Основные типы фланцев

Основные типы фланцев

Фланец представляет собой диск круглой или квадратной формы со сквозным отверстием в центре, который используют повсеместно для соединения трубных участков, патрубков, шаровых кранов, аппаратов, машинных элементов и прочего трубопроводного оборудования.

Особенность фланцевого соединения заключается в возможности его многократного использования. Герметичность стыка в процессе эксплуатации достигается за счет периодической подтяжки крепления, а также своевременной замены прокладки, которая исключает течь продукта транспортировки, снижает трение/износ стальных деталей.

У соединителей выделяют несколько исполнений уплотнительных поверхностей (подробнее об этом можно узнать в нашей статье):

  • с соединительным и простым выступами;
  • с впадиной;
  • с шипом;
  • с пазом;
  • под линзовую прокладку;
  • под уплотнитель овального сечения;
  • с шипом под фторопластовую прокладку;
  • с пазом под уплотнитель из фторопласта.

Виды фланцев по ГОСТ 33259-2015

В 2015 году вышел межгосударственный стандарт ГОСТ 33259, который объединил в себе общие технические требования, конструкцию и размеры плоских, воротниковых, свободных фланцев, арматуры, изготавливаемых по ГОСТ 12820, 12821, 12822, 12815 соответственно. Согласно этому нормативу выделяют 6 типов соединителей, работающих в системах с номинальным давлением до 250 кгс/см2.

Фланец тип 01

Фланец тип 01

Стальная плоская приварная соединительная деталь выдерживает нагрузки до 2,5 МПа. Ее изготавливают номинальным диаметром от 10 до 2400 мм. Эксплуатация возможна при температуре не ниже -40 °C.

Фланец тип 02

Свободный плоский соединитель на приварном кольце позволяет без проворота трубы легко производить стыковку арматуры или оборудования. Используют при укладке трубопроводов в труднодоступных местах, на трубных участках, где часто проводят ремонтные работы. Изготавливают методом ковки, штамповки или вырезают из листа.

Фланец тип 02

Особенность элемента заключается в отсутствии контакта с рабочей средой. При монтаже на трубу сначала надевают фланец, затем кольцо. Далее кольцо приваривают к трубопроводу, после чего с ответной деталью образуют фланцевое соединение.

Выпускают диаметром (Ду) 10‒600 мм на Ру до 25 кгс/см2. Металлоизделие нельзя использовать при температурных значениях минус 40 градусов.

Фланцы тип 03 и 04

Фланец тип 03

Детали стальные плоские свободные на отбортовке (тип 3) и на хомуте (тип 4) под приварку. Установку изделия производят аналогичным способом ‒ сначала надевают соединитель, далее отбортовку/хомут.

Тип 03 используют только на давление PN2,5, PN6, PN10, PN16.

Тип 04 применяют только при нагрузках PN10, PN16, PN25.

Фланец тип 04

Оба вида выпускают диаметром от 10 до 600 мм.

В целях экономии производители иногда предлагают своим клиентам изготовление соединителя из алюминия, а отбортовки из нержавеющей или углеродистой стали. Поскольку алюминиевый диск не контактирует с транспортируемым продуктом, на материале можно сэкономить.

Фланец тип 11

Фланец тип 11

Обладает характерным выступом ‒ «воротником», благодаря которому получил свое название «воротниковый фланец», иначе его называют «приварным встык».

За счет выпуклости, минимизирующей нагрузки у основания детали, его устанавливают в трубопроводных коммуникациях с давлением 01‒25 МПа. Условный проход (Ду) трубодетали ‒ от 10 до 4000 мм.

Фланец тип 21

Фланец тип 21

Является частью/корпусом арматуры. Его изготавливают литьем из стали, серого или ковкого чугуна. Сфера применения и размер зависят от материала изготовления:

  • сталь используют при Ру от 2,5 до 250 кгс/см2, сечение ‒ от 10 до 2000 мм;
  • серый чугун ‒ от 1 до 16 кгс/см2, диаметр ‒ от 10 до 4000 мм;
  • ковкий чугун ‒ от 6 до 40 кгс/см2, условный проход ‒ от 10 до 300 мм.

Можно ли использовать разные типы фланцев

Для соединения труб или любого другого оборудования необходимо к каждому трубному концу приварить по фланцу, установить между ними прокладку, стянуть болты (рекомендуется делать это крест-накрест, чтобы добиться соосности).

Однако фланцевое соединение образуют детали с разными типами исполнений по принципу «мама ‒ папа»: элемент с выступом стыкуют с его зеркалом ‒ диском со впадиной. Поэтому на трубопроводе допускается монтировать несколько видов соединителей, но запрещается использовать трубодетали разных исполнений в паре.

Помимо представленных стандартов существуют американские, европейские нормативы (ASME, DIN), в соответствии с которыми конструкция трубодеталей остается неизменной, но маркировка может отличаться. Для устранения различий используют таблицы перевода.

Фланцы для сильфонных компенсаторов, основные разновидности

СкайПром

Практически любая трубопроводная система подлежит состыковке и соединению, но в данном случае использование резьбовой муфты не даст требуемой надежности. В то же время необходимо предусмотреть возможность демонтажа стыков. Одним из элементов, обеспечивающих такое соединение, является плоский приварной стальной фланец. Размеры стальных фланцев зависят от параметров трубопровода. Изделия из стали изготавливают с достаточно широким диапазоном параметров. В диаметре они достигают значений от нескольких миллиметров до метров.

Внешне фланец выполнен в виде кольца с центральным отверстием, соответствующим диаметру трубы, а также несколькими отверстиями на периферии для обеспечения крепления на болтах или на шпильках. Комплект представлен парой фланцев с соосными отверстиями.

Приварные плоские фланцы крепятся к трубе одним из возможных способов. Для стали лучше всего подходит сварка. Такое соединение труб позволяет в любое время демонтировать магистраль для проведения технических работ, а затем снова ее восстановить.

Готовые изделия

Стальные фланцы имеют собственные параметры, определяющие их совместимость с данным трубопроводом. Эти параметры строго выдерживаются производителями и не подлежат изменению. К примеру, внутренний диаметр фланца и диаметр трубопровода должны совпадать, поэтому данный параметр стандартизирован. Стандарты ГОСТ применяются не только к габаритам устройств, но и к их массе.

При монтаже трубопровода необходимо сделать грамотный расчет параметров соединительных фланцев. Стандарты позволяют не только подобрать оптимальные габариты для монтажа. От их значения зависят второстепенные параметры. Если диаметр фланца не превышает 100 мм, то он способен выдерживать давление до 2,5 МПа. Естественно, этот показатель зависит и от массы конструкции.

Классификация фланцев для труб и их виды

Фланцевые соединения дают надежные результаты при возможности демонтажа трубопровода. Фланцевый стык при определенных параметрах конструкции способен выдерживать давление в системе, превышающее отметку в 20 МПа. Причем необходимо отметить, что фланец для трубы работает в широком температурном диапазоне. Хотя причина выхода фланца из строя как раз и заключается в перепадах температур, многие производители заявляют для своих изделий границы -253°C и +600°C градусов.

Фланцевый компенсатор

Согласно ГОСТ 12815-80 соединительные изделия классифицируются по четырем основным параметрам.

  • Классификация по внешнему виду соединительного устройства.
  • Классификация по материалу, из которого изготовлен фланец.
  • Градация по внутреннему диаметру.
  • Классификация по максимально допустимому давлению в системе.

Приварка фланцев к стальным трубопроводам обычно осуществляется на технологических объектах. Приварные фланцы обычно имеют круглое или квадратное сечение. Такой фланец легко крепить, однако его надежность будет зависеть от состояния силиконовой или резиновой прокладки между парами.

Воротниковые фланцы способны выдерживать большее давление, чем плоские, за счет наличия металлической вставки на одной из пластин. Эта вставка позволяет центрировать пару, а также служит дополнительным усилием крепления при повышенном давлении. Средний показатель давления для воротникового фланца – 4 МПа. Его монтаж экономически и конструктивно выгоднее и проще, чем монтаж плоского фланца.

Воротниковые фланцы

При монтаже трубопровода из меди или нержавейки, а также из латуни или алюминия широко используются свободные фланцы. Свое название они получили за счет подвижности кольца относительно муфты. Эта подвижность обеспечивается путем изготовления бортика на муфте. Свободный фланец при стыковке позволяет лишь вращать кольцо, при этом труба остается в покое.

Свободный фланец

Многие источники в качестве одного из видов фланцев указывает ответные фланцы, их еще называют контрфланцами. Здесь необходимо понимать, что любая конструкция представляет собой два кольца, одно из которых будет являться ответным фланцем. Другое дело, что такие контрфланцы могут идти не в качестве отдельной детали, а поставляться вместе с частью трубопровода или его узла.

Примером может служить сильфонный компенсатор, который изготовлен с фланцем, как единая конструкция. Это позволяет сразу стыковать компенсатор с трубой, без дополнительных элементов.

Заводя речь о чугунных или полиэтиленовых трубах, следует отметить, что использовать обычный приварной фланец здесь невозможно. Выход из ситуации – обжимной фланец, упрощающий процедуру монтажа, который состоит из двух частей. Одна часть представляет собой кольцо, а другая – фитинг с уплотнением. Обжимной фланец надежно крепится к трубе и стягивается болтами. При аккуратном демонтаже он может быть использован повторно.

Обжимной вариант

Для того, чтобы перекрыть торцевое отверстие, используется глухой фланец. Его отличие заключается в том, что центральное отверстие отсутствует. Выполняется он в виде стального приварного или прижимного фланца. Глухие фланцы применяются в промышленных трубопроводах.

Плюсы и минусы фланцевых соединений

Ни одна конструкция изначально не может обладать абсолютными положительными качествами. Это касается и фланцевых соединений. Однако, несмотря на определенное количество минусов, многие монтажники утверждают, что альтернативы фланцам при монтаже трубопроводов нет.

Для начала отметим преимущества использования фланцев, так как именно они являются тем определяющим фактором, который заставляет их применять. Прежде всего, это возможность демонтажа. При различных нарушениях в работе трубопровода его приходится частично разбирать. Сварные стыки не подлежат разборке, в отличие от фланцевых, а для некоторых магистралей эта процедура предусмотрена по регламенту.

Готовый к работе компенсатор

Качество сварного шва в основном определяет эффективность работы магистрали. Зачастую «положить» шов без специальных приспособлений невозможно, поэтому герметичность системы ставится под сомнение. Использование фланцев позволяет производить монтаж при любых условиях доступности. Необходимо отметить, что приварка фланца к трубе может производиться еще до сборки. При стыковке труб для соблюдения соосности необходимо проворачивать всю конструкцию. Если это сделать невозможно, то применяют свободные фланцы с кольцом, позволяющие проворачивать только сам фланец.

Широкий ассортимент параметров габаритов фланцев способствует тому, что к каждой трубе можно подобрать свою подходящую стыковочную конструкцию. Это достигается путем стандартизации по ГОСТ, одним из пунктов которого является введение стандарта на внутренние и наружные диаметры.

Как уже было отмечено ранее, фланцы позволяют стыковать трубы различных диаметров. Можно сказать, что для больших габаритов фланцевое соединение считается, чуть ли не единственным вариантом.

Последнее, на что необходимо обратить внимание, это вариативность к типу носителя. Фланцы способны обеспечить монтаж трубопровода не только к жидким носителям, но и газообразным, а также сыпучим.

Фланцевое соединение

Не лишены фланцевые соединения и своих недостатков.

  • Если рассчитать среднюю стоимость погонного метра трубы, то она оказывается гораздо меньшей, чем цена за пару фланцевых пластин. Обусловлено это затратами на их изготовление, а также высокой стоимостью материалов. Именно поэтому проектировщики предварительно разрабатывают чертеж будущей магистрали, где рассчитывают количество стыков и сводят его к минимуму.
  • Зачастую плотность конструкционного материала, из которого изготовлен фланец, в разы превышает плотность материала самой магистрали. Это необходимо учитывать при расчете, а данный факт относится, естественно, к минусам конструкции. В качестве примера можно сравнить массу фланца с массой обычной обжимной муфты.
  • Процедуру монтажа фланца нельзя назвать простой. Да, она гораздо проще, чем сварка стыков, однако и здесь без сварочных работ не обойтись. Дело в том, что сам фланец крепится к трубе с помощью сварки, а для соединения труб придется хорошо притянуть все фиксирующие болты или шпильки. Чем больше диаметр трубы, тем больше количество болтов. В сравнении с соединением, которое производится с помощью резьбовой муфты, такой монтаж будет длиться гораздо дольше.

Конструкционные материалы для изготовления фланцев

Материал, из которого изготавливают фланцы, тоже подлежит стандартизации. По ГОСТу соединения должны выполняться из чугуна или стали. Выбор материала влияет на технологию изготовления конструкции. Из чугуна обычно выполняют литые фланцы. Корпус кольца и фитинга выполнен единым целым. Части обжимного стального фланца могут быть приварены друг к другу. Согласно вышеназванному стандарту используется только серый ковкий чугун. Что же касается стали, то здесь есть определенные допуски. Легированная сталь марки 09Г2С и конструкционная сталь Ст3сп определены в стандарте.

Фланцы из нержавейки

Со временем технология изготовления стальных деталей изменяется, согласно оптимизации процесса, а также повышения требований к эксплуатационным характеристикам. Если раньше фланцы были преимущественно кованными, то сегодня они все чаще заменяются стальными. Производители могут выбрать один из способов изготовления:

  • горячая штамповка;
  • электрошлаковое центробежное литье;
  • газовая резка.

В первом случае разогретая сталь подвергается воздействию пресса. В результате получается штампованная заготовка. Затем она обрабатывается на станке с точным соблюдением всех параметров.

Сильфонный компенсатор осевого типа

При газовой резке из листа стали нужной толщины вырезается деталь. Используется для этого газосварочный аппарат. Более точная обработка происходит на металлорежущем станке.

При центробежном литье сырье плавят и отправляют в центробежную машину. Под действием центробежной силы металл постепенно уплотняется. Полученная заготовка также обрабатывается на станке.

Источник https://magistral74.ru/about/articles/2021/02/19/osnovnye-tipy-flancev.html

Источник http://silphon.ru/flancy-dlya-silfonnyx-kompensatorov/

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: