Что такое профессия монтаж промышленного оборудования

Содержание

Что такое профессия монтаж промышленного оборудования

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 г. № 1580 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)”

В соответствии с подпунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 23, ст. 2923; № 33, ст. 4386; № 37, ст. 4702; 2014, № 2, ст. 126; № 6, ст. 582; № 27, ст. 3776; 2015, № 26, ст. 3898; № 43, ст. 5976; 2016, № 2, ст. 325; № 8, ст. 1121; № 28, ст. 4741), пунктом 17 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 33, ст. 4377; 2014, № 38, ст. 5069; 2016, № 16, ст. 2230), а также в целях реализации пункта 3 комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015 — 2020 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 г. № 349-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 11, ст. 1629), приказываю:

Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям).

Министр О.Ю. Васильева

Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 декабря 2016 г.

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности
15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 г. № 1580)

I. Общие положения

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (далее — ФГОС СПО) представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию (далее — СПО) по специальности 15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям) (далее — специальность).

1.2. Получение СПО по специальности допускается только в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования (далее вместе — образовательная организация).

1.3. При разработке программы подготовки специалистов среднего звена (далее — образовательная программа) образовательная организация формирует требования к результатам ее освоения в части профессиональных компетенций на основе профессиональных стандартов, перечень которых представлен в приложении № 1 к настоящему ФГОС СПО.

1.4. Содержание СПО по специальности определяется образовательной программой, разрабатываемой и утверждаемой образовательной организацией самостоятельно в соответствии с настоящим ФГОС СПО.

1.5. Область профессиональной деятельности, в которой выпускники, освоившие образовательную программу, могут осуществлять профессиональную деятельность: 16 Строительство и жилищно-коммунальное хозяйство; 25 Ракетно-космическая промышленность; 26 Химическое, химико-технологическое производство; 28 Производство машин и оборудования; 29 Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования; 31 Автомобилестроение; 32 Авиастроение; 40 Сквозные виды профессиональной деятельности в промышленности*.

1.6. Обучение по образовательной программе в образовательной организации осуществляется в очной, очно-заочной и заочной формах обучения.

1.7. При реализации образовательной программы образовательная организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.

При обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.

1.8. Реализация образовательной программы осуществляется образовательной организацией как самостоятельно, так и посредством сетевой формы.

1.9. Реализация образовательной программы осуществляется на государственном языке Российской Федерации, если иное не определено локальным нормативным актом образовательной организации.

Реализация образовательной программы образовательной организацией, расположенной на территории республики Российской Федерации, может осуществляться на государственном языке республики Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Реализация образовательной программы на государственном языке республики Российской Федерации не должна осуществляться в ущерб государственному языку Российской Федерации**.

1.10. Срок получения образования по образовательной программе в очной форме обучения вне зависимости от применяемых образовательных технологий, составляет:

на базе основного общего образования — 3 года 10 месяцев;

на базе среднего общего образования — 2 года 10 месяцев.

Срок получения образования по образовательной программе в очно-заочной и заочной формах обучения, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, увеличивается по сравнению со сроком получения образования в очной форме обучения:

не более чем на 1,5 года при получении образования на базе основного общего образования;

не более чем на 1 год при получении образования на базе среднего общего образования.

При обучении по индивидуальному учебному плану срок получения образования по образовательной программе вне зависимости от формы обучения составляет не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения. При обучении по индивидуальному учебному плану обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья срок получения образования может быть увеличен не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования для соответствующей формы обучения.

Конкретный срок получения образования и объем образовательной программы, реализуемый за один учебный год, в очно-заочной и заочной формах обучения, по индивидуальному учебному плану определяются образовательной организацией самостоятельно в пределах сроков, установленных настоящим пунктом.

1.11. Образовательная программа, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается образовательной организацией на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и ФГОС СПО с учетом получаемой специальности.

1.12. Образовательная организация разрабатывает образовательную программу в соответствии с квалификацией специалиста среднего звена, указанной в Перечне специальностей среднего профессионального образования, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. № 1199 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 декабря 2013 г., регистрационный № 30861), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 мая 2014 г. № 518 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 мая 2014 г., регистрационный № 32461), от 18 ноября 2015 г. № 1350 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 декабря 2015 г., регистрационный № 39955) и от 25 ноября 2016 г. № 1477 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря 2016 г., регистрационный № 44662):

II. Требования к структуре образовательной программы

2.1. Структура образовательной программы включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную часть).

Обязательная часть образовательной программы направлена на формирование общих и профессиональных компетенций, предусмотренных главой III настоящего ФГОС СПО, и должна составлять не более 70 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение.

Вариативная часть образовательной программы (не менее 30 процентов) дает возможность расширения основного(ых) вида(ов) деятельности, к которым должен быть готов выпускник, освоивший образовательную программу, согласно получаемой квалификации, указанной в пункте 1.12 настоящего ФГОС СПО (далее — основные виды деятельности), углубления подготовки обучающегося, а также получения дополнительных компетенций, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда.

Конкретное соотношение объемов обязательной части и вариативной части образовательной программы образовательная организация определяет самостоятельно в соответствии с требованиями настоящего пункта, а также с учетом примерной основной образовательной программы (далее — ПООП).

2.2. Образовательная программа имеет следующую структуру:

общий гуманитарный и социально-экономический цикл;

математический и общий естественнонаучный цикл;

государственная итоговая аттестация, которая завершается присвоением квалификации специалиста среднего звена, указанной в пункте 1.12 настоящего ФГОС СПО.

Структура и объем образовательной программы

Структура образовательной программы Объем образовательной программы в академических часах
Общий гуманитарный и социально-экономический цикл не менее 468
Математический и общий естественнонаучный цикл не менее 144
Общепрофессиональный цикл не менее 612
Профессиональный цикл не менее 1728
Государственная итоговая аттестация 216
Общий объем образовательной программы:
на базе среднего общего образования 4464
на базе основного общего образования, включая получение среднего общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования 5940

2.3. Перечень, содержание, объем и порядок реализации дисциплин и модулей образовательной программы образовательная организация определяет самостоятельно с учетом ПООП по соответствующей специальности.

Для определения объема образовательной программы образовательной организацией может быть применена система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 32-36 академическим часам.

2.4. В общем гуманитарном и социально-экономическом, математическом и общем естественнонаучном, общепрофессиональном и профессиональном циклах (далее — учебные циклы) образовательной программы выделяется объем работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем по видам учебных занятий (урок, практическое занятие, лабораторное занятие, консультация, лекция, семинар), практики (в профессиональном цикле) и самостоятельной работы обучающихся.

На проведение учебных занятий и практик при освоении учебных циклов образовательной программы в очной форме обучения должно быть выделено не менее 70 процентов от объема учебных циклов образовательной программы, предусмотренного Таблицей 1 настоящего ФГОС СПО, в очно-заочной форме обучения — не менее 25 процентов, в заочной форме обучения — не менее 10 процентов.

В учебные циклы включается промежуточная аттестация обучающихся, которая осуществляется в рамках освоения указанных циклов в соответствии с разработанными образовательной организацией фондами оценочных средств, позволяющими оценить достижения запланированных по отдельным дисциплинам, модулям и практикам результатов обучения.

2.5. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического цикла образовательной программы должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: «Основы философии», «История», «Иностранный язык в профессиональной деятельности», «Физическая культура».

Общий объем дисциплины «Физическая культура» не может быть менее 160 академических часов. Для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья образовательная организация устанавливает особый порядок освоения дисциплины «Физическая культура» с учетом состояния их здоровья.

2.6. При формировании образовательной программы образовательная организация должна предусматривать включение адаптационных дисциплин, обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

2.7. Освоение общепрофессионального цикла образовательной программы в очной форме обучения должно предусматривать изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в объеме 68 академических часов, из них на освоение основ военной службы (для юношей) — 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.

Образовательной программой для подгрупп девушек может быть предусмотрено использование 70 процентов от общего объема времени дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», предусмотренного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.

2.8. Профессиональный цикл образовательной программы включает профессиональные модули, которые формируются в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными настоящим ФГОС СПО.

В профессиональный цикл образовательной программы входят следующие виды практик: учебная практика и производственная практика.

Учебная и производственная практики проводятся при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и реализовываются как в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.

Часть профессионального цикла образовательной программы, выделяемого на проведение практик, определяется образовательной организацией в объеме не менее 25 процентов от профессионального цикла образовательной программы.

2.9. Государственная итоговая аттестация проводится в форме защиты выпускной квалификационной работы (дипломная работа (дипломный проект). По усмотрению образовательной организации демонстрационный экзамен включается в выпускную квалификационную работу или проводится в виде государственного экзамена.

Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы и (или) государственного экзамена образовательная организация определяет самостоятельно с учетом ПООП.

III. Требования к результатам освоения образовательной программы

3.1. В результате освоения образовательной программы у выпускника должны быть сформированы общие и профессиональные компетенции.

3.2. Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать следующими общими компетенциями (далее — ОК):

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.

ОК 11. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

3.3. Выпускник, освоивший образовательную программу, должен быть готов к выполнению основных видов деятельности согласно получаемой квалификации специалиста среднего звена, указанной в пункте 1.12 настоящего ФГОС СПО:

осуществлять монтаж промышленного оборудования и пусконаладочные работы;

осуществлять техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования;

организовывать ремонтные, монтажные и наладочные работы по промышленному оборудованию.

Также к основным видам деятельности относится освоение одной или нескольких профессий рабочих, должностей служащих, указанных в приложении № 2 к настоящему ФГОС СПО.

3.4. Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать профессиональными компетенциями (далее — ПК), соответствующими основным видам деятельности:

3.4.1. Осуществлять монтаж промышленного оборудования и пусконаладочные работы:

ПК 1.1. Осуществлять работы по подготовке единиц оборудования к монтажу.

ПК 1.2. Проводить монтаж промышленного оборудования в соответствии с технической документацией.

ПК 1.3. Производить ввод в эксплуатацию и испытания промышленного оборудования в соответствии с технической документацией.

3.4.2. Осуществлять техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования:

ПК 2.1. Проводить регламентные работы по техническому обслуживанию промышленного оборудования в соответствии с документацией завода-изготовителя.

ПК 2.2. Осуществлять диагностирование состояния промышленного оборудования и дефектацию его узлов и элементов.

ПК 2.3. Проводить ремонтные работы по восстановлению работоспособности промышленного оборудования.

ПК 2.4. Выполнять наладочные и регулировочные работы в соответствии с производственным заданием.

3.4.3. Организовывать ремонтные, монтажные и наладочные работы по промышленному оборудованию:

ПК 3.1. Определять оптимальные методы восстановления работоспособности промышленного оборудования.

ПК 3.2. Разрабатывать технологическую документацию для проведения работ по монтажу, ремонту и технической эксплуатации промышленного оборудования в соответствии требованиями технических регламентов.

ПК 3.3. Определять потребность в материально-техническом обеспечении ремонтных, монтажных и наладочных работ промышленного оборудования.

ПК 3.4. Организовывать выполнение производственных заданий подчиненным персоналом с соблюдением норм охраны труда и бережливого производства.

3.5. Минимальные требования к результатам освоения основных видов деятельности образовательной программы представлены в приложении № 3 к настоящему ФГОС СПО.

3.6. Образовательная организация самостоятельно планирует результаты обучения по отдельным дисциплинам, модулям и практикам, которые должны быть соотнесены с требуемыми результатами освоения образовательной программы (компетенциями выпускников). Совокупность запланированных результатов обучения должна обеспечивать выпускнику освоение всех ОК и ПК, установленных настоящим ФГОС СПО.

IV. Требования к условиям реализации образовательной программы

4.1. Требования к условиям реализации образовательной программы включают в себя общесистемные требования, требования к материально-техническому, учебно-методическому обеспечению, кадровым и финансовым условиям реализации образовательной программы

4.2. Общесистемные требования к условиям реализации образовательной программы.

4.2.1. Образовательная организация должна располагать на праве собственности или ином законном основании материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов учебной деятельности обучающихся, предусмотренных учебным планом, с учетом ПООП.

4.2.2. В случае реализации образовательной программы с использованием сетевой формы, требования к реализации образовательной программы должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого образовательными организациями, участвующими в реализации образовательной программы с использованием сетевой формы.

4.2.3. В случае реализации образовательной программы на созданных образовательной организацией в установленном порядке в иных организациях кафедрах или иных структурных подразделениях требования к реализации образовательной программы должны обеспечиваться совокупностью ресурсов указанных организаций.

4.3. Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению реализации образовательной программы.

4.3.1. Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения занятий всех видов, предусмотренных образовательной программой, в том числе групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы, мастерские и лаборатории, оснащенные оборудованием, техническими средствами обучения и материалами, учитывающими требования международных стандартов.

4.3.2. Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду образовательной организации (при наличии).

В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, допускается применение специально оборудованных помещений, их виртуальных аналогов, позволяющих обучающимся осваивать ОК и ПК.

4.3.3. Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

4.3.4. Библиотечный фонд образовательной организации должен быть укомплектован печатными изданиями и (или) электронными изданиями по каждой дисциплине, модулю из расчета одно печатное издание и (или) электронное издание по каждой дисциплине, модулю на одного обучающегося. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями и (или) электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы, вышедшими за последние 5 лет.

В качестве основной литературы образовательная организация использует учебники, учебные пособия, предусмотренные ПООП.

В случае наличия электронной информационно-образовательной среды допускается замена печатного библиотечного фонда предоставлением права одновременного доступа не менее 25% обучающихся к электронно-библиотечной системе (электронной библиотеке).

4.3.5. Обучающиеся инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами, адаптированными к ограничениям их здоровья.

4.3.6. Образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем учебным предметам, дисциплинам, модулям.

4.3.7. Рекомендации по иному материально-техническому и учебно-методическому обеспечению реализации образовательной программы определяются ПООП.

4.4. Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы.

4.4.1. Реализация образовательной программы обеспечивается педагогическими работниками образовательной организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации образовательной программы на условиях гражданско-правового договора, в том числе из числа руководителей и работников организаций, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.5 настоящего ФГОС СПО (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет).

4.4.2. Квалификация педагогических работников образовательной организации должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах (при наличии).

Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной программы, должны получать дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.5 настоящего ФГОС СПО, не реже 1 раза в 3 года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций.

Доля педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих освоение обучающимися профессиональных модулей, имеющих опыт деятельности не менее 3 лет в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.5 настоящего ФГОС СПО, в общем числе педагогических работников, реализующих образовательную программу, должна быть не менее 25 процентов.

4.5. Требования к финансовым условиям реализации образовательной программы.

4.5.1. Финансовое обеспечение реализации образовательной программы должно осуществляться в объеме не ниже базовых нормативных затрат на оказание государственной услуги по реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ среднего профессионального образования по специальности с учетом корректирующих коэффициентов.

4.6. Требования к применяемым механизмам оценки качества образовательной программы.

4.6.1. Качество образовательной программы определяется в рамках системы внутренней оценки, а также системы внешней оценки на добровольной основе.

4.6.2. В целях совершенствования образовательной программы образовательная организация при проведении регулярной внутренней оценки качества образовательной программы привлекает работодателей и их объединения, иных юридических и (или) физических лиц, включая педагогических работников образовательной организации.

4.6.3. Внешняя оценка качества образовательной программы может осуществляться при проведении работодателями, их объединениями, а также уполномоченными ими организациями, в том числе зарубежными организациями, либо профессионально-общественными организациями, входящими в международные структуры, профессионально-общественной аккредитации с целью признания качества и уровня подготовки выпускников, освоивших образовательную программу, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам соответствующего профиля.

* Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 сентября 2014 г. № 667н «О реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности)» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 ноября 2014 г., регистрационный № 34779).

** См. статью 14 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-03 «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 27, ст. 3462; № 30, ст. 4036; № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562, ст. 566; № 19, ст. 2289; № 22, ст. 2769; № 23, ст. 2933; № 26, ст. 3388; № 30, ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, № 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72; № 14, ст. 2008, № 18, ст. 2625; № 27, ст. 3951, ст. 3989; № 29, ст. 4339, ст. 4364; № 51, ст. 7241; 2016, № 1, ст. 8, ст. 9, ст. 24, ст. 72, ст. 78; № 10, ст. 1320; № 23, ст. 3289, ст. 3290; № 27, ст. 4160, ст. 4219, ст. 4223, ст. 4238, ст. 4239, ст. 4245, ст. 4246, ст. 4292).

Приложение № 1
к ФГОС СПО по специальности
15.02.12 Монтаж, техническое
обслуживание и ремонт промышленного
оборудования (по отраслям)

Перечень профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников образовательной программы среднего профессионального образования по специальности 15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)

Код профессионального стандарта Наименование профессионального стандарта
16.052 Профессиональный стандарт «Монтажник лифтов, платформ подъемных для инвалидов, поэтажных эскалаторов», утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. № 1178н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 января 2015 г., регистрационный № 35740)
40.077 Профессиональный стандарт «Слесарь-ремонтник промышленного оборудования», утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. № 1164н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 января 2015 г., регистрационный № 35692)

Приложение № 2
к ФГОС СПО по специальности
15.02.12 Монтаж, техническое
обслуживание и ремонт промышленного
оборудования (по отраслям)

Перечень профессий рабочих, должностей служащих, рекомендуемых к освоению в рамках образовательной программы среднего профессионального образования по специальности 15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)

Код по Перечню профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 июля 2013 г. № 513 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 августа 2013 г., регистрационный № 29322), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. № 1348 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 января 2014 г., регистрационный № 31163), от 28 марта 2014 г. № 244 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 апреля 2014 г., регистрационный № 31953) и от 27 июня 2014 г. № 695 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 июля 2014 г., регистрационный № 33205) Наименование профессий рабочих, должностей служащих
1 2
18466 Слесарь механосборочных работ
18452 Слесарь-инструментальщик
18559 Слесарь-ремонтник
14656 Монтажник электрических подъемников (лифтов)
14899 Наладчик автоматических линий и агрегатных станков
14901 Наладчик автоматов и полуавтоматов

Приложение № 3
к ФГОС СПО по специальности
15.02.12 Монтаж, техническое
обслуживание и ремонт промышленного
оборудования (по отраслям)

Минимальные требования к результатам освоения основных видов деятельности образовательной программы среднего профессионального образования по специальности 15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)

Основные виды деятельности Требования к знаниям, умениям, практическому опыту
Осуществлять монтаж промышленного оборудования и пусконаладочные работы знать: основные правила построения чертежей и схем, требования к разработке и оформлению конструкторской и технологической документации; основные законы электротехники; физические, технические и промышленные основы электроники; типовые узлы и устройства электронной техники; виды, свойства, область применения конструкционных и вспомогательных материалов; методы измерения параметров и свойств материалов; виды движений и преобразующие движения механизмы; виды передач, их устройство, назначение, преимущества и недостатки, условные обозначения на схемах; кинематику механизмов, соединения деталей машин; виды износа и деформаций деталей и узлов; методику расчета конструкций на прочность, жесткость и устойчивость при различных видах деформации; методику расчета на сжатие, срез и смятие; трение, его виды, роль трения в технике; назначение и классификацию подшипников; характер соединения основных сборочных единиц и деталей; основные типы смазочных устройств; типы, назначение, устройство редукторов; устройство и назначение инструментов и контрольно-измерительных приборов, используемых при техническом обслуживании и ремонте оборудования; основные понятия метрологии, сертификации и стандартизации; систему допусков и посадок; основы организации производственного и технологического процессов отрасли; виды, устройство и назначение технологического оборудования отрасли; устройство и конструктивные особенности элементов промышленного оборудования, особенности монтажа; нормативные требования по проведению монтажных и наладочных работ промышленного оборудования; типы и правила эксплуатации грузоподъемных механизмов; правила строповки грузов; условная сигнализация при выполнении грузоподъемных работ; технологию монтажа и пусконаладочных работ при введении в эксплуатацию промышленного оборудования с учетом специфики технологических процессов; средства контроля при монтажных и пусконаладочных работах, уметь: анализировать техническую документацию на выполнение монтажных работ; читать принципиальные структурные схемы; подбирать оборудование, средства измерения в соответствии с условиями технического задания; выполнять монтажные работы; пользоваться грузоподъемными механизмами; рассчитывать предельные нагрузки грузоподъемных устройств; производить наладку и ввод в эксплуатацию промышленное оборудование, иметь практический опыт в: монтаже и пуско-наладке промышленного оборудования на основе разработанной технической документации; проведении работ, связанных с применением грузоподъемных механизмов при монтаже и ремонте промышленного оборудования; контроле работ по монтажу промышленного оборудования с использованием контрольно-измерительных инструментов; сборке узлов и систем, монтаже и наладке промышленного оборудования; программировании автоматизированных систем промышленного оборудования с учетом специфики технологических процессов; выполнении пусконаладочных работ и проведении испытаний систем промышленного оборудования.
Осуществлять техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования знать: условные обозначения на машиностроительных чертежах и схемах; особенности технического обслуживания промышленного оборудования отрасли; методы восстановления деталей; правила техники безопасности при выполнении монтажных и пусконаладочных работ, уметь: выбирать эксплуатационно-смазочные материалы для технического обслуживания оборудования; пользоваться контрольно-измерительным инструментом; выполнять эскизы деталей при ремонте; определять способы обработки деталей; обрабатывать детали в целях восстановления работоспособности оборудования ручным и механизированным способом; пользоваться нормативной и справочной литературой, иметь практический опыт в: проведении регламентных работ по техническому обслуживанию промышленного оборудования в соответствии с документацией завода-изготовителя; диагностировании промышленного оборудования и дефектации его элементов; выполнении ремонтных работ по восстановлению работоспособности промышленного оборудования.
Организовывать ремонтные, монтажные и наладочные работы по промышленному оборудованию знать: действующие локальные нормативные акты производства, регулирующие производственно-хозяйственную деятельность; отраслевые примеры отечественной и зарубежной практики организации труда; порядок разработки и оформления технической документации; методы планирования, контроля и оценки работ подчиненного персонала; методы оценки качества выполняемых работ; правила охраны труда, противопожарной и экологической безопасности, правила внутреннего трудового распорядка; виды, периодичность и правила оформления инструктажа; организацию производственного и технологического процесса, уметь: разрабатывать текущую и плановую документацию по монтажу, наладке, техническому обслуживанию и ремонту промышленного оборудования; в рамках должностных полномочий организовывать рабочие места, согласно требованиям охраны труда и отраслевым стандартам; планировать расстановку кадров в зависимости от задания и квалификации кадров; проводить производственный инструктаж подчиненных; обеспечивать выполнение заданий материальными ресурсами; разрабатывать инструкции и технологические карты на выполнение работ; на основе установленных производственных показателей оценивать качество выполняемых работ для повышения их эффективности; использовать средства материальной и нематериальной мотивации подчиненного персонала для повышения эффективности решения производственных задач; контролировать выполнение подчиненными производственных заданий на всех стадиях работ; обеспечивать безопасные условия труда при монтаже, наладке, техническом обслуживании и ремонте промышленного оборудования; контролировать соблюдение подчиненным персоналом требований охраны труда, принципов бережливого производства, производственной санитарии, пожарной безопасности и электробезопасности; разрабатывать предложения по улучшению работы на рабочем месте с учетом принципов бережливого производства; иметь практический опыт в: определении оптимальных методов восстановления работоспособности промышленного оборудования; разработке технологической документации для проведения работ по монтажу, ремонту и технической эксплуатации промышленного оборудования в соответствии требованиями технических регламентов; определении потребности в материально-техническом обеспечении ремонтных, монтажных и наладочных работ промышленного оборудования; организации выполнения производственных заданий подчиненным персоналом с соблюдением норм охраны труда и бережливого производства.

Обзор документа

Утвержден федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности "Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования" (по отраслям) (15.02.12).

Стандарт представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по указанной специальности.

Приведена характеристика подготовки и профессиональной деятельности выпускников. Определены требования к результатам освоения основной образовательной программы и к ее структуре.

Профессия монтажник

Монтажник – это мастер узловой сборки и установки сооружений, конструкций, машин. Без этого специалиста и космический корабль, и самое обычное пластиковое окно так и останутся набором разрозненных деталей, не пригодных к эксплуатации.

Немного историиМонтажник

Принято считать, что первые монтажники трудились еще в Древнем Египте на постройке пирамид. Технология их строительства предполагала укладку в определенном порядке отдельных массивных каменных блоков, которые перемещались на большую высоту при помощи специальных подъемных устройств. В дальнейшем с развитием всевозможных систем жизнеобеспечения потребовалось умение устанавливать отдельные конструкции или объединять в единую структуру составные элементы и механизмы.

Описание профессии

Монтажник – это квалифицированный рабочий, который умеет при помощи ручных или электрических инструментов собрать требуемую конструкцию из готовых частей, установить ее и при необходимости правильно подключить к системе. Сейчас существует более 30 профилей этой специальности:

  • промышленный альпинист;
  • электромонтажник (установка сигнализации, разного электрического оборудования и сетей);
  • специалист по системам вентиляции, отопления, сантехники;
  • техник в авиа- и судостроении;
  • мастер по связи (телефонной, радио, интернет);
  • профессионал по сборке железобетонных и стальных конструкций и др.

Работа монтажника востребована на предприятиях и в повседневной жизни. Специалисты по сборке занимаются как соединением ж/б плит и панелей при строительстве высотного здания, так и установкой пластикового окна в квартире, протяжкой труб и настройкой котла для индивидуального отопления, прокладкой кабелей для подключения к интернету.

На каких специальностях учиться

Практически во всех средних профессиональных учебных заведениях есть специальность, связанная с тем или иным видом монтажа. Чаще всего встречаются профили, связанные со строительством и ремонтом, связью, радиоэлектроникой.

При наличии в регионе крупного предприятия со специфическим направлением деятельности местным ссузом заключаются договоры о подготовке рабочих по специальностям, нужным именно этим заводу, фабрике и т. д. Такими заказчиками обучения монтажников часто становятся объекты атомной промышленности, судо- и авиастроения, коксохимические или металлургические комбинаты, шахты.

Для поступления в среднее профессиональное заведение нет необходимости сдавать ЕГЭ, поскольку прием производится на основе конкурса аттестатов.

Лучшие ссузы для обучения

В России огромное количество ссузов, обеспечивающих рынок труда страны квалифицированными рабочими. Несколько примеров колледжей, которые готовят монтажников разных специализаций:

  • Академия машиностроения им. Ж. Я. Котина (г. Санкт-Петербург) предлагает выпускникам 9 и 11 классов школ получить специальность, связанную с монтажом, техобслуживанием и ремонтом промышленного оборудования. Студенты получают квалификацию «техник-механик» и могут трудоустроиться на предприятиях города и области. Они умеют собирать механизмы, выполнять пусконаладочные работы и поддерживать их в исправном состоянии.
  • Образовательный комплекс им. Виктора Талалихина – одно из ведущих профессиональных учебных заведений Москвы. Здесь занимаются подготовкой мастеров по монтажу и эксплуатации холодильно-компрессорных установок и машин в разных отраслях. После 9 класса необходимо учиться очно в течение 3 лет и 10 месяцев. Выпускники пользуются спросом на предприятиях пищевой промышленности, в частности, на молокозаводах и мясокомбинатах.
  • Колледж электроники и приборостроения (г. Санкт-Петербург). Этот ссуз признан одним из лучших по обеспечению кадрами радиоэлектронной промышленности. Его студенты, изучающие монтаж и наладку, неоднократно побеждали во всероссийских и международных профессиональных конкурсах. Некоторые программы ссуза адаптированы для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
  • Красноярский монтажный колледж. В этом ссузе студенты получают профессию слесаря-сантехника по сборке и обслуживанию узлов систем водоснабжения и водоотведения, отопления, газоснабжения, вентиляции. Выпускники работают в строительных, ремонтных, жилищно-коммунальных предприятиях и организациях. В мастерских колледжа установлено современное оборудование для получения актуальных навыков.
  • РаботаКолледж связи № 54 им. П. М. Вострухина (г. Москва). Его студенты изучают сборку и обслуживание приборов и радиоэлектронной аппаратуры. Телекоммуникации быстро развиваются, оборудование постоянно обновляется, поэтому профильным компаниям всегда нужны мастера по обеспечению их бесперебойной работы.

Сегодня ссузы дают хороший уровень нужных знаний, поскольку ориентируются на реальные запросы рынка труда. Распространенной практикой стало заключение договоров о сотрудничестве с крупными работодателями и профильными вузами.

Обязанности на работе

Чем именно занимается монтажник, зависит от места и конкретного направления его работы, поэтому в его функции могут входить:

  • сборка, соединение и крепление узлов различных систем (кондиционирования, отопления, водоснабжения);
  • прокладка кабелей;
  • подключение и настройка оборудования;
  • выполнение необходимых строительных работ (облицовка панелями, укладка проводов в коробы, штробление стен, бурение отверстий);
  • монтаж металлических конструкций;
  • регламентное обслуживание, выявление неисправностей и проведение ремонтных работ;
  • сборка оборудования или отдельных узлов на конвейерной линии;
  • ведение техдокументации.

Перед началом работы, особенно если дело касается частных заказов, монтажник предварительно делает необходимые замеры, производит расчеты и уточняет все детали с клиентом.

Кому подходит

Профессия монтажника считается в основном мужской, хотя на сборке небольших приборов (например, в электронике), вполне могут трудиться и женщины. Но чаще всего для выполнения работ нужна физическая сила и выносливость, а иногда и экстремальные навыки (например, промышленным альпинистам).

Для качественного исполнения функциональных обязанностей монтажнику требуются:

  • Процессуметь читать чертежи и выполнять их самостоятельно;
  • владеть навыками правильного расчета необходимого количества материалов, их стоимости, а также времени, которое потребуется для исполнения заказа;
  • иметь опыт работы со специальными инструментами (отбойным молотком, перфоратором, приспособлениями для обрезки и загиба труб, шуруповертом и др.);
  • разбираться в фурнитуре и нужных соединительных деталях (фитингах, болтах, шурупах, уголках);
  • понимать принцип действия механизмов и приборов, чтобы провести их тестирование и выполнить пусконаладочные работы;
  • способность четко следовать инструкции.

Что касается личных качеств, то наиболее важными из них являются:

  • технический склад ума;
  • организованность и ответственность;
  • методичность и пунктуальность;
  • универсальность;
  • умение взаимодействовать с коллективом.

Плюсы профессии – стабильный заработок, востребованность, возможность работать на себя. Минусы – нередко плохие условия труда, физические нагрузки, персональная ответственность за конечный результат, риск получить травму при нарушении техники безопасности.

Сколько получают

В зависимости от направления деятельности монтажник в России в среднем зарабатывает от 35 до 50 тысяч рублей. Те, кто трудится вахтовым методом, могут рассчитывать на доход до 75 тысяч рублей. Больше всего платят в отдаленных регионах и обеих столицах.

Как построить карьеру

Профессия относится к рабочим, поэтому не предполагает карьерного роста. Без дополнительного образования монтажник может стать бригадиром или открыть собственное дело.

Перспективы профессии

В ближайшее десятилетие, по мнению экспертов, профессия монтажника будет востребована в различных сферах деятельности. Если на конвейерах больше операций будут выполнять машины, то в строительстве, связи, обслуживании систем жизнеобеспечения роль квалифицированного специалиста только возрастет.

Автор: Алексей Кузнецов

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия монтажник подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид . Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

Отзывы, комментарии и обсуждения

Перед тем, как начать повествование, считаем важным предупредить. Профессия монтажник подходит далеко не всем. Если вы или ваш ребенок еще учитесь в школе, то настоятельно рекомендуем пройти профессиональную программу по профориентации . Потратив небольшую сумму денег сейчас, вы сможете сэкономить годы жизни в последствии.

Кузнецова Ольга Владимировна

Ковалева Ольга Владимировна

Психолог, ведущий эксперт центра «Профориентатор».

Многие жалуются, что на работе им мало платят, не дают новых интересных задач и не повышают по карьерной лестнице.

Корни всего этого зарыты еще в нашем подростковом возрасте, когда мы выбирали свою профессию или вуз. Кто-то шел туда, где ближе всего к дому, кто-то по стопам или совету родителей, кто-то за компанию и т.д.

Но к этому вопросу ни в коем случае нельзя подходить спустя рукава. Я настоятельно рекомендую пройти тест на профориентацию от Прфгид . По статистике у 87,6% прошедших заработная плата больше 150 тыс. рублей, 67,4% работают на руководящих должностях, а 38,3% являются владельцами своего бизнеса.

Монтажник

Улучшая быт в своем доме или производственные мощности у себя на предприятии мы все получаем моральное удовлетворение как от предстоящих покупок, так и от мысли о грядущих переменах. Но приятные эмоции радуют нас только до тех пор, пока мы не начинаем понимать, что сантехнику или станок еще нужно установить и подсоединить. И тогда мы судорожно начинаем искать квалифицированного монтажника, профессионализм которого станет гарантией долговечной работы нашего приобретения.

Монтажник

Улучшая быт в своем доме или производственные мощности у себя на предприятии мы все получаем моральное удовлетворение как от предстоящих покупок, так и от мысли о грядущих переменах. Но приятные эмоции радуют нас только до тех пор, пока мы не начинаем осознавать тот факт, что мало просто купить новое окно, сантехнику или станок. Нужно еще все правильно установить и подсоединить. Ведь даже самое качественное окно или высокотехнологичное оборудование можно испортить некачественным монтажом. И тогда мы судорожно начинаем искать квалифицированного монтажника, профессионализм которого станет гарантией долговечной работы нашего приобретения.

Ну а поскольку практически все те предметы, которые нас окружают нуждаются в профессиональной установке, можно догадаться что профессия монтажника является не только одной из самых востребованных, но и не менее популярной среди абитуриентов, которые хотят получить специальность, гарантирующую стабильный заработок, не зависящий от экономической ситуации в стране. Но каждый ли человек может стать монтажником? Вы можете сами это понять после того, как ознакомитесь со всеми особенностями этой профессии.

Кто такой монтажник?

Монтажник – квалифицированный специалист, занимающийся сборкой и установкой конструкций, сооружений, механизмов и устройств из готовых запчастей. Услуги монтажников востребованы как на производственных предприятиях, так и в бытовой сфере.

Название профессии произошло от французского montage (в первоисточнике — поднимание, подъем, впоследствии – собирать, устанавливать). Предполагается, что поскольку изначально при сборке механизмов основным этапом работ был подъем деталей, которые в древности были не только очень большими, но и тяжелыми, монтажниками называли тех людей, которые умели поднимать многотонные запчасти. И только потом, когда вся сложность работы монтажника стала заключаться именно в сборке деталей, название профессии получило привычное нам значение.

Необходимо отметить, что за всю историю своего существования (а профессия насчитывает уже около 6000 лет), сфера деятельности монтажников существенно расширилась. С изобретением каждого нового оборудования появлялась новая специализация монтажников. В результате, сегодня сборкой и установкой самых разных механизмов и конструкций занимается огромнейшее количество узкоспециализированных профессионалов. В частности, наибольшее распространение в современном обществе получили такие специальности монтажника, как: монтажник-связист, монтажник светопрозрачных конструкций, монтажник-высотник, слесарь-монтажник, монтажник-радиоэлектронщик, монтажник стальных и железобетонных конструкций и т.д.

Профессиональные обязанности монтажника во многом связаны с особенностями оборудования, на сборке которого он специализируется. Однако, независимо от специализации, перечень обязанностей любого монтажника включает в себя: проведение монтажных работ, проверку креплений и соединений, пробный запуск установленного оборудования, соблюдение техники безопасности, обеспечение работоспособности инструментов и т.д.

Какими личностными качествами должен обладать монтажник?

Работа монтажника по большей части связана с большим количеством профессиональных рисков, которые требуют от специалиста наличия таких личностных качеств, как:

Кроме того, монтажник должен обладать отличной физической подготовкой, выносливостью, хорошо развитой координацией движений, превосходным вестибулярным аппаратом и способностью быстро ориентироваться в экстремальных ситуациях.

Преимущества профессии монтажника

Основным преимуществом профессии монтажника является, конечно же, востребованность и стабильность доходов. Причем доходов не маленьких (согласно статистическим данным средний уровень зарплаты монтажников в России сегодня составляет около 40-45 тысяч рублей). Отметим, что прибыль специалиста во многом зависит от его профессионализма и желания заработать. Ведь помимо основного места работы монтажник может предоставлять свои услуги частным образом, где большое значение имеет репутация и трудоспособность мастера.

Не стоит забывать и о том, что в силу особенностей профессии монтажник, чаще всего, является мастером на все руки. Благодаря этому он может не только быстро переквалифицироваться на смежную специальность (правда, при условии выполнения работ однотипными инструментами) и выбрать другую работу в рамках своей профессии, но и самостоятельно выполнять практически все монтажно-ремонтные работы по дому.

Также к преимуществам можно отнести социальную значимость профессии. Несмотря на то, что она относится к рабочим специальностям, в обществе к монтажникам относятся с не меньшим уважением и почтением, чем к инженерам, юристам или учителям. И в этом нет ничего удивительного, так как именно от монтажника зависит, сможем ли мы без проблем пользоваться бытовыми удобствами или наслаждаться прекрасными пейзажами из нового и качественно установленного окна.

Недостатки профессии монтажника

Недостатки профессии монтажника в основном связаны с особенностями условий труда. Дело в том, что большинство специализаций этой профессии отличаются высоким уровнем риска. Так, монтажникам-высотникам практически ежедневно приходится работать на высоте, где всегда присутствует риск сорваться и разбиться. Монтажники-электрики рискуют получить удар током высокого напряжения, а на монтажников стальных и железобетонных конструкции в любой момент могут обрушиться тяжелые элементы.

При этом монтажнику постоянно приходится заботится не только о собственной безопасности, но и о сохранности устанавливаемого оборудования. Ведь если в процессе монтажных работ им будет повреждено, например, сантехническое устройство, то в большинстве случаев производить замену сломанного душа или крана ему придется за собственный счет.

Говоря о недостатках данной профессии нельзя не сказать о том, что порой работа монтажника может быть достаточно скучной и однообразной. Особенно это касается специальности монтажник-электронщик, которому приходится часами корпеть над сборкой миниатюрных плат и микросхем.

Где можно получить профессию монтажник?

Получить профессию монтажника можно в любом профильном техникуме или колледже, главное, заранее выбрать наиболее подходящую специализацию. Также, мужчины, склонные к работе с техникой и обладающие навыками работы с инструментом (дрель, отвертки, шуроповерт, паяльник и т.д.) могут получить эту профессию непосредственно на производстве.

Конечно же, образование, полученное в колледже, техникуме или на базе предприятия, способно обеспечить работой и достойной зарплатой. Однако о карьерном росте специалисту придется забыть. Чего нельзя сказать о монтажнике, который может похвастаться не только практическим опытом работы, но и дипломом о высшем образовании. В этом случае, специалист может преодолеть огромный путь от простого рабочего до руководящих должностей.

Выбор учебного заведения большого значения не имеет, поскольку наша страна уже давно славиться хорошей подготовкой инженеров и рабочих всех специальностей (в том числе, и монтажников). Но все-таки рекомендуется в первую очередь рассмотреть возможность получения образования в лучших учебных заведения России, к которым относятся:

Источник https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71476286/

Источник https://edunews.ru/professii/obzor/tehnicheskie/montazhnik.html

Источник https://fulledu.ru/articles/483_montazhnik.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: