Что такое ковер для задвижки при бесколодезной установке

Содержание

Что такое ковер для задвижки при бесколодезной установке

Классическая схема размещения водопроводной арматуры на наружных сетях предполагает установку в железобетонных или, реже, в полимерных колодцах. Однако в последние 10-15 лет все чаще предпочтение отдается бесколодезной установке, с обслуживанием арматуры через коверы.

Что такое ковер

Ковер — это чугунный лючок в виде наперстка, который используется для бесколодезной установки запорной арматуры (задвижки, затвора и т.п.). При этом сама задвижка находится в земле, а управление (т.е. открытие — закрытие) осуществляется эксплуатирующим персоналом с поверхности земли.

Основным преимуществом использования бесколодезного монтажа задвижек является значительное снижение стоимости строительных работ.

Главным недостатком является невозможность быстрого ремонта или замены арматуры — необходимо вскрытие покрытия и раскопка котлована.

Упрощенная схема бесколодезной установки задвижки в ковере для водопровода представлена на рисунке ниже:

задвижка для ковера

Схема бесколодезной установки задвижки, пример монтажа

Устройство: шток и задвижка

Шток выполняется или фиксированной длины, или телескопическим. Шток фиксированной длины выпускают до 7 метров, телескопический — до 3,5 метров.

вид ковераКовер с поверхности земли Открытый коверОткрытие бесколодезной задвижки

Задвижка открывается / закрывается при помощи Т-образного ключа

задвижкаЧертеж задвижки виды коверов разных размеровРазмеры ковера (пример)

Монтаж задвижек в ковере. Фотографии из презентации компании Hawle

Деталировка и спецификация

При разработке рабочей документации проектировщику ВК при использовании в проекте бесколодезных задвижек следует привести в спецификации и ковер, и опорную плиту, и шток. При этом для штока задается высота исходя из положения задвижки на профиле.

спецификация на ковер

Фрагмент спецификации с применением бесколодезной установки задвижки фирмы Hawle

деталировка задвижки

Пример узла деталировки задвижки в ковере (установка на ПЭ трубу). Позиции 19 — 22 — см. фрагмент спецификации выше. 27 — демонтажная вставка, 28 — втулка под фланец, 29 — накидной фланец.

Запорная арматура для канализационных труб

Задвижка
– тип запорной трубопроводной арматуры, предназначенный для перекрытия неагрессивной рабочей среды преимущественно с высокими показателями температуры и давления.
Запорный элемент
в задвижках перемещается перпендикулярно оси потока рабочей среды.
Перекрытие потока
происходит за счет поступательно-вращательного движения шпинделя, который перемещает клин из верхнего положения в нижнее. В отличие от кранов и затворов, которые открываются при повороте шпинделя на 90°, задвижки являются многооборотной арматурой. Плавное постепенное перекрытие потока обеспечивает отсутстие резких перепадов давления, а плавное открытие препятствует возникновению гидроудара. Именно из-за этих свойств задвижки используются преимущественно в магистральных технологических и транспортных трубопроводах диаметрами от 15 до 2000 мм. По конструкции запорного органа задвижки можно разделить на клиновые и шиберные задвижки.
В клиновых задвижках
сёдла в корпусе расположены под небольшим углом друг к другу, а затвор представляет собой устройство в виде клина — жёсткого, упругого или двухдискового, который в положении «закрыто» плотно входит в пространство между сёдлами. Со временем герметичность такой задвижки может быть нарушена из-за сильного трения в крайнем закрытом положении.

Задвижки с обрезиненным клином

являются модификацией клиновых задвижек. Задвижки с обрезиненным клином имеют гладкий полный проход, благодаря чему в момент перекрытия рабочего потока не возникает сильного трения. Обрезиненный клин задвижки призван обеспечивать высокие показатели герметичности и прочности, а также бесперебойную работу запорной арматуры, даже при резких перепадах температурного режима. Еще одна черта, характерная для задвижек такого типа, — низкие крутящие моменты при управлении.

Шиберные задвижки

являются разновидностью параллельной задвижки. Шиберные задвижки применяются в тех случаях, когда допускается одностороннее направление потока рабочей среды и не требуется высокая герметичность запорного органа. Они предназначены для установки в качестве запорных устройств на трубопроводах, транспортирующих канализационные стоки, шламы и другие, загрязнённые механическими примесями среды. Иногда затвор выполняется ножевым для разрушения частиц в рабочей среде, в этом случае задвижки называются шиберными ножевыми.

Большое значение для работы и области применения задвижек имеет расположение ходового узла. Он может быть расположен внутри задвижки в рабочей среде или вне полости корпуса. Иными словами, задвижки бывают с выдвижным штоком и с невыдвижным штоком.

Ножевые затворы СМО. Конструкция шиберных задвижек ПА 540 и ПА 550. Разновидности шиберных затворов марки СМО. Сферы применения шибер задвижек/

Принцип действия механического затвора для канализации

как работает канализационная задвижка

Необходимый уровень защиты от возможного затопления способны обеспечить далеко не многие модели канализационных затворов с механическим приводом, поэтому в большинстве случаев рекомендуется отдать предпочтение именно автоматизированным системам, устанавливаемым на магистралях канализационных трубопроводов. Разновидностей механических устройств несколько:

  1. приспособления, участвующие в переливах колодцев;
  2. устройства с одной камерой, способ монтажа которых исключительно вертикальный;
  3. агрегаты с двумя камера оснащены ручным типом управления заслонки используемой камеры;
  4. агрегаты с одной камерой, которые также оснащены механическими приводами управления и фиксацию заслонки;
  5. однокамерные устройства.

Механические затворы однокамерные принято использовать для относительно чистой среды, в которой не содержатся фекальные массы. При их наличии следует отдать предпочтение двухкамерным конструкциям. Механические канализационные затворы могут монтироваться в помещениях подвального типа, на участке перед выходом внутренней трубы канализации во внешнюю магистраль. Таким образом можно успешно разделить наружную и внутреннюю систему канализации.

В комплектацию основной части входит корпус, для изготовления которого используются полимеры, выход гладкий и с раструбами, которые располагаются на разной высоте в центральной части. Нанесенная на раструбный вход стрелка должна соответствовать направлению потока фекальных масс. Также в корпусе имеется установочный паз, в котором после размещается заслонка. Для ее изготовления используется специальная сталь стойкая к коррозии. Монтаж должен производиться вплотную к лицевой части прибора. Вогнутая сторона должна быть направлена к входу в устройство затвора. Также в заслонке имеется подрамник, изготовленный из полипропилена.

Задвижки с выдвижным штоком:

В задвижках с выдвижным штоком

резьба шпинделя и ходовая гайка расположены снаружи корпуса арматуры. Шпиндель нижним концом соединён с затвором и при вращении ходовой гайки для открытия задвижки совершает вместе с затвором только поступательное перемещение, при этом верхний конец шпинделя выдвигается на величину хода затвора. Для возможности перемещения шпинделя ходовая гайка поднята над верхней частью крышки (то есть над сальником) примерно на величину хода затвора в конструкции, которую называют бугельным узлом.

Достоинствами такой конструкции являются отсутствие вредного воздействия рабочей среды на ходовой узел и свободный доступ для его технического обслуживания, а следовательно меньший износ сальникового уплотнения и более высокая надёжность резьбовой пары и сальника. Недостатком таких задвижек является увеличение строительной высоты и массы за счёт выхода шпинделя из крышки не менее, чем на диаметр прохода и необходимость по этой причине при монтаже оставлять свободное место для выхода шпинделя.

Принцип работы канализационного затвора

Затвор с электроприводом

В канализационном затворе применяется возвратное движение основного клапана. Затвор имеет простое устройство, требует минимального приложения усилий при монтаже, а также обладает длительным сроком эксплуатации.

В обыкновенном положении, без приложения силы, заслонка затвора постоянно закрыта. Но под воздействием канализационных стоков, она открывается и пропускает сточные воды дальше в систему. После того, как напор закончился, заслонка возвращается в своё исходное положение.

В корпусе затвора предусмотрен специальный люк, который позволяет проводить чистку и техническое обслуживание устройства. Также данный элемент позволяет добраться до места засорения трубопровода.

Конструкция устройства достаточно проста, состоит из клапана и заслонки. При поломке, данные элементы можно быстро заменить, достаточно иметь в наличии новые.

Задвижки с невыдвижным штоком:

В задвижках с невыдвижным штоком

ходовая резьба находится внутри полости задвижки и при открывании шпиндель не выдвигается из крышки, сохраняя своё первоначальное положение по высоте. Ходовая гайка в этих задвижках соединена с затвором и при вращении шпинделя для открытия прохода как бы наворачивается на него, увлекая за собой затвор. В задвижках с невыдвижным шпинделем ходовой узел погружён в рабочую среду и поэтому подвержен действию коррозии и абразивных частиц в рабочей среде, к нему закрыт доступ и отсутствует возможность технического обслуживания во время эксплуатации, что приводит к снижению надёжности работы ходового и сальникового узлов.

В связи с этим такие задвижки имеют ограниченное применение — для трубопроводов, транспортирующих минеральные масла, нефть, воду, не засорённую твёрдыми примесями и не имеющими коррозионных свойств. Поскольку в задвижках с невыдвижным шпинделем затруднены наблюдение и уход за ходовым узлом, они не рекомендуются для ответственных объектов. Достоинством такой конструкции является меньшая строительная высота, что делает целесообразным их применение для подземных коммуникаций, колодцев, нефтяных скважин и т.д.

Устройство и их разновидности

Используемый тип клиновой арматуры изготавливается из высококачественного чугуна, который крайне эффективен и невероятно прост в последующей эксплуатации. Для перекрытия основного потока много сил и времени не понадобится. Агрегат превосходно справляется с возложенными на него обязанностями, даже при наличии ускоренного потока. Конструкции могут применяться:

  1. в газопроводах;
  2. в нефтепроводах;
  3. в канализационных системах;
  4. в паропроводах;
  5. в водопроводах.

Чугун характеризуется как невероятно прочный и стойкий к химически-активной среде материалом, который часто применяется при обустройстве канализационных систем. Также можно использовать модели, которые покрыты защитным слоем на основе резины. Любая из перечисленных версий полностью соответствует имеющимся ГОСТам, что позволяет использовать их на трубопроводах любого назначения.

Клиновый тип задвижек имеет неоспоримое преимущество – в особом обслуживании устройство не нуждается, а сам процесс использования никаких сложностей не вызовет. Блок будет перемещаться поступательно, под некоторым углом относительно основного потока или блокировать его перемещение.

Основные преимущества задвижек:

  • сравнительная простота конструкции, малое гидравлическое сопротивление;
  • относительно небольшая строительная длина;
  • симметричность задвижки позволяет пропускать рабочий поток в любом направлении;
  • возможность применения в различных условиях эксплуатации, высокая герметичность;
  • бесколодезная установка, длительный срок службы при неблагоприятных условиях;
  • возможность ремонта и замены комплектующих при их поломке или износе;
  • низкий крутящий момент при управлении электроприводом;

Сферы применения задвижек:

Задвижки используются преимущественно в магистральных трубопроводах, в системах жилищно-коммунального хозяйства, газо- и водоснабжения, нефтепроводах, объектах энергетики и многих других, для перекрытия рабочих сред с высокой температурой и давлением.

Компания Мастерпром реализует задвижки

, классифицируя их
по сферам применения
: отопление, теплоснабжение и ГВС, холодное и питьевое водоснабжение, канализация и водоотведение, пожаротушение, бумажно-целлюлозная промышленность, трубопроводы нефтепродуктов, абразивных материалов, промышленных жидкостей. Производители задвижек Jafar, Stafsjo, Hawle, Orbinox, МЗТА, Гранар находятся на рынке трубопроводной арматуры достаточно давно, качество продукции и сроки поставки оправданы умеренными ценами, вся продукция сертифицирована и соответствует международным стандартам.

Технические характеристики

Общие технические условия на шиберные задвижки, используемые в магистральных нефтепроводах, приведены в ГОСТ Р 55020-2012. Некоторые положения этого документа:

  • Номинальные диаметры (DN). Показатель (иногда обозначается как Ду) равен сечению внутреннего проходного канала, основные типоразмеры: 100 — 150 – 200 – 250 – 300 – 350 – 400 – 500 – 600 – 700 – 800 – 1000 – 1050 — 1200 мм.
  • Номинальное давление (PN). Указывает на напорные характеристики транспортируемой среды при рабочих температурных параметрах, типовой ряд: 16 – 25 – 40 – 63 – 80 – 100 — 125 бар.
  • Перепады давлений в максимуме при открытии заслонки: 16 – 25 – 30 – 40 – 50 — 63 – 70 — 80 – 100 бар.
  • Температура транспортируемой среды: — 15 до + 80 °С.
  • Герметичность: класса А без видимых протечек.
  • Привод: ручной со штурвалом, редукторный, электрический.

Типы приводов шиберных задвижек.

Рис. 7 Типы приводов

  • Климатическое исполнение: У1 (температура внешней среды до — 40 °С) и ХЛ1 (до — 60 °С).
  • Варианты установки: подземный и надземный.
  • Направление движения рабочего тела: двухстороннее.
  • Процентное содержание взвесей в подаваемой среде: не более 20%.
  • Тип подсоединения к трубам: сварное (с патрубками под сварку или с приварными катушками), фланцевое, с ответными фланцами под приварку, комбинированное (один патрубок с фланцем, второй под сварку).
  • Конструктивное исполнение корпуса: литой, лито-сварной, лито-штампо-сварной, штампо-сварной.
  • Конструктивное исполнение фланцев: литые, приваренные встык и плоские приварные.
  • Срок эксплуатации: не меньше 50 лет.
  • Назначенный эксплуатационной срок: от 30 лет.

Конструкция и материалы изготовления шиберного затвора.

Рис. 8 Конструкция и материалы изготовления шиберного затвора на примере изделий марки Omal серии Pal (Италия)

  • Полный и назначенный ресурс: соответственно 3000 и 1500 циклов.
  • Срок службы и ресурс сменных деталей: соответственно 15 лет и 750 циклов.

Так как шибер-задвижки используют не только в трубопроводных магистралях с нефтепродуктами, указанные выше положения ГОСТ Р 55020-2012 не являются обязательным для их производителей.

Многие фирмы выпускают продукцию в более широком диапазоне условных проходов от 50 до 2000 и даже до 3000 мм.

Также в сравнении с ГОСТ Р 55020-2012 могут отличаться и напорные характеристики выпускаемых изделий — к примеру любой показатель в диапазоне от 1 до 10, 25 или 40 бар, а также их температурные параметры, типы привода (гидро- и пневмопривод). Многие производители поставляют продукцию с иным более широким рядом климатических исполнений.

Рис. 9 Размерные и физические параметры шиберных затворов на примере изделий серии ПА 570

Автоматизация задвижек, дополнительная комплектация:

Используя собственные производственные возможности и наработки, компания Мастерпром предлагет свои услуги по автоматизации трубопроводной арматуры

— установке электроприводного оборудования импортного и российского производства. Для стыковки электропривода и задвижек с ручным управлением используются специальные стыковочные узлы для задвижек с обрезиненным клином, и червячно-подшипниковые узлы для шиберных задвижек с выдвижным штоком.

Так же возможно удлинение штока

задвижек в случаях, когда установка электропривода непосредственно на задвижку невозможна, например, из-за узкого колодца. Серия удлинителей штока ШФВ (шток фиксированной длины для арматуры с выдвижным шпинделем) позволяет устанавливать привод на высоте до 3500 мм, серия удлинителей штока ШТН (шток телескопический для арматуры с невыдвижным штоком) позволяет регулировать точку монтажа электропривода в пределах 500 мм при максимальной высоте в 3500 мм.

Для автоматизации безколодезной задвижки компания Мастерпром разработала специальную колонку управления, которая позволяет устанавливать электропривод на высоте 500 — 800 мм над землей.

Комплектация канализационных магистралей

Практически у любого человека с термином «канализация» будет ассоциироваться большая труба, через которую в выгребную яму будут отходить канализационные нечистоты. Однако на практике выглядит это все намного сложнее, даже если примером будут служить обычные очистные сооружения. На что стоит обратить внимание в первую очередь:

Как делают задвижки? Состав и основные детали задвижек.

Идею применения трубопровода впервые в 1863 году выдвинул Д. Менделеев. Через 15 лет в 1878 году российские инженеры А. Бари и В. Шухов построят первый в России нефтепровод. Именно с этих времен начинается история развития русского трубопровода и арматуры, являющейся его неотъемлемой частью.

Из общего числа запорной арматуры, применяющейся на сети трубопроводов, 85% составляют задвижки. Это устройство, служащее для перекрытия потока транспортирования. Для предприятия с его индивидуальным характером работы, необходима определенная модель арматуры. И чтобы ее выбрать, надо знать, из каких материалов изготавливаются составные части задвижек.

Задвижка – общий вид и комплектация

На рисунке ниже изображена клиновая задвижка.

Чтобы перекрыть рабочую среду в трубе, задвижка оснащена клином (14), который перемещается в одно из крайних положений за счет вращения маховика (1). Для передачи и преобразования вращательного движения маховика в поступательное на клин, установлена резьбовая пара «гайка-шпиндель» (3,5).

Клин образован двумя дисками, на которые по кругу нанесен уплотнитель (15).

Шпинделем называется вал, имеющий правые или левые обороты вращения и имеющий резьбу. На шпинделе задвижки, представленной на рис.1, резьба накатана не по всей поверхности. Конструкция предполагает поступательное движение клина и, соответственно, шпинделя. Поэтому последний в технической документации может называться штоком.

За счет постоянного взаимодействия штока с сальниковой набивкой (6) и рабочей средой, нужно уметь правильно выбрать (для конкретной среды) материал этих деталей. Поэтому при заказе уточняется, из какой стали делают шток задвижки а также тип уплотнителя сальника.

Кроме сальника, уплотнитель (12) используется во фланцевом соединении корпуса (13) с крышкой (8). Для герметичной затяжки фланца применяют типовые шпильки (9) и гайки (7).

Для присоединения задвижки к трубе, используются патрубки, укомплектованные фланцами (16). А вот для фиксации грундбуксы применяют откидные болты (10), фиксированные штифтами (11).

Остальные компоненты задвижки:

  • 2 – стопорное кольцо приводной гайки;
  • 4 – упорные и опорные подшипники

Заводы трубопроводной арматуры выпускают модели задвижек для разных сред. Но и в одинаковых моделях при изготовлении одной детали могут использоваться разные материалы. Далее познакомимся:

  • с ходовыми моделями задвижек;
  • способами их изготовления;
  • и используемыми при этом материалами.

Информация будет полезна для отдела закупок, снабжения и главных технологов предприятий.

Способы изготовления деталей

Запорную арматуру изготавливают для определенной рабочей среды. Разные модели задвижек предназначены для перекрытия потока:

  • воды (горячей/холодной) и пара;
  • сырья (нефть, минеральные/синтетические масла, нефтепродукты, природный газ);
  • а также продуктов химических производств (аммиак, щелочи, кислоты).

От рабочей среды зависит то, какой материал будет использован в конкретной детали. От этого, соответственно, выпускают разные модели задвижек. Далее рассмотрим современные типы запорной арматуры, чаще всего встречающиеся на российских трубопроводах.

Модель 30с41нж

Корпус задвижки этой модели изготовлен из стали, о чем говорит маркировка «с» в ее обозначении.


Рис. 2

Основные характеристики.

1. Предназначена для установки в трубопровод, по которому обращается вода, пар, нефть и ее производные.

2. Температура рабочей среды – от -40 0 С до +450 0 С.

3. Диаметр прохода – от 50 мм до 400 мм (изготавливается в полнопроходном исполнении).

4. Давление рабочее – 16 атмосфер.

5. Степень герметичности затвора – «А» в соответствии с ГОСТом 9544.

6. Допустимая температура окружающей среды – от -40 0 С до +40 0 С.

7. Климатическое исполнение – «У1» в соответствии с ГОСТом 15150-69г.

Маркировка 30с41нж обозначает следующее:

  • 30 – тип арматуры «задвижка»;
  • с – материал корпуса сталь;
  • 41 – регистрационный номер модели по таблице фигур;
  • нж – уплотнительные поверхности клина нержавеющие.

Далее рассмотрим, из чего и как делают задвижки 30с41нж.

Корпусные детали

К корпусным деталям относятся маховик, крышка и корпус. Для работы с высокой температурой среды, корпус и крышку изготавливают из стали 25Л методом отливки по выплавляемым моделям.

Литье по выплавляемым моделям – часто применяемый заводами метод отливки деталей задвижек. При его использовании добиваются высокой точности, что позволяет идеально подгонять детали при сборке.

Сплав 25Л в составе имеет:

  • 0,22-0,3% углерода;
  • 0,2-0,5% кремния;
  • 0,3-0,9% марганца;
  • 0,3% хрома;
  • 0,3% никеля;
  • 0,3% меди;
  • 97% железа.

Наличие в сплаве кремния и марганца снижает вредное воздействие кислорода. Этот фактор положительно сказывается на коррозионной стойкости корпусных деталей в процессе эксплуатации.

Примеси меди, хрома и никеля придают корпусным деталям повышенные антикоррозионные свойства. Кроме того, наличие никеля увеличивает прочность и пластичность сплава.

Маховик 30с41нж также отливается из 25Л. А вот метод литья здесь применяется другой. Предварительно расплавленный металл отливают в форму.

Приводная часть

К приводной части задвижки относится гайка и шпиндель. Требования к этим составным частям предъявляются повышенные. Это обусловлено взаимодействием шпинделя (его гладкой части) с рабочей средой, а также его трением об гайку.

Гайку изготавливают из латунного прутка (круга) марки ЛС59-1. Этот сплав имеет в своем составе:

  • до 42% цинка;
  • 57% меди;
  • до 1,9% свинца.

Свинец увеличивает антифрикционные свойства и улучшает обрабатываемость заготовки. Изготовление приводной гайки сводится к 3 этапам.

1. Резка заготовки по определенным размерам от прутка.

2. Сверление отверстия на станке.

3. Фрезеровка внутренней резьбы.

Шпиндель задвижки делают также из прутка, но использую другой сплав. Здесь применяется 20Х13. Этот металл относится к коррозионно-стойким, жаропрочным, класс – ферритно-мартенситный.

В составе присутствует до 14% хрома. Детали, изготовленные из этого сплава, могут работать в нормальном режиме при температуре до +700 0 С без изменения физических свойств.

Технология изготовления шпинделя из стали 20Х13 аналогична процессу с гайкой. Исключением составляет резьба, которая накатывается по поверхности шпинделя. Сверловка отверстия, соответственно, здесь отсутствует.

Заводы поставляют задвижки, укомплектованные шпинделем с разной резьбой.

Какая резьба на штоке задвижки?

Тип резьбы на шпинделе задвижки зависит от типа привода (его технических характеристик).

Резьбы может быть:

  • правая;
  • левая.

Стандартом принята правая резьба. Таким типом штоков снабжают задвижки с ручным приводом (через маховик). При этом для закрытия прохода, работник должен крутить штурвал по часовой стрелке.

В некоторых моделях задвижек, укомплектованных механическим редуктором (30с564нж, 30с541нж) применяется левая резьба. Это обусловлено конструкцией механической передачи (червячная, коническая).

Также левая резьба наносится на шток при изготовлении задвижек с переходной площадкой под электропривод (30с941нж, 30с927нж). В этом случае такое требование обусловлено характером работы электропривода.

Сальниковый узел

Эта часть отвечает за герметизацию внутреннего рабочего пространства задвижки от окружающей среды. Сальник подвергается трению об гладкую часть шпинделя. Также на него воздействует давление внутри трубопровода, стремящееся вытолкнуть его наружу.

На рисунке 5 цифрами 1,2,3 обозначены кольца сальниковой набивки. Они наматываются вокруг шпинделя (4) и прижимаются грундбуксой (5). Последняя служит для предотвращения выталкивания давлением сальниковой набивки.

В качестве набивки сальника используют:

  • асбестовый шнур;
  • паронит;
  • шнур ТРГ.

Асбестовый шнур и паронит используют в разных исполнениях. Конкретный тип зависит от модели задвижки. В 30с41нж применяют асбест (паронит) общего назначения. По требованию заказчика, завод-изготовитель трубопроводной арматуры может поставить партию задвижек для конкретных условий эксплуатации с другой набивкой.

Асбестовый шнур может быть марок:

  • АПР31 – армированный проволокой и пропитанный антифрикционной составляющей;
  • АП31 – обыкновенный плетеный, пропитанный жиром;
  • АПРПС – армированный латунной проволокой, пропитанный графитовым составом;
  • АГИ – графитизированный, проклеенный.

Паронит также может дополнительно армироваться проволокой из нержавейки, пропитываться клеящими составами.

Кроме паронита и асбестового шнура в сальнике применяют шнур ТРГ. Расшифровывается этот материал так – набивка из терморасширенного графита. Этот уплотнитель современного образца имеет отличные антифрикционные свойства.

Грундбуксу отливают из углеродистой стали 35Л или серого чугуна. Сплав 35Л предназначен для работы деталей под средними статическими и динамическими нагрузками.

Серый чугун для отливки грундбукс для стальных задвижек применяют реже.

Детали затвора

Клин задвижки крепится на шпиндель посредством «т-образного» соединения. Так как клин непосредственно взаимодействует с рабочей средой в режиме «24/7», требования к нему повышенные.

Для его отливки применяют сталь WCB (аналог 25Л и 35Л). Уплотнительные поверхности клина, выполняющие основную роль задвижки по обеспечению заданного класса герметичности, наплавляются посредством нескольких способом.

1. Дуговая сварка.

2. Плазменная сварка.

3. Лазерная сварка.

Независимо от способа нанесения уплотнителя на клин, применяют наплавочную проволоку марок:

  • 2Cr13;
  • 13Х25Т;
  • 10Х17Т.

Сплав 2Cr13 – это коррозионно-стойкая, жаропрочная сталь, в составе которой есть до 13% хрома. Этот металл поставляется из Китая и является самым дешевым среди 3 приведенных выше марок.

В сплав 13Х25Т добавляют следующие примеси:

  • хром – до 28%;
  • никель – до 0,7%;
  • титан – до 0,6%.

Для сравнения посмотрим химический состав 10Х17Т. Количество титана и никеля здесь такое же, как в 13Х25Т. А вот хрома сюда добавляют меньше – всего до 18%. Самым интересным (и долговечным) уплотнителем для клина задвижки является 13Х25Т. В этом сплаве больше всего хрома.

В затворный узел также входят уплотнительные кольца, запрессованные в корпус.

Запрессовка – процесс натяга (прессовки) детали меньшего (большего) диаметра в отверстие детали большего (меньшего) диаметра.

Так как кольца в корпус запрессовываются «навсегда» и поменять их в процессе эксплуатации не получится, требования к ним самые высокие.

На кольца наплавляют:

  • 07Х25Н13;
  • или 08Х21Н10Г6.

В химический состав сплава 07Х25Н13 входит до 1% кремния, до 2% марганца, до 14% никеля и до 26% хрома.

Присутствие кремния и марганца придает этому металлу:

  • прочность, при сохранении вязкости и упругости;
  • кислотоустойчивость;
  • твердость и износоустойчивость;
  • сопротивление ударным нагрузкам.

Добавление никеля и хрома ставит этот сплав в класс коррозионно-стойких, жаропрочных.

В 08Х21Н10Г6 добавляют меньше хрома (до 22%) и никеля (до 11%), но больше марганца (до 7%). Последний за счет своего процентного содержания увеличивает наплавочные свойства сплава 08Х21Н10Г6. При наплавке (нагреве) не нарушается кристаллическая решетка, а отсюда вытекает долговечность эксплуатации таких затворов.

08Х21Н10Г6 и 07Х25Н13 – отличные уплотнители для колец корпуса. В первом выше наплавочные свойства, во втором же – большее содержание легирующих добавок (хрома и никеля).

Уплотнители фланца

Задвижку 30с41нж комплектуют присоединительными патрубками. На трубу она крепится при помощи типовых шпилек и гаек. Место присоединения на магистрали также должно укомплектовываться ответными фланцами.

Ответный фланец – аналогичный установленному на арматуре фланец, который устанавливают на трубу. Для того чтобы фланцы имели одинаковое расположение осей отверстий, их изготавливают в соответствии с ГОСТами.

При заказе партии задвижек, целесообразно сразу приобретать ответные фланцы на том же заводе.

На рисунке 7 изображен пример фланцевого соединения двух труб. В качестве крепежа здесь использовали типовые болты вместо шпилек. На верхнем рисунке отчетливо видна проточка по металлу «шип-паз». Такое исполнение увеличивает степень герметичности магистрали. Задвижка к трубе крепится аналогичным способом.

В качестве уплотнителя во фланцевом соединении используют паронит. Этот материал в своем составе имеет асбест, каучук и другие порошковые наполнители.

Для конкретного предприятия, с его технологией работы (рабочей среды), паронит армируется проволокой, пропитывается огнестойкими и кислотостойкими составами.

Сами фланцы отливают из стали 25Л. После их обработки на токарном (изготовление на плоской части проточек «шип-паз»), сверлильном (сверловка отверстий для шпилек) и фрезерном (снятие фасок) станках, фланцы прикрепляют к патрубку методом сварки плавления.

Модель 30ч6бр

Корпус и крышку задвижки этой модели изготавливают из серого чугуна СЧ20 методом литья. Также из этого сплава изготовлен маховик и диски клина.

Чугун СЧ20 в химическом составе имеет 3,5% углерода, за счет чего отливки из сплава теряют в пластичности. Также высокий процент углерода затрудняет применение дуговой сварки (значительно нарушается кристаллическая решетка). Поэтому заготовки перед сваркой прогревают до температуры 600-650 0 С.

Остальные свойства сплава СЧ20 благоприятно предрасположены для выпуска из него составных частей 30ч6бр.

Маркировка «бр» в названии модели обозначает, что в качестве уплотнительных поверхностей (кольца корпуса) применяется латунь ЛС59-1. За счет этого, задвижка может использоваться в работе при относительно (для серого чугуна) высоких температурах вещества в магистрали.

Сальниковый узел комплектуется графитизированным уплотнителем, в качестве которого применяют кольца ТРГ.

Фланцы этой модели отлиты из того же СЧ20. Процесс сверловки отверстий, фрезеровки и проточки каналов «шип-паз» аналогичен работе со стальными фланцами.

Крепление на трубопровод производят по ответным фланцам типовыми болтами (шпильками) и гайками. Для уплотнения фланцев применяют листовой паронит марки ПОН-Б, характеристики соответствуют ГОСТу 481-80года.

Эксплуатационные характеристики

Задвижка 30ч6бр применяется для трубопроводов, по которым обращается вода и пар. За счет установки латунного уплотнителя в затворе, допускаемая температура рабочей среды составляет +225 0 С.

Остальные характеристики:

  • диаметр прохода – от 50 мм до 400 мм;
  • сечение прохода – полнопроходное;
  • рабочее давление – 10 и 16 атмосфер (зависит от завода-изготовителя);
  • климатическое исполнение – У2, УХЛ4;
  • допустимая температура окружающей среды – от -15 0 С (для водной среды от +1 0 С) до +40 0 С;
  • расположение дисков на клине – параллельное.

В этой модели чугунной задвижки затвор имеет металлические уплотнители (металл по металлу). За счет этого в процессе производства не удается добиться высокой степени герметичности. Заявленный класс герметичности задвижки 30ч6бр – «D» согласно ГОСТу 9544-2015года.

Модель 30ч39р

Корпусные детали этой модели изготавливаются из высокопрочного чугуна марки GGG50. В составе этого сплава присутствует шаровидный графит, что положительно сказывается на отливках. Повышается прочность составных деталей, точность отливок. Присутствие шаровидного графита способствует улучшению обрабатываемости корпуса и крышки на станках.

На рисунке 9 видно, что корпус, крышка и маховик (также отливается из GGG50) покрыты слоем краски. Данное покрытие является эпоксидно-порошковым. Внутренние полости арматуры (патрубки, проходное отверстие, затвор) также покрыты эпоксидно-порошковой смесью. Благодаря ее применению увеличивается сопротивление коррозионному разрушению металла. Соответственно, срок службы 30ч39р возрастает.

Маркировка «р» в обозначении указывает на материал уплотнителя клина.

Это резиновая накладка, которая может быть изготовлена из:

  • EPDM (этиленпропиленовый каучук);
  • PTFE (фторопласт).

Шпиндель задвижки изготавливают из нержавеющей стали марок 2Cr13 и SS416 (зависит от производителя).

Приводная гайка, как и в предыдущих двух моделях, сделана из латуни ЛС59-1.

Сальниковая набивка – ТРГ, уплотнение крышки и корпуса – прокладка из EPDM. Для уплотнения фланцевого соединения используют паронит общего назначения.

Эксплуатационные характеристики

Модель 30ч39р применяется на магистралях, по которым обращается вода. Отсюда вытекают требования ко всем составным деталям. Они должны быть коррозионно-стойкими, не поддаваться разрушению (коррозия не более 0,1мм за 1 год эксплуатации).

1. Максимальная температура вещества – 95-150 0 С (зависит от производителя).

2. Диаметр прохода – от 40 мм до 1000мм.

3. Давление рабочей среды – 10 и 16 атмосфер.

4. Класс герметичности затвора – «А».

5. Установка на трубу осуществляется: для задвижек диаметром до 250 мм – на горизонтальном участке трубопровода (максимальное отклонение 90 0 в любую сторону), для арматуры большего диаметра – допускается отклонение по вертикали в любую сторону не более 45 0 .

За счет применения обрезиненного клина, коррозионное разрушение от водной среды полностью отсутствует. Также наличие упругого уплотнителя снижает истирание о чугунный корпус затвора, что увеличивает срок службы изделия.

Для трубопроводных систем ЖКХ, задвижка 30ч39р – лучший выбор.

Эксплуатация

В процессе эксплуатации задвижки подлежат периодическим проверкам, обслуживанию и профилактическому ремонту.

Необходимость профилактического ремонта определяют после осмотра технического состояния арматуры.

На предприятии, эксплуатирующем трубопроводную магистраль, создается комиссия, которая определяет периодичность проверок.

В ходе проверки осматривают:

  • сальниковый узел на наличие пропуска рабочей среды через уплотнитель;
  • корпус и крышку на наличие деформаций, трещин, коррозии;
  • плотность прилегания и герметичность фланцевого соединения корпуса и крышки;
  • герметичность фланцев присоединительных патрубков к магистрали;
  • шпиндель на наличие повреждений резьбы и ржавчины.

Не допускается образование ржавчины на шпинделе, так как в этом случае нарушается геометрия резьбы и возрастает вероятность нештатного заклинивания. Поэтому шпиндель подлежит периодической смазке.

Но прежде, чем смазать шток задвижки, который уже покрылся ржавчиной, ее нужно удалить. Делают это специальными составами.

Только после удаления слоя ржавчины, шпиндель подлежит смазке. Любая смазка для этих целей не подойдет. Надо выбрать состав, учитывая параметры рабочей среды.

В процессе работы можно использовать:

  • ЦИАТИМ 221;
  • солидол;
  • графитовая смазка.

Перед вводом в эксплуатацию шток необходимо смазать пастой ВНИИНП-232, изготовленной по ГОСТу 14068-79года.

Хранение и транспортировка

Перевозку партии арматуры производят в заводской таре.

Требования к погрузке, размещению и креплению груза.

1. Располагать ящики с арматурой в вагоне или на автотранспорте надо в соответствии с транспортными обозначениями.

2. При погрузке и выгрузке нельзя бить ящики друг об друга, а также бросать.

3. Кантовать ящики. Перемещение производить краном, с обязательным соблюдением маркировки.

Хранить арматуру лучше в заводской таре. А при долговременном (свыше полугода) хранении – это обязательное требования. Также, при долгом хранении необходимо смазывать шток специальной пастой.

Помещение для хранения надо проветривать, защищать арматуру от попадания прямых солнечных лучей. Допускается оставлять задвижки на хранение без заводской тары. При этом размещать их надо на поддонах или стеллажах. Попадание влаги исключается.

Источник https://xn--b1ae2abcgz.xn--p1ai/2019/12/29/zadvizhka-v-kovere-chto-eto/

Источник https://spark-welding.ru/kanalizaciya/zadvizhka-na-kanalizacionnuyu-trubu-110.html

Источник https://teharmatura.ru/info/articles/truboprovodnaya-armatura/sostavnye-chasti-zadvizhek/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: