Содержание
Свищ в трубе. Как от него избавиться?
При использовании трубопроводов для подачи воды или отопления нередко происходит его разгерметизация — в этом случае на помощь приходит ремонтный бандаж. Бандаж для труб это специальное техническое устройство для устранения дефектов трубопроводов, вызывающих утечку воды.
Отличительная особенность бандажа — универсальность, он может быть эффективно использован для устранения дефектов в металлических, чугунных, полипропиленовых, полиэтиленовых магистралях в местах соединения труб или в случае их повреждения. В условиях, где требуется экстренный ремонт или бандажные устройства применить невозможно, полезно знать другие способы устранения течи в линиях своими руками, которые широко применяются в быту.
Рис.1 Хомут для труб и бандаж — виды
Что такое бандаж
Бандаж или ремонтный хомут — приспособление, предназначенное для ремонта трубопроводов, имеет резиновый уплотнитель и фиксируется на поверхности посредством затяжных винтов. Он состоит из двух соединяемых частей (прочный металл большой толщины) или цельной металлической пластины (тонкая листовая сталь), надеваемой на ремонтируемый участок посредством расширения.
Изделия выпускают разных диаметров под стандартные трубные размеры в дюймах, для стыковки частей используют винты под плоскую, крестовую отвертку или шестигранный ключ.
Основной материал изготовления раздвижных приспособлений — сталь оцинкованная, нержавейка марки 304, двухкомпонентные виды изготавливают из дюралюминия, чугуна или аналогичных сплавов.
В зависимости от конструктивного исполнения и назначения бандажи бывают следующих видов:
- Двухсторонние. Состоят из частей, соединяемых с помощью болтов, выпускаются разных диаметров в зависимости от ремонтируемого изделия. Одной из разновидностей является двухсоставные конструкции с резьбовым отводом для тройникового подключения.
- U-образные. Представляют собой металлическую скобу с отверстиями по краям, в которые вставляется стягивающий фиксирующий болт с гайкой.
- Хомут. Устройство состоит из стальной пластины круглой формы с прорезями по всей длине и регулировочным винтом. Данная конструкция позволяет изменять диаметр хомута в широких пределах.
- Монтажный хомут. Имеет приваренный винт, предназначен для монтажа труб на различных поверхностях.
Рис. 2 Бандаж для трубопроводов
Применение бандажей
Ремонтные хомуты применяются в следующих условиях:
- Приспособления используются при ремонте медных, стальных, чугунных, асбестоцементных, керамических, различных видов пластиковых трубопроводов в системах отопления, водоснабжения и канализации.
- Ремонтные бандажные устройства устанавливают только на вертикальные и горизонтальные участки трубопроводов.
- Внешний диаметр труб, на которых используется бандаж, должен соответствовать его внутренним размерам и ни в коем случае не быть меньше его внутреннего диаметра.
- Следует использовать хомут, ширина которого соответствует внешнему трубному диаметру, при размерах труб около 350 мм. длина хомута выбирается больше дефекта на 150 мм., для больших размеров трубопроводов — на 200 мм. шире поврежденного участка.
- Если требуется отремонтировать сломанную трубу водопровода или состыковать две ее части, расстояние между участками не должно превышать 10 мм., а угол отклонения 2 — 3 градуса.
- Использование бандажа неэффективно при размерах повреждения более 60% от его рабочей площади.
- При ремонте водопроводной или канализационной ПВХ трубы ширина рабочей части работа должна быть в полтора раза больше размера дефекта.
Если повреждение в трубопроводе имеет большую длину (продольная трещина) для его устранения вырезают поврежденный участок, вставляют в проем новый отрезок трубы и устанавливают с двух сторон бандажные стяжки.
Рис. 3 Установка ремонтных хомутов
Причины и локализация протечек в отопительной системе
Течи в системе отопления возникают по разным причинам и в разных местах контура: на прямых участках или в местах соединений труб.
Протечки на прямых участках
Причиной протечек в металлических трубах отопления, которые эксплуатируются не один год, в более чем 95% случаев является коррозия (ржавление) металла.
Даже толстостенные оцинкованные трубы в отопительных контурах со временем съедает ржавчина. Разрушение металла при соприкосновении с водой является естественным процессом, который пока не удалось полностью победить.
Триггером разрушения металла может быть:
- механическое, химическое внутреннее повреждение трубы;
- перепады температурного режима или давления;
- повреждение защитного внешнего слоя.
Обратите внимание! Если течь возникла в старой отопительной трубе, то вероятнее всего это предупреждение о тотальном износе всей системы.
В автономных системах отопления, которые монтируют из современных полимерных материалов, причинами протечек является неправильный выбор труб.
Когда хозяин по незнанию или из побуждений экономии средств, приобретает трубы для холодной воды или трубы, не предназначенные для эксплуатации под давлением, для систем ГВС или отопительной системы. В этом случае простой заделкой течи не обойтись, часто требуется полная замена коммуникаций.
Протечки в местах соединений
Протечки в зоне соединений возникают, если пришла в негодность резьба (например, прикипела и была сорвана).
Рекомендуем ознакомиться: Как грамотно спрятать водопроводные трубы в ванной комнате?
При протечке в местах установки фитингов прогноз для эффективного локального ремонта более благоприятный. Здесь заделать течь в системе отопления можно, поменяв изношенную, потерявшую эластичность прокладку.
В более серьезных случаях может потребоваться замена соединительного (разводного) фитинга или вентиля.
Устранение течи в трубопроводах своими руками с помощью бандажа
Бандаж является специально разработанным устройством для ликвидации протечек, обеспечивающий высокую герметичность и надежность соединения всех видов трубопроводов, его установка (двухкомпонентная модель) проводится по следующей схеме:
1. Разбирают ремонтный хомут, откручивая соединительные болты, защищают поверхность трубопровода от ржавчины, краски и других видов загрязнений.
2. Устанавливают резиновую прокладку по центру повреждения с таким расчетом, чтобы ее края перекрывали отверстие на 30 мм. с двух сторон;
Рис. 4 Ремонт водопровода с помощью бандажа
3. Одевают на прокладку две металлические половины и соединяют их четырьмя болтами, постепенно стягивая с двух сторон бандаж. При этом нельзя перетягивать соединение, если ремонтируются пластиковые трубы — это может привести к их продольным трещинам. При прикручивании лучше оставить небольшую течь и выждать некоторое время для того, чтобы пластичное резиновое кольцо лучше охватило трубу и герметично закрыло отверстие.
4. Двухкомпонентный ремонтный бандаж может служить не менее 5 лет, при необходимости всегда можно заменить резиновый уплотнитель в случае возникшей утечки и использовать изделие неограниченный срок.
Где используют хомуты
Хомуты для трубопроводов используют строго на горизонтальных или вертикальных участках трубопровода, ведь на изгибах, а также на различных сопряжениях, например, на тройниках, установить хомут невозможно. К примеру, многие люди не знают, что делать если течет труба отопления, и как перекрыть течь. Именно для таких случаев и предназначены хомуты.
Говоря о материале труб, мы не можем выделить каких-либо ограничений, ведь хомут можно надеть как на чугунную, так и на медную трубу. Также легко вы сможете приобрести хомуты для различных полимерных труб, будь то полипропилен или полиэтилен. Говоря о более редких трубах, стоит выделить асбестоцементные водопроводы, на которых также используют хомуты.
Хомуты – одно из лучших решений множества дефектов труб:
- Устранение трещин в трубопроводе. Вы сможете перекрыть как короткие, так и достаточно протяжённые дефекты;
- Перелом труб – достаточно редкая, но возникающая проблема трубопроводов. Используя хомут с креплением, вы сможете не только перекрыть возникшую проблему, но и закрепить перелом к стене, чтобы минимизировать шанс возникновения протечки;
- Ремонтные хомуты для водопроводных труб также помогут удалить свищи на трубах (про
Способы и материалы при ремонте стальных труб в системах отопления
Помимо ремонтных хомутов, существует довольно большое разнообразие способов ремонта поврежденных металлических труб, включающих в себя различные методы наложения заплаток и механического крепежа, которые могут быть использованы на криволинейных участках, непригодных для применения бандажей.
Рис. 5 Метод устранения протечки в сгоне медицинским жгутом
Металлический резьбовой болт или саморез
При небольшом диаметре свища на криволинейных участках магистрали или в батареях отопления используется при ремонте резьбовой металлический крепеж, с усилием вкрученный в отверстие. Для получения наиболее надежного соединения поступают следующим образом:
- Просверливают в трубе отверстие под резьбу чуть больше размеров свища, обычно оно меньше на 0,5 — 1 мм. стандартного диаметра (4, 5, 6 мм. и так далее).
- Нарезают метчиком резьбовой профиль под болт выбранного размера.
- Обрезают болт с таким расчетом, чтобы его головка опиралась на край дыры при установке, после чего ставят на него резиновую прокладку и вкручивают в отверстие.
Существенным недостатком такого метода является значительное перекрытие болтом канала подачи воды в магистралях малого диаметра, для канализационных линий горизонтального расположения способ не слишком приемлем — волокнистые отходы будут задерживаться на выступающей поверхности болта.
Холодная сварка
Холодная сварка является популярным компонентом для закупорки различного вида отверстий, ее композицией, проникающей внутрь изделия, заделывают водопроводы из разных материалов для подачи холодной и горячей воды.
При использовании холодной сварки поступают следующим образом:
- Обязательно перекрывают воду – при смачивании материал обладает низкой адгезией к металлу и под давлением будет выталкиваться из отверстия.
- Размешивают в резиновых перчатках небольшое количество вещества и наносят на дефектный участок сверху.
- По истечении минимум 10 минут сварка полимеризуется и изделие готово к использованию, материал способен выдерживать давление около 20 атмосфер и температуру до 260 С.
Рис. 6 Заделка свища холодной сваркой
Резиновый бинт
Отремонтировать поврежденный стальной трубопровод можно с использованием резинового бинта, который вырезает из перчатки, велосипедной камеры или используют готовое аптечное изделие.
При его применении поступают следующим образом:
- Обматывает поврежденный участок по спирали с запасом снизу вверх и возвращаются на середину свища.
- Эластичный бинт не выдерживает большого давления, поэтому точку месторасположения дыры укрепляют намоткой металлической проволоки или хомутом.
Главное преимущество применения эластичного бинта — возможность ремонта протечек в резьбовых соединениях металлических труб с использованием муфт (сгонов), при монтаже резиновый бинт герметично наматывается на неровную поверхность и закрепляется стальной стяжкой или проволокой.
Рис. 7 Дефектный участок трубопровода, обмотанный изолирующим материалом
Эпоксидная смола
Эпоксидная двухкомпонентная смола — популярный в быту материал, пригодный для ремонта любого вида водопроводов, порядок ее использования выглядит следующим образом:
- Перекрывают воду, защищают наждачной бумагой или острыми предметами обрабатываемое место от ржавчины, краски и затем обезжиривают.
- Размешивают небольшое количество смолы в отношении компонентов 1 к 10 и готовят медицинский бинт.
- Наносят эпоксидную смолу на поверхность с запасом по длине и наматывают матерчатый бинт по спирали, после чего намазывают следующий слой с последующей обмоткой бинтом.
Ремонт водопроводных и канализационных систем из чугуна
В жилых домах чугун повсеместно используют в стояках, часто утечки возникают в местах раструбного соединения с пластиковыми отводами. Давление в стояке практически отсутствует, так что его ремонт состоит в простой герметизации дефектного места.
Для проведения этих работ подходят технологии, используемые при герметизации стальных магистралей и некоторые другие способы.
Цементная обвязка
Если под рукой нет эластичного бинта, можно воспользоваться обычным марлевым в сочетании с цементным раствором, проводя следующие операции:
- Размешивают цемент с водой до получения сметанообразной массы.
- Опускают медицинский бинт в раствор и пропитывают его цементным составом.
- Обматывают дефектный участок несколько раз по спирали в 3 — 4 слоя.
- Трубопроводом можно пользоваться после высыхания состава спустя сутки.
Зачеканка
Методика используется для закрытия трещин и свищей в чугунных трубах и заключается во вбивании свинцовых заклепок в щелевые полости. Являясь мягким веществом, свинец надежно закрывает и герметизирует дефектный участок, когда полый отсек заполнен.
Рис. 9 Способ заделки протечек чугунных труб
Набивка
Часто утечки возникают в раструбных стыках чугунных элементов, для их заделки используют набивку из волокнистых материалов, пропитанных битумом, работа проводится в следующем порядке:
- Извлекают старую набивку с помощью острых предметов, освобождая пространство для укладки ремонтных компонентов.
- Пропитанный битумом джутовый или пеньковый канат (веревку) плотно заталкивают в образовавшуюся щель по всему периметру, оставляя сверху расстояние около 10 мм.
- Закрывают набивку цементным раствором, замазывая им свободное пространство.
Чопики
Чопик относится к способам ремонтирования чугунных и стальных труб советских времен, для заделки дыр используют деревянные заглушки из твердых пород дерева. Основное преимущество — закрытие свища, через который поступает вода под давлением и под рукой нет стандартных заводских приспособлений, в течение нескольких минут.
При его использовании деревянный колышек затачивают под любым углом и слегка вбивают в отверстие, после воздействия влаги древесина расширяется и плотно закрывает свищ. В стальных линиях советской эпохи чопики выстаивали по 5 лет, при появлении протечек в результате расширения дыр их просто вбивали поглубже.
Рис. 10 Метод ремонтных работ с использованием чопиков
Методы ремонта трубопроводов из пластика
Различные пластиковые трубы ремонтируют при помощи хомутов, наложения заплаток, заклеивания отверстий.
Для распространенных полипропиленовых трубопроводов разработана специальная технология, суть которой заключается в заделке свища разогретым стержнем из полипропилена. При этом отверстие рассверливают до нужного диаметра, нагревают его торцы железным стержнем, вставленным в паяльник, после помещают внутрь дыры расплавленный штырь из полипропилена, выступающий конец которого затем обрезают.
Вторым методом ремонта является вырезание поврежденного участка, после чего трубные концы соединяют наружной муфтой с использованием сантехнического паяльного утюга.
При отсутствии специального инструмента можно попытаться отремонтировать трубу из полипропилена самостоятельно, поступив следующим образом:
- Сливают воду из системы, сверлят в трубе круглое отверстие и вырезают из полипропилена стержень чуть большего размера (на строительном рынке в продаже имеется полипропиленовые стержни).
- Расплавляют трубную дыру вставленным разогретым металлическим штырем, одновременно нагревая полипропиленовую вставку до размягчения строительным или бытовым феном, температура воздуха которого достигает 800 С. (температура плавления полипропилена 260 С.)
- Помещают разогретую вставку в отверстие, после остывания ее верхний торец обрезают.
Методика ремонта канализационных труб из ПВХ
Канализационные линии находятся под невысоким давлением и соединяются раструбовым способом, поэтому ремонт дыры или трещины проще всего произвести заменой поврежденного сегмента. Если это невозможно, используются металлические хомуты или обвязка герметизирующими полосами, скотчем, изоляционными лентами. Можно наклеить на поврежденное место заплатку из плотного материала, используя специальный клей для ПВХ, заделать его эпоксидной смолой или холодной сваркой.
Рис. 11 Способ ремонта труб из пластика
Использование бандажа в случаях повреждения трубопроводов является наиболее эффективным способом их ремонта в бытовых условиях на прямолинейных отрезках. Если повреждение происходит в труднодоступных или изогнутых местах на отводах, используют варианты с применением клеевых составов, лент, вставок из различных материалов.
Герметизация протечки в местах соединения
Заделать течь в местах соединения контура отопления можно следующими способами:
- Поставить классический обжимный хомут, предварительно устранив неровности дополнительными резинками.
- Заделать протечку в месте стыка, обмотав ее несколькими слоями пропитанной эластичной ткани. В качестве пропитки можно использовать водостойкие клеящие составы или обыкновенную нитроэмаль.
- Небольшие повреждения можно заделать с помощью пищевой соды и клея-момента. В щель или свищ втирают слегка смоченную пищевую соду, так, чтобы она заполнила собой все пространство. Сверху наливают супер-клей. Вещества моментально реагируют между собой, образуя крепкую пробку.
Рекомендуем ознакомиться: Виды и правила монтажа канализационных фитингов
Удобно на всякий случай иметь дома готовый комплект для локального ремонта типа Силопласт. Набор включает в себя акриловую накладку на свищ и пропитанную специальным составом ленту для заделки течи. Достаточно ее намотать на трубу и смочить водой. Для такого ремонта не требуется сливать воду из отопительной системы.
Обратите внимание! Качественный ремонт резьбовых соединений предполагает обязательный демонтаж и диагностику.
Как использовать хомут ремонтный для труб водоснабжения – варианты и способы
В данном материале мы подробно расскажем о таком полезном приспособлении, как ремонтный хомут для труб водоснабжения, его разновидностях, областях применения и способах монтажа.
Сами по себе хомуты предназначены в первую очередь для осуществления срочного ремонта труб водопровода, когда нет возможности произвести их полную замену, а нужно экстренно принимать меры по устранению утечки. Ремонтные хомуты для металлических труб служат для перекрытия места врезки, изоляции трещин, лопнувших и проржавевших участков. Такие элементы позволяют производить ремонт, не прекращая полностью подачу воды потребителям. К тому же, в процессе работе могут потребоваться только разводные ключи.
Способы и условия применения хомутов
Применять хомут для ремонта водопроводной трубы целесообразно только на прямолинейных горизонтальных или вертикальных отрезках трубопровода. Однако на стыках или на изогнутых отрезках трубы устанавливать такие детали не рекомендуется. Что касается материала, то тут возможны любые варианты: чугун, медь, сталь, различные типы пластиковых изделий.
Допускается применение ремонтных хомутов даже на асбестоцементных трубах, поскольку плотность прилегания неразъемных скоб позволяет им сопротивляться высоким нагрузкам. Поэтому подобные элементы довольно распространены при прокладке магистральных водопроводов. Закрепить хомут можно при помощи планки и шпильки. Чтобы отремонтировать дефектный участок, накладывают обжимные хомуты для труб и стягивают его.
Ремонтные хомуты применяют с такими ограничениями:
- внешнее сечение ремонтируемой трубы не должно превышать длины детали;
- если сечение трубы составляет порядка 350 мм, то для нее нужно подбирать хомут, который по длине будет превышать размер дефектного отрезка, как минимум, на 150 мм;
- если размеры трубопровода достаточно велики, то норматив длины ремонтного хомута предполагает превышение ее над размером поврежденного участка на 20 см;
- в случаях, когда производится ремонт ПВХ труб, следует применять изделия, длина которых больше участка с поломкой в 1,5 раза;
- расстояние между двумя трубами при их стыковке не должно превышать 1 см, а угол отклонения может составить порядка 2-3º;
- важно помнить, что площадь поврежденного участка трубопровода не должна превышать 60 % площади ремонтного хомута – тогда его использование целесообразно;
- если же участок трубы с повреждениями превышает 60 % порог, то единственным верным решением будет его замена на врезки с муфтами или двумя хомутами. Читайте также: «Как правильно выполняется замена водопроводных труб – от выбора труб до соединения фитингов».
Какие проблемы решают хомуты
Среди наиболее распространенных ситуаций, когда приемлема установка аварийного хомута для труб, можно назвать:
- свищи в трубах – в этих целях оптимальным решением станет хомут с резиновой подложкой, которая вжимается в свищ, блокируя его (прочитайте также: «Как заделать свищ в трубе – возможные варианты, проверенные практикой»);
- ржавление отдельных отрезков трубы;
- возникновение различных размеров трещин — бандаж для трубопроводов применим как к большим, так и маленьким дефектам;
- прорыв плоскости трубы – в такой ситуации хомут используется в качестве крепежного элемента, который не только устраняет поломку и фиксирует отрезок трубы на перекрытии или стенах;
- огрехи в результате некорректного проведения сварочных работ;
- отверстия игольчатого характера;
- поломки от ударов механического происхождения.
Стяжные хомуты для труб широко используются для ремонта трубопроводов благодаря их многочисленным положительным качествам.
В частности, такие детали характеризуются такими качествами:
- Многофункциональность. Перечень труб, с которыми целесообразно использовать хомуты, довольно обширен. К тому же, данный элемент служит не только для устранения повреждений, но и в качестве фиксатора трубы к опоре.
- Экономичность и удобство установки. Установить на трубу хомут, чтобы ее отремонтировать, сможет каждый начинающий сантехник. Эта процедура не займет много времени, а для фиксации понадобятся лишь гайки и шуруп.
- Сопротивляемость высоким температурам, например, в системе отопления или горячего водоснабжения.
- Возможность монтажа с разными осями.
- Долговечность. Если ремонтный хомут был подобран и установлен правильно, то без капитального ремонта такой водопровод может прослужить еще примерно 5 лет.
- Локальный характер использования. То есть, деталь позволяет устранить брешь в трубе, не перекрывая подачу воды всем потребителям на линии.
- Универсальность. Хомуты могут применяться для труб с самыми разными диаметрами.
Стоит сказать и о нескольких недостатках. Среди них можно назвать возможность установки хомутов лишь на прямолинейных отрезках трубы. Кроме того, максимальная длина поврежденного участка, закрываемого хомутом, не может превышать 34 см.
Видовое разнообразие хомутов
В продаже можно встретить очень много видов хомутов для труб, которые отличаются по размеру, особенностям конструкции, а также материалу изготовления. Что касается материалов, то представлены изделия из литого чугуна, обычной, нержавеющей или оцинкованной стали (прочитайте: «Виды стальных хомутов для крепления труб, различия и особенности крепежных изделий»).
Конструкционно ремонтные хомуты представлены такими типами:
- Односторонние, в форме подковы с отверстием вверху. Применяются такие модели для резьбового соединения труб с небольшим диаметром (максимум – ДУ 50 мм).
- Двухсторонние. Они включают две отдельные детали, монтируемые между собой винтами. Обеспечить более надежное прилегание к трубе можно обжимными скобами. Размер подбирают, исходя из параметров трубопровода.
- Многокомпонентные. Такие изделия имеют несколько деталей и предназначены преимущественно для трубопроводов с большим сечением. Монтаж производится посредством нескольких пар резьб. Манжета хомута имеет ячеистую поверхность.
- Крепежные. Подобные хомуты предназначены в первую очередь для фиксации труб на поверхности. Монтируют его к стене с помощью шурупа, пропущенного сквозь перфорацию в нижней части детали. Укладку трубы производят после фиксации детали.
Параметры изделий данной категории
Все хомуты для ремонта труб применяются на практике с учетом таких параметров:
- Рабочее давление в системе может колебаться в пределах 6-10 атмосфер.
- Максимальный показатель температуры, допустимый при использовании хомута – 120 ℃.
- Рабочие колебания температурных значений могут находиться в пределах от -20 ℃ до 60 ℃.
- Сечения труб, которые допускается ремонтировать с помощью хомутов, составляют 15-1200 мм.
- Крепежные элементы изготавливают лишь из оцинкованной или нержавеющей стали.
- На обжимных хомутах устанавливают уплотнитель из ячеистой рифленой резины.
- Если конструкция хомута – обжимная, его делают из оцинковки толщиной 1-2 мм, а вот составные изделия производятся из высокоуглеродной стали марки 20, либо, иногда, из литого чугуна.
Установка и фиксация
Сама по себе установка ремонтных хомутов для врезки не представляет сложности и не занимает много времени. Все, что нужно сделать, – это надеть металлическую деталь на участок трубы с повреждением, провернуть его так, чтобы замок находился с противоположной стороны от дефектного места, после чего затянуть гайки до полного прилегания манжеты к трубе.
То, насколько качественным будет ремонт, зависит не только от прочности самого хомута, но и от размеров поврежденного участка и площади соприкосновения манжеты с трубой.
Как правило, внешний вид хомута представляет собой манжеты в форме подковы, которая стягивается винтами. Обхват трубы по окружности производится с помощью 2-3 деталей, которые скрепляются между собой болтами. Читайте также: «Виды сантехнических герметиков для труб водоснабжения – преимущества и недостатки материалов».
По типу крепления все ремонтные детали бывают двух видов:
- С устойчивым крепежом. В таком варианте фиксация трубы производится очень надежно, исключая вероятность движения трубы. Для этого в основном используют фитинги различной конфигурации.
- Плавающее крепление. Этот тип фиксации позволяет трубам несколько смещаться, что предотвращает ее искривление. В этом случае берутся хомуты, сечение которых несколько превышает таковое, применимое для устойчивого крепления.
Для закрепления трубопроводов к стенам или перекрытиям довольно часто используют кронштейны. Они приемлемы для водопроводных труб с небольшим диаметром. Как правило, эти элементы состоят из двух деталей, соединяемых болтами. В стене они фиксируются на дюбелях.
Если речь идет о транспортировке горячей воды, то применяют скользящие опоры. Они состоят из пластин и хомута, монтируемых на опорную подставку. Кроме того, нередко кронштейны используют в качестве консолей, к которым крепят водопроводные линии в производственных помещениях. А вот в условиях повышенной нагрузки применяют двойные кронштейны для трубопроводов.
Ремонтные хомуты для труб: разновидности, особенности монтажа
Металлический или пластиковый хомут для труб: всем известно это механическое приспособление для крепления не только труб, но и самых разнообразных деталей, узлов и элементов конструкций. Кроме того, хомуты для трубопроводов находят применение при уплотнении технологических отверстий путем закрывания их подходящими материалами (с уплотнением резиновой прокладкой, металлическими или силиконовыми манжетами), а также трещин в трубах, транспортирующих всевозможные жидкости. Дальнейшая эксплуатация отремонтированных таким способом повреждений в промышленных трубных магистралях показала, что такая «заплатка» выдерживает давление до 30 Бар.
Муфты, или ремонтный хомут для труб, могут много раз применяться в трубопроводах из разных материалов. Ремонтные хомуты, или, как их еще называют, муфты для труб, используют для работы с трубопроводами из любого материала: чугуна, стали и ее сплавов, цветных металлов, полиэтилена и пропилена, металлопластика и асбестоцемента. Заводской или самодельный хомут для ремонта труб помогает устранить такие повреждения, как: трещины или надломы в теле сантехнических и других труб, микроскопические игольчатые сквозные отверстия в металлических изделиях, каверны как последствия сварочных работ, отверстия, появившиеся вследствие коррозии металла, механические ударные отверстия.
Достоинства аварийных муфт:
- Простой и быстрый монтаж по месту повреждения;
- Быстрая герметизация зоны повреждения;
- Дешевизна изделия и работы с ним, экономия на себестоимости ремонтов;
- Автономности применения: накладывая хомут ремонтный для труб водоснабжения на отверстие, не нужно отключать всю магистраль;
- Надежность и длительный срок эксплуатации муфтовой заплатки.
Разновидности и характеристики изделий
Ремонтные хомуты для труб большого диаметра изготавливаются из стали (в том числе и без антикоррозийной защиты, из оцинковки и из нержавейки) или чугуна, обжимные хомуты для труб маленького диаметра могут изготавливаться также из пластика.
Дополнительные виды хомутов для труб и их состав:
По типу крепежа ремонтные муфты для любых цилиндрических изделий стандартными, одно- и двухсторонними, двух- или трехсоставными. Последняя разновидность предназначена для ремонта изделий большого диаметра. Кроме этих разновидностей, ремонтный хомут на водопроводную трубу предоставлен отдельным комплектом для трасс большого диаметра из металлов — 150 мм и больше.
Обжимные металлические хомуты для ремонта состоят из следующих деталей:
- Бандаж обжимной из оцинкованной, углеродистой или нержавеющей стали толщиной 1-2 мм;
- Манжета каучуковая или резиновая для уплотнения отверстий. Самая распространенная марка ячеистой резины для манжеты — 6429-8,10,11,13-ВАЛ;
- Метизы бандажного крепления изготавливаются также из оцинкованной, углеродистой или нержавеющей стали. Нормативный рабочий напор на обжиме в месте ремонта трубы при помощи хомута – 6-10 Атм, рабочая среда – неагрессивные жидкости, воздух или инертные газы. Нормативная рабочая температура, которые выдерживают обжимные металлические бандажи: -20 0 С/+60 0 С. Хомут для водопровода, газопровода или любой другой трубной магистрали имеет стандартный диаметр 15-1200 мм. Отдельным комплектом идут ремонтные хомуты для водопроводных труб больших диаметров.
Ремонтный обжимной хомут для заделки чугунных, металлических, полиэтиленовых, полипропиленовых, металлопластиковых или асбестовых труб обладает бо́льшими достоинствами при ремонте повреждений, чем другие приспособления, методы и материалы. Даже для обжима хрупкой чугунного цилиндрического изделия чаще всего используют именно металлические муфты.
Для проведения ремонтных работ муфтами не нужна помощь специалистов – при желании любой человек, без опыта и специальных инструментов, может справиться с таким ремонтом. В ходе работ эти крепежные детали могут использоваться для соединения изделий из разных материалов. При креплении бандажа на металлическую систему хомуты намного продлевают время службы любой трубной магистрали – газовой, водяной (трубы холодного или горячего водоснабжения), отопительной, канализационной, и т.д. Металлические соединения выдерживают любые температуры рабочей среды в трубах. И, хотя хомут можно изготовить и самостоятельно, профессионалы все же рекомендуют приобретать их у зарекомендовавших себя на рынке компаний-производителей.
Особенности монтажа
Хотя монтаж хомута на любою трубу – дело простое и быстрое, существует определенная последовательность таких ремонтных операций:
- Муфтовая конструкция обкручивается по окружности трубы, а местоположение скрепляющего метиза должно находиться на противоположной от ремонтируемого отверстия части трубы;
- Далее на муфту устанавливаются гайки, которые должны плотно прилегать к телу трубы. Качество и надежность крепления приспособления на зону аварии зависит от материала, из которого сделана крепежная муфта, и конструктивной прочности самой детали. Важным элементом при ремонте является способ сопряжения крепежного узла и остальной системы;
- Закрепленный на месте аварии хомут не меняют, если он сам не прохудился. Такая ремонтная муфта может прослужить так долго, сколько и сам трубопровод. Поэтому часто экономически намного выгоднее отремонтировать трубопровод при помощи хомутов, чем заменять отрезок трассы, особенно, если трубы уложены под землей;
- При выборе муфты нужной конструкции и размера для ремонта конкретного участка трубной трассы необходимо принимать во внимание степень и размеры повреждения. На разные аварийные участки могут устанавливаться приспособления из разных материалов — стальные, пластиковые и другие муфты, и, если правильно подобрать размер и материал, то муфта максимально эффективно устранит аварию и прослужит так же долго, как участки без повреждений.
Металлический или пластиковый ремонтный хомут представляет собой полузамкнутую манжету с винтовой или болтовой стяжкой. Элементы муфтовой конструкции обжимаются стягивающим болтом или несколькими болтами – это зависит от ширины аварийного участка и самой ремонтной муфты. Диаметр хомута выбирается по диаметру трубной магистрали, чтобы герметичность ремонтируемого участка была как можно выше.
Эта технология крепления муфт на трубы считается наиболее простой, доступной и универсальной. Но бывают моменты, когда даже такая несложная операция требует профессиональных навыков, и выполняется не так, как предусмотрено нормативами:
- Технология устойчивого крепежа. Этот метод назвали устойчивым, потому что приспособление надевается и затягивается на неподвижном месте трубы, которое впоследствии не предполагается перемещать или еще как-то деформировать. Такой метод крепления чаще всего выполняется в непосредственной близости от точки раструба на корпусе трубы – в месте соединений магистрали ее обычно не предполагается смещать. Устойчивый крепеж — это возможность использования бандажей разных форм и конструкций, что создает наиболее прочное соединение.
- Технология плавающего крепежа. Чугунные или стальные изделия закрепляются на месте аварии с немалыми трудностями, но муфты из пластика требуют приложения меньших усилий. Муфты из полимеров подбираются на диаметр больше, чтобы эффективное усилие затягивания хомута проявилось в наибольшей степени.
Металлические и пластиковые хомуты
Монтаж и наращивание магистрали из труб происходит с использованием всевозможных крепежных элементов, переходников, поворотов, углов и метизов. Это же разнообразие относится и к набору ремонтных хомутов. Аварийный участок может появиться в любом месте трубопровода, поэтому конструкции и формы хомутов и бандажей дают возможность использовать их при любых поломках трассы, в любом месте и для трассы любой сложности.
В то же время сам хомут из пластика, стали или чугуна может неподвижно крепиться к строительной конструкции, но делать это рекомендуется только в отапливаемом помещении. В холодных помещениях и на улице ремонтные муфты рекомендуется устанавливать на трубах только по технологии плавающего крепежа с эластическим бандажом, чтобы перепады температуры не ослабляли крепеж.
Дополнительно усилить место накладывания бандажа на отверстие в трубе и закрепление его пластиковым или металлическим хомутом можно использованием муфт с острыми шпильками. Например, закрепить полипропиленовый трубопровод к стене рекомендуется на расстоянии между хомутами ≤ 2 метров, а трубы из пластика рекомендуется закреплять с шагом между муфтами 1-1,5 метра.
Самодельные металлические хомуты
При отсутствии промышленных изделий или невозможности их закрепить в силу конструктивных особенностей места аварии часто применяют самодельные хомуты, сделанные из подручных материалов, что называется, «на коленке». Это простейшие крепления, которые позволяют хотя бы на время избежать аварии или устранить неисправность. Чаще всего на дырявую трубу накручивают резиновую ленту, а место аварии обматывают сверху проволокой или веревкой. Такую резину берут из противогаза, автомобильной или велосипедной камеры, и т.д. Подойдет даже аптечный резиновый жгут, который впоследствии меняют на заводское муфтовое изделие.
Но такие самодельные приспособления разрешено использовать не везде и не всегда:
- Нельзя накладывать такие жгуты на криволинейных отрезках трубопроводов, а также с наружной стороны;
- Нельзя обматывать резиной трубы диаметром ≤ 350 мм;
- Длина ремонтируемого отрезка трубы ≤ 200 мм;
- При разрыве трубопровода на стыке расстояние между торцами соблюдается ≤ 10 мм, а осевое отклонение ≤ 3 градусов;
- Если под бандажом хомута предполагается спрятать ≥ 50% ремонтируемого участка, то хомут крепить нельзя – этот участок ремонтируют укладкой новых труб.
Ремонтные трубные хомуты даже в современном строительстве – это наиболее быстрое решение при устранении неисправностей и аварий трубопроводных магистралей с рабочей средой, не превышающей температуру 65 0 .
Источник https://spark-welding.ru/vodostok/homut-remontnyj-dlya-trub.html
Источник https://trubaspec.com/vodoprovod-i-vodostok/kak-ispolzovat-khomut-remontnyy-dlya-trub-vodosnabzheniya-varianty-i-sposoby.html
Источник https://gidpotrubam.ru/fitingi/homuty-dlya-trub