Арматура для водоснабжения: виды, назначение, нюансы подбора

Арматура для водоснабжения: виды, назначение, нюансы подбора

Термин «арматура», образовался от одноимённого латинского слова, обозначающего «снаряжение». Он применяется в различных сферах, но когда речь идёт об инженерных сетях, под этим словом следует понимать все вспомогательные элементы и устройства, которые не входят в комплектацию основного оборудования.

Трубопроводная арматура систем водоснабжения необходима для нормальной работы сети: её регулирования, ремонта и эксплуатационного обслуживания, а так же для элементарного запуска и выключения. Опираясь на видео в этой статье, мы рассмотрим, какие виды арматуры в водоснабжении используются, расскажем об их ассортименте, назначении и местах размещения.

Предохранительная арматура

Прежде всего, арматура для установки в системах водоснабжения, должна соответствовать нагрузкам, на которые рассчитан трубопровод: как внутренним, так и внешним. Она должна быть устойчивой к коррозии и явлениям кавитации, обладать соответствующими мощности сети гидродинамическим и гидравлическим свойствам, и обеспечивать полную герметичность.

Обратите внимание! Основными параметрами практически всех элементов являются два показателя. Первый — это условный проход (диаметр), размер которого устанавливается существующими стандартами. Второй – это условное давление. Данный показатель представляет собой максимальное давление, возникающее в сети, работающей при +20 градусах Цельсия.

Вся арматура делится на несколько групп, в каждую из которых входят детали, сходные по своему назначению. Давайте рассмотрим, что это за группы.

Вантуз: устройство для аэрации трубопровода

Под номером один в списке трубопроводной арматуры, идёт вантуз. Для водопровода — как, впрочем, и для канализации, этот прибор является обязательным элементом. Именно он предохраняет трубопровод от поломок, и обеспечивает стабильную циркуляцию в нём жидкости.

Всё дело в том, что воздух, находящийся в трубах, может вызывать немало проблем. Например: в момент увеличения давления он сжимается, а при его снижении происходит его резкое расширение, что вызывает такое явление, как гидроудар.

Кроме того, он собирается в верхней полости трубы, образуя в ней воздушную прослойку. Она, как пробка, способна полностью перекрыть сечение трубы, и сделать прохождение по ней воды невозможным.

Аэрационная арматура: вантузы

Аэрационная арматура: вантузы

  • Вантуз выполняет несколько функций. Он автоматически удаляет скопившийся вверху воздух, а потому монтируется в самой высокой точке сети. При сливе воды из трубопровода, вантуз, наоборот впускает воздух — без него тоже никак нельзя, так как при его разрежении образуется вакуум.
  • Вантузы, устанавливаемые на наружные трубопроводы, представляют собой чугунный корпус с располагающимся внутри него полимерным или стеклянным шаровым поплавком, и клапан, через который, собственно, и выходит воздух. Происходит это так: при накоплении вверху воздуха, поплавок опускается вниз и открывает клапан. Как только воздух вышел, занимаемое им пространство заполняется водой, которая поднимает поплавок, и клапан закрывается. По мере скопления новых порций воздуха, весь цикл повторяется. Кроме шарового, вантузы бывают ещё рычажными и мембранными.

Секция на трубу с воздухоотводящим клапаном

Секция на трубу с воздухоотводящим клапаном

  • Вантузы ставят не только на централизованных, но и на автономных трубопроводах. Они помогают устранить скачки давления, снижают энергопотребление насосного оборудования, замедляют процесс коррозии стенок труб. В сети, где больших объёмов воздуха не бывает, ставят не вантузы, а автоматические спускные клапаны, которые присоединяются к трубе через патрубок. На фото выше вы видите готовую торцевую секцию с клапаном для воздуха.

Клапаны противоударные и обратные

К категории предохранительной арматуры, внедряемой в водопроводные системы, относят клапаны различного назначения. Выше было сказано об аэрационном варианте, который либо является частью вантуза, либо может быть установлен отдельно. Но есть и предохранительные клапаны, задача которых состоит в том, чтобы не допустить случайного превышения давления в трубах.

Следствием такого превышения может явиться опять же гидравлический удар. В современных системах, оборудованных центробежными насосами, это может случиться элементарно из-за выключения электроэнергии, резкого закрытия водоразборной арматуры, или её неисправности. Во всех случаях характер гидроудара будет различным, но суть одна: он может привести к разрушению системы.

Узел с предохранительными клапанами, который легко собрать своими руками Узел с предохранительными клапанами, который легко собрать своими руками Клапан межфланцевый обратный, в чугунном корпусе – для крупных наружных тубопроводов Клапан межфланцевый обратный, в чугунном корпусе – для крупных наружных тубопроводов Клапан, препятствующий возвратному движению воды - для автономной сети Клапан, препятствующий возвратному движению воды — для автономной сети Узел установки предохранительной арматуры на наружный трубопровод Узел установки предохранительной арматуры на наружный трубопровод

  • Например, когда работающий насос резко остановился из-за прекращения подачи тока, вода по инерции продолжает какое-то время двигаться – во всяком случае, пока не закрыта задвижка. Затем, давление в трубе, подающей воду от насоса, резко снижается.
  • Если на трубопроводе есть поворот или уклон, в этих местах может произойти разрыв потока, и вода начинает двигаться в обратном направлении – то есть, в сторону задвижки или насоса.
  • В последнем случае, она доходит только до обратного клапана, установленного перед насосом. При этом вода, натыкаясь на преграду, образует ударную волну, способную захватить немалую часть сети. Как следствие, давление в ней резко повышается.
  • Чтобы этого избежать, в начале подающего трубопровода, сразу после обратного клапана, ставят клапан противоударный. Применительно к крупным трубопроводам, его называют регулятором давления — именно его вы и видите на представленной выше картинке.

Противоударные и обратные клапана для крупных наружных трубопроводов делают в чугунном корпусе. Варианты для автономных сетей и внутренних систем изготавливаются чаще всего из латуни.

Арматура запорная и водоразборная

Ещё одной важнейшей составляющей трубопроводных систем, является запорно-регулирующая арматура систем водоснабжения. Её используют как для центральной регулировки работы трубопроводов, так и на отдельных его участках.

Задвижки и заслонки

Устройство, имеющее в своём корпусе подвижный элемент, который устанавливается либо по движению потока, либо поперёк него, называют задвижкой. Конструктивно они делятся на параллельные и клиновые. Рабочим органом первых являются два параллельных стальных диска. У клиновых задвижек внутри размещаются два размещаемых под углом стальных кольца.

Параллельные задвижки Параллельные задвижки Задвижка клинового типа Задвижка клинового типа Вентиль для труб с небольшим сечением Вентиль для труб с небольшим сечением Запорная арматура для горячего водоснабжения Запорная арматура для горячего водоснабжения

Обратите внимание! Если седло задвижки соответствует диаметру трубы, то она является полнопроходной. Но есть варианты, когда внутри задвижки имеется сужение. Оно уменьшает амплитуду движения выдвижного шпинделя, и позволяет уменьшить размер запирающей арматуры в целом.

  • Как и у любого механизма, у задвижек есть свои недостатки. В частности, в момент движения рабочего элемента, его уплотняющие поверхности подвергаются сильному трению. В результате они довольно быстро изнашиваются, и перестают обеспечивать герметичность затвора. Данный недостаток, который в принципе, свойствен большинству видов арматуры, несколько ограничивает применение такой арматуры.
  • Задвижки ставят только на крупные трубопроводы, диаметр которых превышает 50 мм. Именно в них, во избежание гидроудара, сечение трубопровода необходимо перекрывать медленно. На небольших трубопроводах устанавливают фланцевые вентили с плоским затвором, которые обеспечивают им полную герметичность.
  • Если задвижки в основном чугунные, то вентили могут изготавливаться из латуни или нержавеющей стали. Заметим, что арматура для горячего водоснабжения отличается лишь тем, что её рабочие поверхности выполняются из материалов, устойчивых к высоким температурам. Но чаще всего задвижки и вентили бывают универсальными, что позволяет ставить их на любой трубопровод.
Вам будет интересно  ГОСТ на кран: изучаем действующие нормативные документы на запорную арматуру

Дисковая заслонка для большого трубопровода

Дисковая заслонка для большого трубопровода

Есть ещё такой вид запорной арматуры, как заслонка. В ней труба перекрывается за счёт диска, вращающегося вокруг собственной оси. Благодаря такой простоте конструкции, а так же её компактности, заслонки имеют гораздо более широкое применение, и выпускаются для трубопроводов самого разного диаметра, вплоть до двухметрового.

При малом диаметре, управление заслонкой осуществляется вручную. В крупных водопроводных системах, они могут приводиться в движение посредством гидравлического, пневматического либо электрического привода. По способу присоединения к трубопроводу, заслонки делятся на бесфланцевые и фланцевые. Для систем транспортировки воды, чаще всего применяют второй вариант.

Краны

Наиболее применяемой в быту разновидностью запорной арматуры, которая может одновременно относиться и к арматуре водоразборной, являются краны. Их несомненным достоинством является простота и компактность конструкции, а так же возможность её ремонта.

В зависимости от назначения, кран может быть угловым, проходным, либо смесительным. У последнего, к центральному отверстию примыкают два патрубка, благодаря которым горячая и холодная вода может смешиваться.

Угловые и проходные краны очень удобны для подключения различного сантехнического оборудования: стиральных и посудомоечных машин, отопительных радиаторов, водонагревателей. Их выбор зависит, в основном, от конфигурации подводящего трубопровода. Ну а для чего нужны водоразборные краны, в том числе и смесительные, знают все.

Кран угловой Кран угловой Кран проходной Кран проходной Кран трёхпроходной Кран трёхпроходной

  • Несмотря на то, что с виду все краны разные, их конструкции аналогичны, и имеют лишь небольшие конструктивные отличия. В общих чертах, их структура такова: корпус с находящимся в нём запорным элементом, уплотнители, и одна или две ручки или вентили.
  • Естественно, что корпуса кранов имеют различную конфигурацию, и зависит она от их назначения. Угловой кран формирует угол подвода, к примеру, к радиатору, а трёхпроходный (тройник) – обеспечивает разветвление трубопровода.
  • В любом кране основной рабочей деталью является запирающий элемент, с помощью которого и перекрывается поток воды. Управление им осуществляется с помощью вентиля или ручки, а места сопряжения с корпусом изолируются резиновыми прокладками.
  • Что касается рабочих деталей кранов, то они могут иметь самую разную конструкцию: в виде перекрывающего трубопровод диска, клапана или мембраны.
  • Но наибольшую популярность приобрели шаровые краны, которые получили своё название из-за того, что запорный механизм имеет форму шара со сквозным отверстием. Сквозь него и движется вода, когда он находится в положении «открыто». Такие краны очень надёжны, и преимущественно используются в домах и квартирах.

Смеситель вентильный Смеситель вентильный Кран смесительный с поворотной рукояткой и насадкой «душ» Кран смесительный с поворотной рукояткой и насадкой «душ» Кран бесконтактный, автоматического действия Кран бесконтактный, автоматического действия

Водоразборные краны ещё более разнообразны и по конфигурации корпуса, и по конструкции запорных элементов. К ним могут присоединяться гибкие или жёсткие патрубки, управление может производиться вентилями или поворотными рукоятками.

Тут и различные формы изливов, и насадки на них, способные либо выпрямить струю, либо раздробить её. Современная водоразборная арматура даже оснащается тепловыми, светолучевыми, или ультразвуковыми датчиками, а управление ею может осуществляться не только вручную, но и автоматически.

Пожарный гидрант в виде уличной колонки

Пожарный гидрант в виде уличной колонки

К водоразборной арматуре так же относятся колонки, устанавливаемые на улицах, и пожарные гидранты, которые либо устанавливаются в колодец, либо могут совмещаться с колонкой.

Заключение

И в заключение нами будет дана небольшая инструкция, в которой изложены основные требования к размещению и монтажу арматуры. В наружных трубопроводах, где применяется чугунная арматура, отличающаяся большой массой, её установка должна осуществляться на прочные пьедесталы из кирпича или бетона.

В первую очередь должен быть изготовлен фундамент — укладывать задвижку или гидрант на грунт, чтобы затем подвести под неё основание, недопустимо. Если эта арматура устанавливается на полимерные трубы, то должно быть ещё произведено крепление врезными хомутами.

Врезной хомут для пластиковых труб

Врезной хомут для пластиковых труб

  • Чаще всего, крупную трубопроводную арматуру размещают в колодцах (приямках, камерах). В этом случае, между её выступающими частями и дном приямка должно быть не менее 10 см, а стенками – 25 см.
  • То же самое касается и фланцевых соединений. Кроме того, их расположение должно быть строго геометричным: параллельным друг другу, и перпендикулярным оси трубопровода. Никаких перекосов не допускается.
  • Задвижка должна быть установлена так, чтобы обеспечить свободный доступ и вращение вентиля. Для гидранта нужно предусмотреть ещё и возможность свободного крепления наливного устройства (стендера).
  • В колодцах, располагаемых в начале уклона или поворота трубопровода, обязательно должны устанавливаться вантузы. Проверка их работы, как и работы задвижек, осуществляется в процессе проведения гидравлических испытаний.

Установленная водопроводная арматура должна так же контролироваться визуально – на предмет отсутствия выбоин и трещин, а так же наличия качественного покрытия, защищающего её от коррозии.

Как выбрать и установить полипропиленовый шаровой кран?

Шаровой ПП кран является запорной арматурой, применяющейся для перекрытия потока жидкости в трубной магистрали. Шаровые краны позволяют перекрывать доступ рабочей жидкости в трубах. Несмотря на удобство в применении, серьезным недостатком ППР кранов является отсутствие регулировки потока.

Конструктивные свойства

Главная особенность крана — подвижный шаровой запор, изготовленный из латуни. Иногда в качестве антикоррозийной защиты используют хром.

шар и кран

В шаре есть пропускное сквозное отверстие для жидкости:

  • В открытом положении отверстие расположено по направлению потока.
  • В закрытом монолитные стенки шара полностью перекрывают воду.

Для регулировки положения шара используется кран, который поворачивает его на 90 градусов. У него есть всего два положения: открыто, закрыто. Если применять ПП кран для корректировки плотности потока, высока вероятность образования полостей в корпусе и выхода из строя механизма.

Кран состоит из следующих элементов:

  • Полипропиленовый корпус.
  • Составной корпус затворного узла.
  • Шаровой латунный затвор со сквозным отверстием.
  • Уплотнитель. Изготавливается из каучука или тефлона и размещен за пределами пропускного отверстия.
  • Поворотный кран.
  • Латунный шток. Для защиты от коррозии может быть хромирован, как и затвор. Для дополнительной герметизации и монолитности конструкции оснащен сальниковыми кольцами, как правило, из эластомера.
  • Крепежный винт. Обеспечивает соединение вентиля со штоком.

Обратите внимание! Иногда попадаются изделия с обточенным в нижней части шаром, в образовавшемся отверстии формируется «отстойник», в котором скапливаются содержащиеся в жидкости частицы или накипь. Производители применяют такую схему для экономии металла. Подобные краны использовать не рекомендуется, так как они недолговечны и создают уйму проблем.

Характеристики кранов

Совокупность невысокой стоимости и отличных технических характеристик делают полипропилен одним из наиболее востребованных материалов для использования.

  • Низкая себестоимость, соответственно, в производстве гораздо дешевле аналогичной продукции из других материалов.
  • Небольшой вес.
  • Защита от коррозии.
  • Срок службы около 50 лет.
  • Эксплуатационный диапазон начинается с -10 °C и заканчивает на 95 °C.
  • Отсутствие электропроводности.
  • Экологически чистый материал, безвредный для людей и окружающей среды.
Вам будет интересно  Противопожарное водоснабжение зданий

кран

Недостатков у полипропиленовых изделий немного, но они присутствуют:

  • Материал относится к легковоспламеняющимся. Соответственно, нельзя использовать вблизи открытого огня, например, около кухонной плиты.
  • Применение при температуре ниже -10 °C не рекомендовано, в редких случаях материал выдерживает до -20 °C. При низких температурах полипропилен становится хрупок и неустойчив к механическим воздействиям.
  • При температуре свыше 95 °C ПП изделия быстро изнашиваются.

тех. характеристики

Сфера применения

Полипропиленовые краны используются во всех сферах, где недостатки материала не проявляются:

  • водоснабжение;
  • отопление;
  • сантехника;
  • канализация;
  • технические трубопроводы;
  • системы пищевой промышленности;
  • аграрные конструкции.

Практически во всех областях, где присутствуют трубные магистрали, встречаются конструкции из полипропилена.

Кран или вентиль

Шаровой ПП кран — удобная разновидность запорной арматуры, но отсутствие регулировки потока в некоторых ситуациях — серьезный недостаток.

2 крана

Вентили, в отличие от шарового крана сделаны с применением регулирующего конуса. Конструкция устроена таким образом, что вентиль является не только запорной арматурой, но и регулирующей.

В конструкциях, где требуется регулировать поток рабочей среды, предпочтение стоит отдать вентилю.

Разновидности шаровых ПП кранов

Различаются краны по диаметру проходного отверстия и назначению.

Встречаются непосредственно для горячего водоснабжения, которые более устойчивы к высокотемпературному потоку, бывают краны для ХВС, изготовленные, как правило, из более дешевых марок полипропилена.

По конструкции делятся на разъемный и разборный типы.

  1. Разъемные предназначены для отсоединения крана от трубопровода, в тех случаях, когда это может потребоваться.
  2. Разборные. Метод соединения с применением накидной гайки («американка»). Используются для соединения с коллекторами, баками, датчиками, стальным трубопроводом. Разъемы для скрепки бывают как с одной стороны, так и обоюдосторонними, что делает использование шаровых кранов из ППР более вариативным. Разборные краны встречаются двух видов: прямые, угловые. Предназначение прямых — последовательное соединение с другим участком трубы, не меняя направления конструкции. В случае смены направления трубы, например, при соединении с коллектором, ставится угловой кран.

Бывают и неразъемные конструкции, которые отличаются только методом монтажа. Предназначены для соединения с участками полипропиленовой трубы либо ПП коллектором. Для скрепки используется сварка, что осложняет дальнейшее обслуживание системы. Для замены конструкции кран придется обрезать с участком трубы.

Отличия от латунных кранов

Полипропиленовые шаровые краны не могут служить регулирующей арматурой. Аналогом с возможностью регулировки потока рабочей среды является латунный кран.

шаровой полуметаллический

Латунные краны — обслуживаемые конструкции. Гораздо легче поддаются разборке и ремонту, так что, в случае выхода из строя, можно будет заменить испорченную деталь без замены изделия.

В конструкциях, где давление превышает отметку в 20 МПа, либо температурах ниже -10 °C или выше 95 °C, рекомендуется использовать латунные изделия. Они устойчивей к давлению, имеют больший диапазон рабочих температур.

Обратите внимание! Недостатком является стоимость, превышающая цену ППР изделий в 2 – 3 раза, потому, экономически целесообразно использовать краны из латуни там, где наиболее существенно проявляются недостатки полипропилена.

Особенности выбора

В выборе рекомендуется основываться на качестве изделия:

  1. Отсутствие трещин, сколов, поверхность изделия ровная.
  2. Поворот штока должен сопровождаться усилием. В случае, если прокручивается свободно, значит, стоят плохие уплотнители.
  3. Рекомендуется приобретать краны от серийных производителей. Гораздо меньше шансов, что попадется некачественная продукция.

пп шаровый кран

Не стоит приобретать на рынках в целях экономии. Стоимость качественного шарового крана не может быть ниже стандартных рыночных расценок.

Монтируем самостоятельно

Соблюдение рекомендаций позволит смонтировать надежный трубопровод с использованием полипропиленовых шаровых кранов любой сложности, который прослужит многие годы.

При монтаже стоит спланировать все соединения. От типа трубопровода и метода скрепки зависит конечный выбор изделия. Перед приобретением рекомендуется учесть несколько факторов:

  • Резьба на трубах должна соответствовать резьбе на кране. Выбирайте изделие с нужным диаметром.
  • Определиться с местом монтажа. Существуют краны с разнообразными поворотными рычагами. Это может быть рукоять, вентиль. Главное, чтобы повороту рычага ничего не препятствовало.
  • На резьбу рекомендуется наносить ФУМ ленту, в противном случае, герметичность соединения обеспечена не будет. Кран должен накручиваться с усилием. Если движение крана свободное, то стоит добавить слой ленты. Уплотнитель закроет свободное пространство на стыках и система будет надежно герметизирована.
  • В случае использования неразъемного метода монтажа потребуется сварной аппарат с рабочей температурой 260 °C и набор головок подходящего диаметра. Ставить температуру выше 260 °C не рекомендуется, иначе можно повредить внешние стенки крана и нарушить целостность конструкции.
  • Трубы обрезаются специальными ножницами для полипропилена, для устранения неровностей после обрезки используется калибратор. Заусенцы удаляются фаскоснимателем. Использование данных инструментов позволит сделать скрепку надежнее.
  • На случай ошибок при сварке стоит иметь несколько изделий про запас.
  1. Подготовка разметки соединений. Перед сваркой на изделия стоит нанести отметки с направлением сварки и порядком соединения. В случае неразъемных соединений нет права на ошибку. В случае неправильной сварки изделие будет безвозвратно испорчено.
  2. Нагреть сварочный аппарат до 260 °C.
  3. Подготовить изделия для сварки. Обрезать, избавиться от неровностей и заусенцев. Если есть грязь на рабочей поверхности, ее требуется оттереть.
  4. Нагреть рабочую поверхность до оплавления. Передерживать не стоит, иначе можно повредить внешние стенки полипропиленового изделия.
  5. Трубу требуется вдавить в торец крана до упора и удерживать в нужном положении до затвердевания. Если трубу не вставить до упора, образуется зазор, который снижает долговечность соединения. Но нельзя давить слишком сильно, в противном случае может образовать внутренний оплыв, который уменьшит пропускную способность соединения.
  6. Соединение готово, если соблюден порядок действий, то скрепка будет надежной и герметичной.
  7. После полного монтажа трубопровода рекомендуется проверить систему на течи. Если стыки пропускают влагу, то требуется полная замена соединения.

Обратите внимание! Охлаждать стыки в холодной воде нельзя, из-за резкого перепада температуры в месте скрепки может нарушиться структура материала, что плохо скажется на герметичности соединения. Охлаждать нужно при комнатной температуре.

Если применять неподходящий инструмент либо некачественные изделия, то надежность системы обеспечить не получится.

Краны

Краны — это запорные устройства, в которых подвижная деталь затвора (пробка) имеет форму тела вращения с отверстием для пропуска потока и при перекрытии потока вращается вокруг своей оси. Любой кран имеет две основные детали: неподвижную — кор­пус; вращающуюся — пробку.

В зависимости от геометрической формы уплотнительных поверх­ностей затвора краны разделяются на три основных типа: конические, цилиндрические и шаровые’, в газовом хозяйстве применяются кони­ческие и шаровые.

Краны классифицируются еще и по другим конструктивным признакам, например по способу создания удельного давления на уплотнительных поверхностях, по форме окна прохода пробки, по числу проходов, по наличию или отсутствию сужения прохода, по типу управления и привода, по материалу уплотнительных поверх­ностей и т.д.

Вам будет интересно  Крепление смесителя к стене с металлопластиковыми трубами

Уплотнительные поверхности конических кранов имеют форму конуса. Конусность пробки (корпуса) в практике арматуростроения принимается обычно в зависимости от свойств применяемых мате­риалов равной 1:6 или 1:7. В зависимости от способа создания оп­ределенного удельного давления между корпусом и пробкой для обеспечения требуемой герметичности в затворе краны с кониче­ским затвором можно подразделить на следующие основные кон­структивные типы: натяжные, сальниковые со смазкой и с прижи­мом пробки.

Натяжные краны — простейшие по конструкции, различаются только по способу создания удельного давления между корпусом и пробкой. Наиболее распространены муфтовые краны с резьбовой затяжкой. Их основные преимущества заключаются в простоте кон­струкции, в удобстве и простоте регулировки усилия затяжки. Вот почему краны этой конструкции применяют для массового выпуска в обычных условиях эксплуатации (например, кухонные газовые краны).

Сальниковые краны со смазкой применяют, когда необходимо уменьшить усилия управления при средних и больших диаметрах условного прохода, удельные давления на уплотнительных поверх­ностях и возможность задирания контактирующих поверхностей, а также защитить уплотнительные поверхности от коррозии.

В кранах с прижимом пробки в отличие от обычных кранов перед поворотом пробка отрывается от корпуса, а после поворота — при­жимается к нему. Иногда в практике подобные краны называют кра­нами-задвижками. Такое конструктивное исполнение позволяет ре­шить сразу несколько задач: уменьшить крутящий момент, необходи­мый для поворота пробки; производить поворот при отсутствии контакта пробки с корпусом, что исключает опасность задирания уплотнительных поверхностей; возможность регулирования в очень широких пределах усилия прижатия пробки к корпусу и удельного давления на уплотнительных поверхностях независимо от затяжки крана.

Конические краны представляют собой проходные краны, име­ющие входной и выходной патрубки на общей оси. Однако в отличие от вентилей и задвижек они позволяют легко осуществлять управ­ление потоками сразу через несколько патрубков, число которых может доходить до 6—8. Наиболее распространены трехходовые краны. Они бывают двух основных типов: с I- и Г-образными про­ходами в пробке.

Шаровые краны. В настоящее время широко применяются так называемые шаровые краны, которые, обладая всеми основными преимуществами конических (простотой конструкции, прямоточ- ностью и низким гидравлическим сопротивлением, постоянством взаимного контакта уплотнительных поверхностей), в то же время отличаются от них следующим: пробка и корпус, благодаря сфери­ческой форме, имеют меньшие габаритные размеры и массу, а также большую прочность и жесткость; при небольшом совпадении радиу­сов сферы пробки и уплотнительного кольца теоретический контакт между ними происходит по окружности вокруг прохода, т.е. даже при точном изготовлении поверхность контакта уплотнительных поверх­ностей корпуса и пробки полностью окружает проход и герметизи­рует затвор крана; имеют меньшую трудоемкость изготовления (при наличии необходимого технологического оборудования), что объяс­няется отсутствием весьма трудоемкой механической обработки, и особенно притирки уплотнительных поверхностей корпуса и проб­ки (в шаровых кранах с кольцами из пластмассы вообще отпадает необходимость в притирке уплотнительных поверхностей, пробку обычно хромируют или полируют).

Шаровые краны характеризуются большим разнообразием кон­струкций. Однако все их многочисленные конструктивные разно­видности можно разбить на два основных типа: краны с плавающей пробкой и краны с плавающими кольцами.

Кран пружинный муфтовый 11Б12бк

44

1 — корпус; 2 — ручка; 3 — пробка; 4 — крышка; 5 — пружина

Кран пружинный муфтовый 11Б12бк имеет конусную пробку, которая прижимается к уплотнительной поверхности корпуса пру­жиной. Усилие пружины на пробку регулируется винтом крышки. Пространство между крышкой и пробкой заполняется смазкой. Для смазки уплотнительных поверхностей крана без разборки достаточ­но нажать на ручку — пробка прижмется к крышке и смазка поступит в образовавшийся зазор, покрывая уплотнительные поверхности. Краны 11Б12бк предназначены для установки на внутренних газо­проводах природного и сжиженного газа с температурой до 50 °С.

Кран натяжной муфтовый 11чЗбк состоит из корпуса, конусной пробки, оканчивающейся хвостовиком с резьбой, на кото­рой навернуты гайки с шайбой. Натяжная гайка обеспечивает прижа­тие притертых уплотнительных поверхностей корпуса и пробки. При температуре окружающей среды более 25 °С для натяжных кранов сле­дует применять термоустойчивую смазку следующего состава, %: чер­ный воск — 50; цилиндровое масло — 40; графитовый порошок — 10. При температуре ниже 25 °С краны можно смазывать техническим вазелином или солидолом.

Кран шаровой сальниковый муфтовый 11ч38п 1 состо­ит из чугунного корпуса и пробки сферической формы с круглым отверстием диаметром, примерно равным внутреннему диаметру га­зопровода. Плотность затвора обеспечивается двумя уплотнитель­ными фторопластовыми кольцами со сферической уплотнительной поверхностью и резиновыми прокладками. Корпус состоит из час­тей, соединенных болтами. Кран имеет ручку и ограничитель пово­рота, характеризуется меньшим гидравлическим сопротивлением. Он может устанавливаться в любом положении.

Кран натяжной муфтовый 11чЗбк

45,1

1 — пробка; 2 — шайба; 3 — натяжная гайка; 4 — корпус

Кран шаровой сальниковый муфтовый 11ч38п1

452

1 — корпус; 2 — фторопластовое кольцо; 3 — шаровая пробка; 4 — соединительные болты; 5 — сальниковая набивка; 6 — рукоятка; 7 — сальниковая гайка; 8 — резиновая прокладка

Кран шаровой сальниковый муфтовый 11Б24п по кон­струкции аналогичен крану 11ч38п1, но имеет меньший диаметр про­ходного отверстия в сферической пробке по сравнению с условным диаметром, мм: при D = 40 мм диаметр отверстия в пробке 31 мм; при 32 — 25; при 25 — 18; при 20 — 12; при 15 и 10 мм — 8 мм.

46

Кран фланцевый со смазкой КС называют самосмазывающимся, что достигается следующим: в систему канавок, имеющих­ся в пробке и корпусе, при ввертывании болта 1 подается смазка из полости 2 в полость 5, под низкий торец пробки. Под давлением смаз­ки пробка немножко приподнята, а образующаяся пленка смазки между пробкой и корпусом обеспечивает плотность затвора и умень­шает трение при повороте пробки. Для смазки используют специаль­ную кальциевую пасту на касторовом масле. Уплотнительная мембра­на изготовляется из листовой латуни или белой жести.

Краны КС-80 и КС-100 имеют накидные ключи, при помощи которых пробка поворачивается на 90° и фиксируется огра­ничителем поворота. На выступе пробки нанесена стрелка, а на верх­ней крышке корпуса даны отметки: «О» (открыто) и «3» (закрыто). Направлении стрелки относительно букв указывает положение от­верстия пробки.

Кран КС-150 имеет червячную передачу, позволя­ющую поворачивать пробку на 90°. Регулировать зазор между про­бкой и корпусом крана можно при помощи болта 1, который через мембрану и шарик меняет положение пробки. Для доступа к регули­ровочному болту необходимо снять колпак 13.

Кран фланцевый со смазкой КС

47

а — с ручным управлением; б — с червячной передачей;

1 — болт для подачи смазки; 2,5 — полости для смазки;

3 — уплотнительная мембрана; 4 — корпус; 6 — пробка;

6 — регулировочный винт; 8 — ограничитель поворота;

8 — шариковый обратный клапан; 10 — рукоятка;

11 — червячная передача; 12 — опорный шарик; 13 — колпак;

Источник https://moikolodets.ru/armatura-dlya-vodosnabzheniya-922

Источник https://infotruby.ru/polipropilenovye/sharovoj-kran

Источник https://ros-pipe.ru/tekh_info/tekhnicheskie-stati/gazovoe-oborudovanie-promyshlennykh-predpriyatiy898/montazh-gazoraspredelitelnykh-sistem/krany/