов на рынке. Сотрудники заинтересованы в продуктивном рабочем процессе с минимумом бумажной и административной работы и прозрачной системой KPI — все это делает возможным автоматизация. Грамотный рабочий процесс повышает статус компании на рынке труда. В кейсе Цифровизация малого бизнеса в регионах: внедрять нельзя откладывать мы уже рассказывали, как возросло количество желающих работать в компании «Профальянс» после внедрения HubEx.

Расширенные возможности по контролю и учету оборудования

Тренд на 2021 год — техобслуживание и предупредительно-плановые работы по оборудованию и предотвращение аварийных ситуаций. HubEx дает возможность создать в системе единую базу обслуживаемого оборудования: каждая единица техники маркируется индивидуальной QR-меткой и получает электронный паспорт. Помимо марки, серийного номера оборудования и технических характеристик в нем доступна также история ремонта по каждой конкретной единице.

С доступом к истории ремонтов мобильный сотрудник может проследить, как часто оборудование выходит из строя, какие именно детали были заменены и кем. Это дает возможность сделать аргументированные выводы о текущем состоянии оборудования, предугадать и предотвратить возможные неполадки.

HubEx также упрощает проведение техосмотров и планово-предупредительных работ — создание заявок на них можно автоматизировать с заданной регулярностью. Это поможет сэкономить ресурс диспетчера, избавит сервисную компанию от необходимости расширять штат диспетчеров при росте количества обращений и позволит заранее оценивать загрузку специалистов с учетом плановых работ.

Управление качеством

Гарантированное качество предоставляемых услуг — отличительная особенность сервисной компании, которая выделяет ее на фоне частных независимых бригад. HubEx позволяет управлять качеством и “видеть” весь процесс обслуживания..

В системе создаются чек-листы с возможностью загружать фото и видео для каждого оборудования или типа работ (например, предупредительно-плановые работы на станках с ЧПУ). Единый чек-лист можно создать и для всего предприятия. У сотрудников под рукой (вернее в руке в телефоне) все необходимый документы и подсказки необходимые для качественного исполнения задачи.

Для клиентов добавлена возможность оценить заявку и оставить комментарий. На основе оценок формируется рейтинг каждого выездного сотрудника, который работодатель может использовать как базу для формирования системы KPI.

Вывод

Постоянные изменения и нестабильность стали новой нормальностью. Сервисным компаниям, чтобы предоставлять конкурентноспособный продукт требуется способность анализировать происходящее и мнгновенно адаптироваться. Оцифрованный процесс позволяет маневрировать. А еще, внедрение инструмента автоматизации позволяет доказать клиенту качество сервиса и участвовать в тендерах на обслуживание крупных производств.

Если у вас остались вопросы или вы планируете реализовать подобную сервисную модель в вашей организации — будем рады помочь! Пожалуйста, отправьте нам запрос:

Источник http://www.cdminfo.ru/avtorskoe-pravo.html

Источник https://trends.rbc.ru/trends/industry/617fd2f59a79476a8f848479

Источник https://hubex.ru/practice/servisnoe-obsluzhivanie-oborudovaniya-na-proizvodstvah-problemy-perspektivy-i-avtomatizacziya/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: