Условия выбора полнопроходного и проходного исполнения шарового крана

Содержание

Условия выбора полнопроходного и проходного исполнения шарового крана

Шаровые вентили — это устройства, которые считаются разновидностью арматуры запорной и в себя включают подвижный конструктивный компонент шарообразной формы. В зависимости от характеристик конструкции шаровые краны делятся на полнопроходные и неполнопроходные. Полнопроходные шаровые вентили применяются, в основном, в коммуникациях, которые оборудуются диагностирующими и очистительными устройствами.

Шаровые вентили полнопроходного типа применяются в качестве арматуры запорной в в магистралях различных типов и с различными видами среды работы

Отличия от неполнопроходных и области применения

Полнопроходные устройства имеют отверстие в шаровом элементе, через которое проходит рабочая среда коммуникации. Размеры пропускного отверстия в данных устройствах очень часто равняются критерию сечения вентиля или как можно больше приближены к нему. Размеры пропускного отверстия ещё называют практичным диаметром. Аналогичным образом, вентиль, с обозначением DN 50 станет иметь отверстие в шаровом элементе, диаметр которого равён 50 мм.

Конструкция такого рода полнопроходного вентиля намного повышает его способность пропуска если сравнивать с неполнопроходными подобиями. Ещё одним важным критерием, который оказывает влияние на выбор водопроводного крана для установки, считается показатель сопротивления в плане гидравлики. У полнопроходных устройств этот показатель меньше, чем у неполнопроходных, что считается преимуществом. За счёт собственных положительных качеств полнопроходные устройства являются намного лучшими, но, с материальной точки зрения, они менее выгодны.

Полезная информация! Срок эксплуатации подобных вентилей возрастает за счёт низкого влияния на элемент запорный. Полнопроходные устройства рекомендуется покупать, если нужен вентиль на большой срок применения. Со своей стороны, неполнопроходные устройства снашиваются быстрее, благодаря этому их необходимо применять для экономии.

Полнопроходные краны выделяются более большим служебным сроком, чем неполнопроходные

Данные изделия используются в следующих трубопроводных конструкциях:

  • водомерные узлы;
  • газо- и нефтепроводы;
  • паропроводы;
  • теплосети;
  • технические магистрали из труб на производствах.

Условия выбора полнопроходного и проходного исполнения шарового крана

Шаровой кран — это арматура, используемая в большинстве стран мира в системах холодного и горячего водоснабжения, отопительных и газоснабжающих системах. Различают множество классификаций шаровых кранов, среди которых есть международная классификация по проходимости. В зависимости от пропускного диаметра запирающего элемента различают полнопроходные и проходные краны. Главным отличием полнопроходных от проходных является наличие сужения отверстий в патрубках. В первом варианте данное уменьшение диаметра отсутствует. Также неполнопроходной кран характеризуется большим коэффициентом гидравлического сопротивления.

Как правило, масса и пропускная способность проходного крана несколько ниже, нежели соответствующие показатели полнопроходного. Также это отражается и на цене первого, так как при снижении веса снижается цена. В полнопроходном устройстве нагрузка на запорный элемент минимальна, что обеспечивает отсутствие потерь напора и положительно сказывается на значении гидравлического сопротивления. Такие краны служат дольше по сравнению с неполнопроходными.

Одной из основных характеристик полнопроходных и проходных кранов является коэффициент полнопроходности, который рассчитывается путем деления площади разреза проходного отверстия на значение диаметра приведенного прохода. Гидравлические свойства, надежность и долговечная работа устройства зависят от правильного выбора коэффициента. Значение данной величины для жидкостей должно находиться ближе к 1, а для газообразных веществ оно обычно составляет не менее 0,7. Для достижения меньшего коэффициента необходимо изменять диаметр запорной конструкции, что повлечет за собой ускорение напора, что в свою очередь приведет к большей нагрузке и ускоренному изнашиванию. Меньшее значение коэффициента характерно для неполнопроходных кранов.

При выборе между двумя видами кранов необходимо определиться с целями и назначением. Полнопроходные краны будут оптимальным решением, если есть необходимость в долговечной и надежной работе. Для экономии средств, приложения небольших усилий и при отсутствии необходимости в сильном напоре, можно отдать предпочтение обычным проходным кранам. Полнопроходные шаровые краны универсальны и могут использоваться в любом случае, но наиболее целесообразно их устанавливать в системах с малым напором. Такими системами могут быть отопительные системы с естественной циркуляцией, автономные системы водоснабжения и прочее. Проходные краны экономически выгоднее ставить перед санитарно-техническими приборами (смесителями, емкостными нагревателями).

Для консультации со специалистами и закупки оборудования, отправте сообщение на эл. почту Ждем ваших вопросов и комментариев!

Разновидности шаровых полнопроходных кранов

Кран шаровой запорно-регулирующий полнопроходной как правило имеет разные формы и разниться по материалу изготовления, способу монтажа, виду привода, а еще по форме ручки, благодаря которой выполняется регулировка вентиля в ходе эксплуатации. Изделия имеют большой диапазон размеров.

Делаются полнопроходные вентили из самых разнообразных сплавов металлов. Рассмотрим ключевые из них:

Для производства кранов применяются металлы и полимерные материалы, наиболее надежным материалом считается сталь

В зависимости от конструктивных отличий выбирается нужный способ монтажа изделия на трубопровод. В наше время есть 4 ключевые формы полнопроходных устройств:

  1. Муфтовые. Данные изделия имеют резьбу и используются преимущественно в городских водопроводных коммуникациях. Резьба в данных устройствах может быть 2-ух типов, все зависит от формы: цилиндрическая и конусообразная.
  2. Фланцевые. Фланцевые шаровые полнопроходные краны применяются для коммуникаций, которые выделяются большими размерами. Самое главное преимущество данных изделий состоит в том, что они считаются быстроразборными. Фланцевый вентиль также применяется, если сварка в помещении, которое имеет коммуникацию, воспрещена. Фланцевый вентиль считается хорошим и применяется преимущественно на производственных фирмах.
  3. Комбинированные. Самое главное преимущество подобных устройств — многофункциональность. Используются модели комбинированного типа в самых разнообразных трубопроводных коммуникациях и могут одновременно снабжаться фланцем с одной стороны, а со второй — резьбой. Возможны и иные конфигурации.
  4. Сварные. Эти приспособления устанавливаются на конструкцию трубопровода при помощи сварки и применяются например если необходимо создать качественное соединение в важной или труднодоступной точке системы.

Механизм шаровых полнопроходных вентилей приводится в действие за счёт привода. Эти приспособления как правило оснащаются следующими разновидностями приводов:

  • гидравлический;
  • электрический;
  • пневматический.

Небольшая ручка — «бабочка» дает возможность управлять краном в маленьком пространстве

Поворотная ручка подобных устройств может быть сделана в 2-ух вариантах:

Разновидности полнопроходных кранов

Классификация кранов может быть произведена по нескольким признакам, которые рекомендуется учитывать при выборе запорной арматуры. К ним относятся:

  • материал изготовления;
  • способ установки.

Выбор материала изготовления

Основными материалами, из которых изготавливают полнопроходные шаровые краны, являются:

  1. латунь. Латунный кран отличается невысокой стоимостью, устойчивостью к механическим воздействиям, разнообразием моделей, что обуславливает его широкое применение, особенно в бытовой сфере. Однако такую арматуру не рекомендуется использовать на трубопроводах, предназначенных для перегонки нефти и иных горюче-смазочных материалов, а также для различных сред с температурой более 200°С, так как может возникнуть негативное взаимодействие, и как следствие, низкая эффективность работы устройства;

Полнопроходной шаровый кран, изготовленный из латуни

  1. углеродистая сталь. Такая арматура отличается разнообразием, устойчивостью к механическим воздействиям и возможностью выдерживания больших температур. Из недостатков можно отметить нестабильность работы при низких температурах (менее 40°С), снижение срока использования на трубопроводах холодной воды и агрессивных сред;
  2. нержавеющая сталь. Арматура из данного материала является наиболее универсальной, но отличается высокой стоимостью;

Шаровый кран с полным проходом из стали

  1. пластик. Краны могут быть установлены исключительно на трубопроводах, изготовленных из аналогичных материалов. По качеству арматура близка к параметрам латунных изделий.

Шаровый полнопроходной кран из пластика

По заказу пользователя краны могут быть изготовлены из бронзы, меди и иных аналогичных сплавов. При отличных технических параметрах такая арматура отличается высокой стоимостью.

Характеристики шаровых полнопроходных кранов и их преимущества

Сегодня такие вентили считаются очень популярными и очень популярны в разных областях деятельности человека. Полнопроходные вентили, как выше уже говорили, имеют большой диапазон размеров. Критерии сечения условного прохода (Ду) подобных изделий колеблются от 15 мм до 1500 мм. Давление, какое может выдерживать такой вентиль доходит до 4 МПа.

Необходимо обратить свое внимание! Модели, которые выделяются большими размерами (больше 300 мм), обязательно должны снабжаться специализированными опорными элементами, нужными для поддержки целостности конструкции.

Характеристики полнопроходных вентилей представлены в таблице №1.

Таблица 1

Самая большая температура работы, °C От 15 до 1500 +200 Шаровые краны подходят для использования даже в системах, транспортирующих агрессивные вещества

Отличия от неполнопроходных и сферы использования

Полнопроходные устройства имеют отверстие в шаровом элементе, через которое проходит рабочая среда коммуникации. Размеры пропускного отверстия в таких устройствах чаще всего равняются показателю сечения вентиля или максимально приближены к нему. Габариты пропускного отверстия ещё называют эффективным диаметром. Таким образом, вентиль, с обозначением DN 50 будет иметь отверстие в шаровом элементе, диаметр которого равен 50 мм.

Подобная конструкция полнопроходного вентиля значительно увеличивает его пропускную способность по сравнению с неполнопроходными аналогами. Ещё одним важным показателем, который влияет на выбор смесителя для установки, является коэффициент гидравлического сопротивления. У полнопроходных устройств этот коэффициент ниже, чем у неполнопроходных, что является преимуществом. За счёт своих преимуществ полнопроходные устройства являются более привлекательными, однако, с финансовой точки зрения, они менее выгодны.

Полезная информация! Эксплуатационный срок таких вентилей увеличивается за счёт пониженного воздействия на запорный элемент. Полнопроходные приспособления рекомендуется приобретать, если необходим вентиль на длительный срок использования. В свою очередь, неполнопроходные устройства изнашиваются быстрее, поэтому их стоит использовать в целях экономии.

Полнопроходные краны отличаются более длительным сроком службы, чем неполнопроходные

Полнопроходные краны с фильтром

Шаровый кран с очистным фильтром — это приспособление, которое относится к комбинированному типу запорных устройств, и используется на различных трубопроводах (преимущественно водопроводах). Основным материалом изготовления в этом случае выступает латунь, на которую может дополнительно наноситься прослойка никеля. Слой никеля необходим для увеличения антикоррозийных качеств вентиля.

В свою очередь, фильтрующий элемент, представленный сеткой, как правило, изготавливается из нержавейки. Нержавеющая сталь не нуждается в дополнительной защите, так как сама по себе является устойчивым к коррозии материалом.

Такие изделия отличаются продолжительным эксплуатационным сроком и являются устойчивыми к температурным колебаниям. Устойчивость к колебаниям температур достигается за счёт того, что все элементы вентиля изготавливаются из прочных и надёжных материалов. Кроме этого, стоит отметить экологические качества такого запорного устройства.

Шаровые краны с фильтром грубой очистки могут выдерживать как низкие, так и высокие температуры. В среднем эти изделия являются устойчивыми к температуре от ?20 до +120 °C, что для хозяйственных трубопроводов является более чем достаточным показателем. Рабочее давление для таких изделий доходит до 4 МПа, как и в обычных полнопроходных моделях.

Posted in Своими рукамиTagged кран, Кран шаровой, неполнопроходных, полнопроходной, шаровой, шаровых полнопроходных

Краны

Кран — промышленная трубопроводная арматура, в которой запорный или регулирующий орган имеет форму тела вращения или его части, который поворачивается вокруг собственной оси, произвольно расположенной к направлению потока рабочей среды.

Краны по форме затвора делятся на конусные, шаровые и цилиндрические. Конусные краны могут быть сальниковыми или натяжными в зависимости от того, как регулируется посадка пробки в корпусе: сальником (в верхней части крана) или гайкой (в нижней части крана). Краны могут быть проходными и пробоспускными. Проходные краны устанавливаются на участке трубопровода и имеют два присоединительных патрубка, пробоспускные краны устанавливаются на агрегатах, котлах, емкостях, резервуарах и имеют один присоединительный патрубок и прямой или изогнутый спуск. Краны могут быть двух- или трехходовыми в зависимости от числа рабочих положений пробки. Краны со смазкой имеют устройство для периодической (ручной или автоматической) подачи густой смазки по каналам на пробке и корпусе для смазывания подвижного соединения. Краны для бесколодезной установки имеют конструкцию с органами управления, поднятыми над корпусом.

По эффективному рабочему диаметру прохода краны делятся на полнопроходные и неполнопроходные (стандартно-проходные). У полнопроходных кранов отклонение эффективного диаметра от номинального обычно составляет до 2-3%, у неполнопроходных (стандартно-проходных) эффективный диаметр меньше номинального на 15–25%. По ГОСТ 21345-2005 эффективный диаметр полнопроходного крана должен быть не менее 95% входного отверстия патрубка корпуса для диаметров до DN350, и не менее 92% — для DN400 и выше.

Полнопроходные краны отличаются очень маленьким гидравлическим сопротивлением, увеличенными габаритами и стоят дороже, чем стандартнопроходные.

По типу крепления шара на валу краны подразделяются на краны с плавающим и с фиксированным шаром. У кранов с плавающим шаром шаровый затвор не связан со шпинделем и может незначительно перемещаться в корпусе крана под действием давления рабочей среды, обеспечивая дополнительное уплотнение. На трубопроводах большого диаметра и с высоким давлением рабочей среды для открытия крана с плавающим шаром может потребоваться значительное усилие, поэтому краны такой конструкции, как правило, изготавливаются с диаметром не более DN200. У кранов с фиксированным шаром шаровый затвор жестко закреплен на оси вала и не может линейно перемещаться в корпусе. Для закрытия крана требуется меньшее усилие, но изготовление такой конструкции сложнее, поэтому цена шарового крана с фиксированным шаром больше, чем у аналогов с плавающим шаром. Для облегчения закрытия фиксирующая цапфа может иметь самосмазывающиеся подшипники скольжения.

Недостаток кранов — значительный крутящий момент для управления. Достоинствами являются многоцелевое назначение, а также возможность обеспечения полнопроходности, малые строительные длина и высота. Краны относятся к классу ремонтируемых, восстанавливаемых изделий с нерегламентируемым порядком ремонта.

Кран шаровой муфтовый

Кран шаровой фланцевый КШ-50

Таблица 3.19

Номинальный диаметр DN Эффективный диаметр, мм
крана с зауженным проходом крана полнопроходного
PN от 10 до 100 включ. PN от 10 до 50 включ. PN от 83 до 100 включ.
10 9,0 9,0
15 9,0 12,5 12,5
20 12,5 17,0 17.0
25 17,0 24,0 24.0
32 23,0 30,0 30.0
40 28,0 37,0 37.0
50 36,0 49,0 49.0
65 49,0 64.0 64.0
80 57,0 75,0 75,0
100 75,0 98,0 98,0
150 98,0 148,0 148,0
200 144,0 198,0 198.0
250 187,0 248,0 245.0
300 228,0 298,0 295.0
350 266,0 335,0 325.0
400 305,0 380,0 375,0
450 335,0 430,0 419.0
500 380,0 475,0 464.0

Основные параметры кранов необходимо смотреть по ГОСТ 21345-2005.

Строительные длины шаровых кранов — по ГОСТ 28908-91.

Строительные длины конусных кранов — по ГОСТ 14187-84.

Эффективные диаметры полнопроходных и неполнопроходных кранов DN до 500 включительно могут быть приняты из ряда рекомендуемых ГОСТ 28343-89 и соответствовать таблице 3.19.

ГОСТ 21345-2005 предусматривает следующие конструктивные требования: — запорные краны (этот ГОСТ дополнительно классифицирует краны на запорные и распределительные) должны закрываться поворотом шпинделя в направлении по часовой стрелке; — в конструкции крана в крайних положениях должны быть предусмотрены ограничители поворота; — расположение рукоятки проходного крана должно соответствовать направлению проходного канала пробки; — в кране должно быть предусмотрено устройство, обеспечивающее непрерывную электропроводимость для кранов номинальных диаметров до DN50 включительно — между штоком и корпусом, для кранов номинальных диаметров более DN50 — между шаром и корпусом.

Партию кранов, отгружаемых в один адрес по одному сопроводительному документу, следует сопровождать одним комплектом эксплуатационных документов (если иное не оговорено в договоре или в технических документах).

Опубликовано admin

Смотреть все записи от admin

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Преимущество акриловой ванны

08.09.2020 Комментариев к записи Преимущество акриловой ванны нет

Ящик для хранения овощей на балконе зимой своими руками

28.08.2020 Комментариев к записи Ящик для хранения овощей на балконе зимой своими руками нет

Ящик для хранения картофеля на балконе зимой своими руками

28.08.2020 Комментариев к записи Ящик для хранения картофеля на балконе зимой своими руками нет

Японская баня фурако своими руками

28.08.2020 Комментариев к записи Японская баня фурако своими руками нет

Яблоня уэлси, описание, фото, отзывы, посадка

28.08.2020 Комментариев к записи Яблоня уэлси, описание, фото, отзывы, посадка нет

Яблоня медуница, описание, фото, отзывы, посадка

28.08.2020 Комментариев к записи Яблоня медуница, описание, фото, отзывы, посадка нет

Метки

баклажан болезнь весна видео вырастить выращивание грунт дача двери дерево домашний домашних условиях жимолость зима инструкция капуста картофель кирпич клубника кухня мебель морковь обрезка огурец описание открытом грунте перец подготовка помидор посадка посев рассада растение рецепт сажать семя смородина собственными руками сорт теплица томат труба уход фото цветок

Сварные, бесшовные, прямоуголные трубы — характеристики и применение

23.08.2020 Комментариев к записи Сварные, бесшовные, прямоуголные трубы — характеристики и применение нет

Тротуарная плитка: преимущества и производство

14.05.2019 Комментариев к записи Тротуарная плитка: преимущества и производство нет

Пробковый кран проходной

Положительной чертой советских газовых кранов является их длительный срок эксплуатации и ремонтопригодность. Однако такой кран требует регулярного обслуживания, поскольку герметичность такого устройства обеспечивается за счет притирки пробки крана к корпусу, подробнее об этом читайте в нашей статье.

Появление запаха газа в районе пробкового крана отнюдь не повод для его замены, однако вызвать представителя газовой службы для устранения причины утечки все же придется.

В данной статье пошагово описан процесс ревизии двух наиболее популярных газовых пробковых конусных кранов: муфтового и натяжного. Отметим, что данная статья не является призывом к действию, а предлагается исключительно в ознакомительных целях, поскольку газоопасные работы должны выполняться специализированными организациями, имеющими необходимые разрешения. Она будет полезна тем, кто желает лично убедиться в качестве ревизии крана, выполненной газовой службой.

Что это такое

Принципиальная схема и применяемые материалы

Так называется запирающее или регулирующее приспособление, основной элемент которого – пробка – имеет форму полного или усеченного конуса со сквозным каналом и соприкасается с корпусом всеми боковыми поверхностями. Непроницаемость для воды, воздуха, газа или другой транспортируемой трубопроводом среды обеспечивается отсутствием зазора между пробкой и стенками корпуса.

Устройство пробкового крана подразумевает значительную площадь трения и, как следствие, значительное усилие, требующееся для поворота. Очевидно, что при большом диаметре трубопровода оно станет неприемлемо большим; мало того: прикипание поверхностей дополнительно увеличит сопротивление.

Именно поэтому для изготовления пробковых кранов традиционно применяются коррозионностойкие материалы с низким коэффициентом трения – чугун и латунь.

Обратите внимание: из-за особенностей конструкции и невысокой механической прочности применяемых металлов диаметр пробковых кранов редко превышает 100 мм, а рабочее давление – 16 атмосфер.

Перед читателем сборочный чертеж пробкового крана.

Нет правил без исключений: при желании в продаже можно отыскать пробковый проходной кран диаметром до 200 миллиметров в стальном корпусе.

Однако к тем вентилям, которые можно встретить в подвалах, он имеет мало отношения:

  • Для облегчения вращения пробки используется редуктор с штурвалом.
  • Пробка выполняется все-таки из чугуна: если прикипят друг к другу два стальных элемента, сорвать их не поможет даже редуктор.

Герметизация корпуса

Как кран перекрывает движение воды или газа в трубопроводе – понять несложно. А каким образом обеспечивается отсутствие утечек во внешнюю среду?

Натяжение

Пробка проходит через корпус вентиля насквозь. Ее хвостовик с нарезанной резьбой при затягивании навернутой на него гайки прижимает пробку к корпусу со значительным усилием. Отсутствие зазора гарантирует отсутствие протечек как через вентиль по трубопроводу, так и во внешнюю среду.

Вентиль с натяжным уплотнением.

Любопытно: при работе вентиля качество притирки поверхностей со временем улучшается.

Пружина

Газовый пробковый конусный кран, который можно видеть на подводке к газовой плите в большинстве российских квартир, устроен несколько иначе: пробка прижимается к корпусу не гайкой, а пружиной. Небольшое усилие прижима вкупе со смазкой обеспечивает умеренное усилие поворота пробки; однако максимальное рабочее давление конструкции более чем невелико.

Сальник

Наконец, на отоплении и водоснабжении массово применялся пробко-сальниковый кран: сальниковая набивка вокруг штока обеспечивала отсутствие утечек. Как правило, использовался плетеный графитовый сальник.

То, как зажималась набивка, обычно зависело от материала вентиля:

  • Латунные изделия использовали обжим накидной гайкой.
  • Пробковый чугунный кран чаще использовал для обжимки сальника пару болтов, притягивавших сальницу к ушкам корпуса.

Перед вами – сборочный чертеж пробкового проходного крана из чугуна с креплением сальницы болтами.

Способы соединения корпуса с трубопроводом

Их, собственно, всего два:

  • Фланцевое. Смежные фланцы притягиваются друг к другу четырьмя – восемью болтами; герметичность обеспечивается паронитовой или резиновой прокладкой.
  • Резьбовое, или муфтовое. Для герметизации используется сантехнический лен и искусственные герметизирующие материалы.

В зависимости от номинального диаметра присоединяемого трубопровода указывается ДУ (условный проход) вентиля. Отечественная документация использует метрическую систему; ДУ примерно соответствует внутреннему диаметру трубопроводу в миллиметрах. Импортные товары чаще маркируются в дюймах:

ДУ Размер в дюймах
15 1/2
20 3/4
25 1
32 1 1/4
40 1 1/2
50 2

Принцип действия пробкового крана

Пробка, имеющая в своем теле отверстие, эллиптической или трапецеидальной формы, устанавливается в седло, которое изготовлено по форме пробки. Поворотом пробки, происходит запирание/открывание потока рабочей среды.

С одной стороны конструкция достаточно простая, но с другой стороны имеет ряд недостатков, а именно конусная форма пробки и седла, существенно повышает трудоемкость изготовления так как, для обеспечения герметичности проводилась операция притирки.

пробковый кран

На рисунке 1, приведена классическая схема пробкового крана для регулирования газового потока.

Современные пробковые краны

Рассмотрим достоинства современного пробкового проходного крана FluoroSeal.

Первое и наверное главное их достоинство — эти краны не требуют выполнения работ, связанных с обслуживанием, а именно смазкой пробки и седла. Все дело, в том, что седло изготовлено из PTFE материала под названием флюрокарбон.

Этот полимер, нашел применение в запорной арматуре благодаря своим свойствам:

  • инертность, за исключением некоторых агрессивных составов;
  • невосприимчивость к коррозии;
  • возможность работы при высоких температурах, до 2040С.
  • малый коэффициента трения, устраняющий проблему смазки.

Можно сказать, этот материал продолжил эволюцию и развитие этого вида запорной арматуры.

Но вместе с этими положительными свойствами, есть один момент, флюрокарбон, реагирует на пластинчатые деформации, недопустимо применение этих кранов не по назначению, или в системах с показателями которые не соответствуют данным.

При выборе крана, проектировщик, должен сверить расчетные данные с данными каталога, а лучше получить консультацию специалистов по телефону +7 (495) 268-0242 или написав на E-mail:[email protected]

Корпус крана спроектирован и изготовлен таким образом, что проворачивание или изменение формы уплотнения не допустимо. А проход в теле крана спроектирован и изготовлен так, что обеспечивается минимальная турбулентность потока.

Итак, основные достоинства пробковых кранов FluoroSeal состоят в следующем:

  • возможность регулировки движения потока в обе стороны;
  • обеспечение поворота завтра на четверть;
  • отсутствие необходимости смазки;
  • работа кранов как на проход, и в трехходовом варианте.

Применение

Приведем несколько примеров использования пробковых кранов в различных их исполнениях.

  • Самый наглядный пример – самоварный краник. Пробка в нем удерживается в корпусе крана только собственной тяжестью.

Пробка самоварного крана.

  • Смесители советского образца с рычажным переключателем были не очень удобны в использовании и часто текли; зато они были практически неубиваемыми. Сломать рычаг или пробку было нетривиальной задачей.
  • Трехходовые пробковые краны использовались для регулировки температуры в квартирах: в зависимости от положения они пускали поток теплоносителя через батарею, через перемычку или полностью перекрывали его.

Кстати: последняя функция крана была причиной лютой ненависти слесарей, обслуживавших микрорайоны, застроенные хрущевками. Выяснить, кто из жильцов по стояку перекрыл кран, удавалось далеко не сразу.

  • Газовые краны советского образца нами уже упоминались. Пробковый вентиль на фоне распространенных тогда винтовых действительно выглядел куда более надежным и гарантирующим отсутствие утечек.
  • Наконец, наряду с винтовым вентилем пробковый сальниковый кран был наиболее распространенным элементом запорной арматуры систем отопления и водоснабжения в 60 – 80 годы прошлого века. Именно там, в частности, массово использовался упомянутый в начале нашего материала вентиль 11Б6БК ДУ50: он монтировался на врезках ГВС и отопления в элеваторных узлах.

На фото – латунный вентиль 11Б6БК ДУ50.

Использование

Приведем пару примеров применения пробковых кранов

в разных их исполнениях.

  • Самый отчетливый пример — самоварный краник. Пробка в нем держится в корпусе крана только своей тяжестью.

Пробка самоварного крана.

  • Водопроводные краны советского образца с рычажным тумблером были не слишком комфортны в применении и нередко текли; зато они были почти что неубиваемыми. Поломать рычажок или пробку было нетривиальной задачей.
  • Трехходовые пробковые краны применялись для температурной регулировки в жилых площадях: в зависимости от положения они пускали поток носителя тепла через батарею, через перемычку или целиком перекрывали его.

Достоинства и недостатки

Как выглядят пробковые краны на фоне альтернатив применительно к сантехнике?

Начнем с похвал в их адрес.

Плюсы

  • В отличие от винтовых вентилей, их не нужно определенным образом ориентировать по направлению тока воды. Отрыв клапана не грозит просто ввиду отсутствия такового.
  • Прямой и широкий сквозной канал в пробке создает довольно умеренное гидравлическое сопротивление – опять-таки в отличие от извилистых ходов в винтовом вентиле.
  • По той же причине пробковые вентиля никогда не забиваются окалиной, песком и ржавчиной. Мусору просто-напросто негде задержаться в них.
  • От современных шаровых вентилей пробковые выгодно отличаются большей стойкостью к высоким температурам.

Впрочем: 150 С, максимальные для шарового вентиля, являются пределом температуры на подающей нитке теплотрассы в пик зимних холодов. Более высокие значения достижимы лишь в системах парового отопления, которые в настоящее время используются лишь на немногочисленных промышленных предприятиях.

Температурный график отопления. Как легко заметить, температур выше 150С в нем нет.

Минусы

Опыт общения автора с пробковыми вентилями в системах отопления и водоснабжения позволяет сформулировать следующие основные претензии к ним:

  • И чугунные, и латунные вентиля при долгом бездействии закипают. Чтобы провернуть их после пяти лет простоя, требуется усилие, вполне способное порвать резьбу на сгоне.
  • После пресловутого периода бездействия малейший поворот вентиля ведет к утечке воды через сальник. Да, это проблема – общая для всех изделий с сальниковой набивкой; однако в случае винтового вентиля она решается его полным открытием. Здесь же приходится набивать сальник заново.
  • Кстати, о сальнике: набить его можно, только предварительно перекрыв и сбросив воду. С чем связана инструкция? Если вскрыть вентиль под давлением, потревоженная пробка с большой вероятностью полетит вам в лицо на фронте потока воды. В лучшем случае – холодной, в худшем – обжигающе горячей.

Пробка удерживается в корпусе только крышкой сальницы.

Для сравнения: задвижку с притертыми щечками для набивки сальника своими руками достаточно просто перекрыть.

  • Бессальниковые (натяжные) вентиля приходится ослаблять перед открытием или закрытием, что сопровождается утечкой воды. Особенно трогательно, когда вы находитесь под вентилем. Если же не ослаблять натяжную гайку, есть реальные шансы оторвать резьбу от пробки.
  • Шток для поворота приходится брать разводным, рожковым или (чаще всего) газовым ключом. Как следствие, часто используемые краны легко узнать по скругленным, а то и практически отсутствующим выше сальницы штокам.
  • При всем том цена пробкового вентиля не ниже, а зачастую – выше шарового аналога того же размера.

Конусный кран

Конусный кран – разновидность трубопроводного крана, запирающий или регулирующий элемент которого (пробка) имеет форму конуса(усечённого). Также иногда называется пробковым краном, коническим краном.
Это один из самых давних и самых простых типов арматуры, достаточно привести в пример самоварный краник, имеющий именно эту конструкцию.

Конусные краны насчитывают большое количество конструктивных исполнений для различных условий эксплуатации, что связано с традиционностью этого типа арматуры, но в наши дни используются всё меньше и постепенно заменяются более современной и универсальной конструкцией – шаровыми кранами.

Сквозное отверстие в пробке, которое в отличие от шаровых кранов, как правило, не круглое, а трапециевидное обеспечивает проход среды при открытии крана. Сёдлами является внутренняя поверхность корпуса. Таким образом, уплотнительными поверхностями запорного органа являются конические поверхности – наружная пробки и внутренняя корпуса.

В конусных кранах необходимо обеспечить два весьма трудносочетаемых требования –создать плотный и герметичный контакт между коническими поверхностями пары корпус-пробка и при этом обеспечить свободный плавный поворот пробки, не допуская её заклинивания и задирания уплотнительных поверхностей. Последнее требование диктует необходимость изготовления корпусов и пробок из материалов, обладающих хорошими антифрикционными качествами(латунь, бронза, чугун).

Такие материалы ограничивают практическое применение конусных кранов давлением 1,6 МПа и диаметром 100 мм. Иногда конусные краны изготавливают также из углеродистой стали диаметром до 200 мм, но пробку в этих случаях делают из чугуна, либо применяют специальную систему смазки уплотнительных поверхностей.

Конусный кран весьма сложно изготовить и отрегулировать так, чтобы обеспечить какую-то стабильную величину усилия, необходимого для поворота пробки, поэтому они практически непригодны для использования с электро- или пневмоприводами и управляются вручную.

Конусные краны имеют ряд недостатков:

  • для управления конусными кранами требуются большиекрутящие моменты, что приводит к необходимости установки механического редуктора даже при небольших диаметрах крана;
  • уплотнительным поверхностям требуется тщательноеобслуживание и смазка во избежание прикипания пробки к корпусу;
  • притирка конической пробки к корпусу сложная процедура, от качества которой зависит надёжность и герметичность крана.
  • неравномерный по высоте износ пробок, что приводит к снижению герметичности крана в процессе эксплуатации.

Различия в конструкциях

Конусные краны различаются по способу уплотнения запорного органа на сальниковые и натяжные и имеют ряд специфических конструкций.

Простейшие по устройству – натяжные краны, в них пробка прижимается к корпусу с помощью гайки, которая навинчивается на резьбовой хвостовик пробки и опирается на шайбу, передающую усилие затяжки на нижний торец корпуса. При этом затяжкой гайки обеспечивается герметичность как в затворе, так и по отношению к внешней среде. Такая конструкция требует очень точного изготовления уплотнительных поверхностей и ограничивает применение таких кранов давлением до 1 Мпа и диаметром до 50 мм.

В сальниковых кранах усилие, прижимающее пробку к корпусу, передаётся через сальниковую набивку, которая предотвращает пропуск рабочей среды в окружающую. Уплотнение набивки производится либо накидной гайкой, либо через специальное устройство – сальник при помощи анкерных болтов и гаек. В таких кранах в нижний торец корпуса вворачивается отжимной болт, служащий для облегчения поворота пробки при слишком сильной затяжке сальника, заклинивании и прикипании.

Также уплотнение между пробкой и корпусом может создаваться при помощи пружины, что практически применяется например в латунных кранах на давление не выше 0,01 МПа, которые устанавливаются на подводках к бытовым газовым плитам в российских квартирах.

Краны со смазкой

В таких устройствах для снижения усилий, необходимых для поворота пробки, и предотвращения износа уплотнительных поверхностей, на последних имеется система канавок, заполняемых специальной смазкой, которая подаётся в кран через отверстие в шпинделе.

Краны с подъёмом пробки

В них применён другой способ уменьшения крутящего момента для управления краном – подъём пробки перед поворотом и посадка её на место после поворота. Подъём производится на небольшую величину с помощью специального маховика, то есть такие краны имеют два различных элемента управления.

Краны с обогревом

Эти краны имеют так называемую рубашку, которая создаёт вокруг корпуса пространство, куда может подаваться пар или другой теплоноситель. Такие краны предназначены для вязких и застывающих нефтепродуктов и других сред, требующих постоянного подогрева для поддержания их в состоянии, позволяющем транспортирование по трубопроводу.

Пробно-спускные краны

Это краны, обычно сальниковые, предназначенные для установки на котлы, резервуары и другие ёмкости для выпуска рабочей среды (контроль её наличия, отбор проб и пр.), они применяются для давления не более 1 МПа и температурой до 225 °C.

Какие водопроводные вентили бывают, что лучше выбрать и как установить самостоятельно?

Знакома ли вам ситуация, когда кран на кухне или в ванной выходит из строя и начинает постоянно подтекать? Если его во время не отремонтировать или даже заменить, то можно затопить не только свою квартиру, но и соседей снизу. Чтобы на время ремонта была возможность приостановить подачу воды на входе в квартиру должен быть установлен вентиль водопроводный. Желательно также иметь отдельное запорное устройство вентильного типа перед стиральной машиной и каждым сантехническим прибором, чтобы при возникновении аварийной ситуации отключать от системы водоснабжения только определённый участок, а не полностью подачу воды.

Какие бывают вентили?

Вентиль представляет собой запорное и регулирующее устройство, насаженное на шпиндель резьбового типа, осуществляющее перекрытие прохода в горизонтальной плоскости.

Технические условия его изготовления регламентируются ГОСТом 12.2.063-81, ГОСТом 5761-74. Выпускается водопроводный вентиль в нескольких модификациях, имеющих отличия в:

  1. конструкции корпуса (прямоточный, проходной, угловой, смесительный);
  2. способе герметизации места сочленения крышки с подвижным элементом затвора (сильфонный, сальниковый);
  3. расположении ходовой гайки (резьба гайки погружного или выносного типа);
  4. материале изготовления основных элементов (латунь, чугун, сталь);
  5. способе крепления к трубопроводу (арматура фланцевая, муфтовая, цапковая, штуцерная, под приварку);
  6. конструкции запирающего элемента (шаровый, клапанный, пробковые, клиновой);
  7. типе передачи усилия на рабочий механизм(ручное управление, от электропривода).

Конструктивные особенности корпуса

Вентили в зависимости от формы корпуса и способу монтажа на трубопроводе могут быть:

  • прямоточными — в них поток транспортируемой жидкости движется через корпус от входа к выходу, не меняя направления, ось шпинделя располагается под углом к оси проходного отверстия. Такая конструкция способствует спрямлению потока и снижению гидравлического сопротивления, но увеличивает рабочий ход затвора, параметры строительной длины и массы изделия;
  • проходными — изделие с одинаковым направлением потока движущейся воды на входе и выходе и смещёнными параллельно друг друга осями входного и выходного патрубков. Проходя через корпус вентиля, поток воды вынужден совершать как минимум два поворота под прямым углом, что приводит к образованию высокого гидросопротивления и образованию зон застоя;
  • угловыми — в них поворот потока на 90º происходит один раз, поэтому и более низкий уровень гидравлического сопротивления. Такие изделия имеют ограничения по области использования — размещаются на плане трубопровода только на его поворотных участках;
  • смесительными — в них регулировка пропорций воды происходит за счёт механического вращения внутренних элементов корпуса. Предназначены для перекрытия и смешивания потоков холодной и горячей воды.

Запорные элементы. Принципы и устройство

Водопроводные краны выпускаются с разной конфигурацией запорного элемента: шаровая, клапанная, пробковая и клиновая конструкция.

Шаровый вентиль

Шаровой называется арматура, запорный орган которой имеет сферическую поверхность.

Её конструкция состоит из следующих элементов:

  1. корпуса. Он может быть выполнен в цельносварном или разборном варианте. Вентили с цельным корпусом меньше весят, дешевле, но не подлежат ремонту. Разборные изделия имеют более сложную конструкцию, дороже стоят, но могут ремонтироваться;
  2. запора в форме металлического шара. Имеет проходное отверстие сечением, меньшим или равным номинальному диаметру вентиля, может быть плавающим или фиксированным;
  3. подвижного шпинделя, осуществляющего поворот запирающей детали;
  4. ручки съёмного типа;
  5. торцевых фторопластовых колец, обеспечивающих герметичность соединения корпуса и полированного шара.

Шаровый затвор имеет сквозное отверстие, ось которого параллельна направлению транспортируемой жидкости. Шток жёстко закреплён, и вместе с шаром образует вращающуюся ось, которая при закрытии клапана находится в перпендикулярном положении относительно направления движения водного потока. При повороте штока на 90º оси отверстия шара и потока воды совпадают и происходит подача воды.

Клапанный

В состав запорного узла клапанного вентиля входит резьбовой шток и поршень(клапан). Сечение поршня соответствует диаметру пропускного отверстия в корпусе изделия. При изменении положения клапана происходит его ввинчивание в посадочную гайку, и как следствие перекрытие потока движущейся среды.

Клапан может использоваться не только, как запорное устройство, а и для регулировки объёма подачи воды.

Клиновой

Клиновым называется вентиль для воды, подвижная деталь затвора которого имеет форму сужающейся к концу пластины(клина).

При повороте ручки в положение «закрыто», клин плотно прижимается к седлу в горизонтальных плоскостях параллельных направлению потока, который в этот момент вынужден дважды изгибаться под прямым углом.

Пробковый

У пробкового вентиля перекрытие потока осуществляется пробкой в форме конуса, прикреплённой к штоку. Под воздействием рукоятки опускается шток и пробка входит в проходное отверстие, плотно его перекрывая.

Червячный

Прокладка из эластомера плотно прижимается к седлу под воздействием механизма червячного типа, который приводится в действие с помощью ручки — маховика. В открытом положении вентиля происходит подъём штока с прокладкой и открытие прохода для воды.

Керамический

Внутри корпуса такого вентиля расположены две пластины с отверстиями продолговатой формы. Одна из них зафиксирована неподвижно в полости корпуса, другая прикреплена к шпинделю. При повороте ручки происходит смещение подвижной пластины до тех пор, пока их отверстия не совпадут и откроется проход для движения потока воды.

Вентили с электрическим приводом

Запорная арматура, оснащённая электроприводом, устанавливается в основном на магистральных трубопроводах большого диаметра.

Они управляются в автоматическом режиме дистанционно, могут также настраиваться на ручное управление с помощью штурвала. Электропривод состоит из двух основных узлов — двигателя и редуктора, для удалённого контроля оснащается указателями и датчиками положения запорного органа, для предупреждения перегрузок — специальными ограничителями. Для крепления к вентилю применяется фланцевый или муфтовый тип соединения.

Способы крепления

Водопроводные вентили могут подсоединяться к процессу разными способами: фиксироваться при помощи специальных элементов или монтироваться методом сварки.

Фланцевое соединение

При этом типе соединения используется специальный металлический фланец с резиновой прокладкой. На конец трубы и патрубок вентиля надеваются свободные фланцы, между ними устанавливается прокладка, затем весь узел стягивается болтами.

Муфтовая арматура

Присоединительный патрубок имеет внутреннюю резьбу с мелким шагом, а снаружи оформлен в виде шестигранника для удобства работы ключом. Муфта наворачивается на резьбу с уплотнением льняной прядью или лентой ФУМ.

Цапковая

Для такого способа крепления характерно наличие наружной резьбы на конце присоединительного патрубка и буртика на конце трубопровода.

Патрубок вентиля торцом прижимается к трубе и крепится в таком положении с помощью накидной гайки. Герметичность соединения обеспечивает металлическая прокладка и специальные смазки.

Штуцерная

Штуцер представляет собой короткий отрезок трубы (втулки) с внутренней резьбой на обоих концах. При таком виде соединения присоединительные концы арматуры навинчиваются на трубу и фиксируются при помощи накидной гайки.

Под приварку

Это неразъёмный тип соединения, герметичность которого обеспечивается с помощью сварки.

Технология изготовления и материалы

Для изготовления вентиля используются разные материалы:

  • Латунь. Изделие из латуни отличается небольшими габаритами, малым весом, коррозионной стойкостью и большой продолжительностью срока службы. Его можно монтировать в систему как холодного, так и горячего водоснабжения из стальных и пластиковых труб. К недостатком можно отнести высокую стоимость таких изделий.
  • Чугун. Вентили из чугуна имеют довольно большую массу, но надёжные, способные выдержать повышенный уровень давления, устойчивые к разному роду деформациям. Имеют невысокую цену, поэтому часто применяются для сооружения системы водоснабжения в частных и многоквартирных домах, дачных построек и гаражей.
  • Сталь. У стальных изделий вместо ручки на корпусе установлено колесо, проворачивая которое можно отрегулировать уровень давления или прекратить напор движущейся среды. Они легче чугунных, имеют простую конструкцию, ремонтнопригодные, могут использоваться в системах отопления с более высокой рабочей температурой и давлением, а также в сетях где существует опасность возникновения гидроударов.

Разница между вентилем и краном

Основными отличиями между вентилем и краном являются:

  1. возможность использования вентиля для регулировки напора, у крана же такой функции нет;
  2. наличие в конструкции крана кроме вентиля носика(излива), из которого вода льётся наружу.

Какие краны/вентили-смесители бывают?

В зависимости от назначения существуют 4 основных видов водопроводных кранов: вентильные, однорычажные, с термостатом и сенсорные.

Вентильные

Эти смесители считаются самыми распространёнными приборами.

Они бывают двух типов:

  • с одним вентилем. Такие смесители могут подавать воду только одного вида — холодную или горячую. Используется преимущественно для установки на кухне или умывальнике. Корпус одновентильного крана выполняется из сплава меди или латуни. Запорный механизм — в виде керамической или червячной кран — буксы приводится в движение вентилем;
  • с двумя вентилями. В их устройство входит латунный корпус с хромированным покрытием, два вентиля, которые управляют картриджами(кран — букса).

За счёт работы катриджей осуществляется регулировка напора и температуры воды. Излив в зависимости от модификации смесителя может составлять одно целое с корпусом (не поворотный) или свободно поворачиваться в разные стороны. Предназначены двухвентильные смесители для смешивания горячей и холодной воды;

Однорычажные

В однорычажном смесителе имеется всего одна ручка (рычаг), с помощью которой регулируется интенсивность подачи холодной и горячей воды. Напор можно усилить при поднятии ручки вверх. Регулировка температуры осуществляется при поворотах рычага влево или вправо, для полного перекрытия воды ручку нужно опустить вниз.

С термостатом

Это инновационный тип устройства. Регулировка температуры и интенсивности поступления воды происходит при установке определённого показателя на специальной шкале термостата.

Бесконтактные

В устройство таких смесителей входят специальные датчики, принцип работы которых основан на реакции инфракрасных лучей на тепло и движение.

Поэтому как только к этому смесителю близко подносят руки, он сразу срабатывает. Чаще всего их можно увидеть в местах общего пользования: санузлах аэропортов, вокзалов, развлекательных центров, учреждений здравоохранения и т.п.

Какой лучше выбрать?

Выбрать смеситель бывает не просто. Ведь хочется, чтобы он был компактным, надёжным, прочно «сидеть» на рабочем месте, подходить по стилю помещению и долгое время не выходить из строя.

  1. Для кухни желательно выбрать вентильный кран из латуни, бронзы, меди с хромированным или золотым покрытием, на котором не задерживается жир, и легко смывается грязь. Такие смесители прочные и дорогие, они не подвержены окислению и ржавчине. Кран также должен иметь поворотный излив с удобной для мытья посуды высотой гусака. Цена качественного изделия начинается от 5 тыс. руб.
  2. Для ванной — корпус и излив крана должны быть выполнены из латуни, желательно наличие сменного картриджа. Это может быть шаровый смеситель, оснащённый одной ручкой-рычагом или двухвентильный кран. Многие отдают предпочтение керамическому водопроводному крану, т.е. с керамическим картриджем. В нём уплотнительным элементом является кольцо из керамики. Такие изделия лучше противостоят воздействию горячей воды, регулируются более плавно, чем краны с резиновым уплотнителем, служат долго, реже требуют ремонта и техобслуживания. Конечно при таких характеристиках, у керамического крана и цена немалая — от 4,0 до 35,0 тыс. рублей(в зависимости от производителя).
  3. Для других ситуаций. В подсобных помещениях, гараже достаточно будет недорогого одновентильного крана. Цена таких изделий варьируется от 1,5 до 3,5 тыс. руб.

Как установить своими руками?

Правильный монтаж вентиля для воды является важным условием для его безопасной работы и более длительного срока службы. В принципе сама установка протекает по следующей схеме:

  • Перекрывают систему водоснабжения.
  • Открывают все краны, чтобы стекли остатки воды из труб.
  • Демонтируют изношенное устройство. Выбор способа демонтажа зависит от типа соединения старого изделия:
  1. цапковый — ключом ослабляют накидную гайку;
  2. муфтовый — путём демонтажа муфты;
  3. фланцевый — ослабляют болты, применяемые для фиксации крепёжных фланцев;
  4. сварной — вырезают участок трубы с помощью сварочного аппарата.
  • Очищают трубу в месте установки от остатков уплотнителя и ржавчины;
  • Устанавливают новый вентиль, герметизируя резьбовую часть соединения фум — лентой или нитью Тангит Унилок. Для фланцевого вентиля применение герметизирующего материала не требуется. В отличие от арматуры с разборным типом соединения, для монтажа приварного устройства потребуется специальный аппарат для пайки труб.

Однако существует и ряд нюансов, которые следует учесть при работе:

  1. выбор удобного места для установки изделия, чтобы не было помех для движения рычага — ручки;
  2. резьбу возможно придётся удлинять. Если выполняется замена вентиля, то после демонтажа старого устройство нужно очистить резьбу патрубка от остатков уплотнительного материала и попробовать накрутить на него новое изделие. Довольно часто за время эксплуатации коррозия разрушает металл на двух или трёх витках резьбовой части, поэтому требуется дорезать недостающие витки;
  3. устанавливать изделие необходимо с учётом направления потока рабочей среды, указанного на корпусе данного вида запорной арматуры.

Причины протечек и способы их устранения

Основные причины возникновения протечек могут быть следующие:

  • изношенная прокладка. Если при закрытом вентиле вода сочится из крана, то требуется заменить прокладку. Её изготавливают из микропористой резины, которая является надёжным и износостойким материалом, стойким к деформациям и коррозии. Применение прокладки в качестве уплотнителя обеспечивает высокую степень герметичности и простоту техобслуживания вентиля. На сокращения срока её службы может повлиять нарушение целостности кромки седла под клапаном вентиля. Соприкасаясь с деформированной кромкой прокладка быстрее выходит из строя и плохо держит воду. Чтобы её заменить вначале перекрывают подачу воды на стояке, затем разбирают устройство и меняют прокладку на новое изделие;
  • неисправность сальника или износ его набивки. О том, что сальник пришёл в негодность или пересохла его набивка можно судить по течи воды по стенкам штока в тот момент, когда вентиль находится в открытом положении. Способ устранения течи в этом случае зависит от конструктивных особенностей головки вентиля. Когда головка имеет сальниковую втулку, то зачастую достаточно её просто затянуть поплотнее. Если втулка затянута до предела, в течь воды не прекращается, то необходима замена набивки. Работу по замене сальниковой набивке проводят при закрытом вентиле следующим образом:
  1. отворачивают и снимают втулку сальника;
  2. извлекают старые слои набивки с помощью шила или узкой отвёртки;
  3. укладывают новый наполнитель, уплотняя каждый слой жгута отвёрткой;
  4. устанавливают на место втулку, закручивая её не менее чем на 2 — 3 витка резьбы.

Для ремонта вентиля, у которого в конструкцию головки входит накидная гайка, втулку сальника снимать не обязательно. Достаточно немного ослабить на штоке крепление накидной гайки, и намотать поверх втулки сальника распушенный жгут уплотнителя. Затем гайку следует вернуть в исходное положение.

Источник https://msmetall.ru/otoplenie/standartnoprohodnoj-kran.html

Источник https://serebklych-uk.ru/strojka/probkovyj-gazovyj-kran-2.html

Источник https://krani.su/art/item/kaki-vodoprovodny-ventili-byvayut-chto-luchshe-vybrat-i-kak-ustanovit-samostoyatelno-471/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: