Содержание
Правила монтажа скользящих опор трубопроводов и возможные сложности
Во многом зависит от принципа их работы. По данному критерию опоры делятся на подвижные и неподвижные. На неподвижных опорах трубы закреплены без возможности смещения, в то время как конструкции подвижных опор предоставляют закреплённым на ней объектам некоторую свободу перемещения по направляющим. Это необходимо в местности с сильными перепадами температур, вызывающими деформацию и смещение труб.
Подвижные опоры в конструкциях трубопроводов бывают:
В катковых опорах для перемещения труб предусмотрены специальные катковые блоки. Такие опоры целесообразно применять в случае отделённых друг от дуга высоких или низких опор, а также вдоль стен туннеля или здания, с использованием кронштейнов и каркасов. Диаметр трубы Ду при этом должен быть больше 200 мм. Если трубопровод прокладывается в непроходном канале, применение катковых опор невозможно.
Опоры, где для перемещения труб не используется ничего, кроме свободного пространства, а ограничителем служит сила трения, называют скользящими. При установке труб со значениями Ду от 25 до 150 мм, скользящим опорам отдаётся предпочтение при любом способе прокладки трубопровода. Если диаметр Ду находится в диапазоне от 200 до 1200 мм, использование скользящих опор возможно, если участок представляет собой полупроходной или непроходной канал, а также в случае прокладки нижним рядам в туннеле.
Прокладка труб с диаметром Ду более 200 мм над землёй с использованием эстакад предусматривает применение как катковых, так и скользящих опор.
Использование подвесных опор принято в условиях надземной прокладки с применением растяжек и эстакад. Также эти опоры применимы, когда подвешивается труба к трубе, там, где происходит самокомпенсация или установлены П-образные компенсаторы.
Если осуществляется бесканальная прокладка труб, или используются сальниковые компенсаторы, применение подвижных опор не предусматривается.
Как же устанавливается необходимую дистанцию между подвижными опорами.? Оно базируется на расчётах прочности и прогиба труб. Результат определяется способом прокладки, диаметром труб и параметрами рабочей среды. Способы подсчётов изложены в приложении №4 СНиП 2.04.12-86 «Расстояние между опорами трубопроводов
». Обычно высчитываются следующие величины пролёта между опорами:
- расстояние максимального пролёта из расчёта прочности;
расстояние максимального пролёта из расчёта прогибы для прямых участков;
Расстояния между неподвижными опорами определяются схематическими особенностями того или иного трубопровода, его рабочей средой и режимом эксплуатации. Опоры должны обязательно присутствовать возле каждого ответвления или запорного участка, а в остальных местах — размещаться в соответствии наличием компенсаторов и самокомпенсацией. Расстояние между ними определяется проектными требованиями.
Расстояние между опорами трубопроводов
высчитывается, исходя из предполагаемых внешних усилий и моментов. Учитываются трение, внутреннее давление и компенсация. А также вес трубопровода и транспортируемой субстанции, пыль, ветер, лёд и т.п. Если величина температуры задаётся отличной от +20 градусов, необходимо использовать специальные коэффициенты.
Очевидно,что при таком подходе расчёты будут индивидуальными. В качестве примера можно взять усреднённые значения расстояний между опорами неизолированных стальных труб в зависимости от их диаметра:
Представленные значения для данных диаметров труб максимальны. На основании расчётной методики при проектировании часто используются готовые таблицы.
Устанавливаемые при проектировании дистанции между опорами не должны превышать величины, полученные из расчётов. Однако их уменьшение допустимо, когда речь идёт об установке опоры возле ответвления, запорного устройства и т.д. Дополнительные расчёты требуются в том случае, если опоры трубопровода предполагается установить на фундаменты.
Многие трубопроводы нуждаются при монтаже в закреплении на определенной высоте или на некоторое расстояние. Для этого используются специальные крепления — опоры. На опоры под трубопроводы приходится основная нагрузка системы, которая может передаваться на грунт или несущие конструкции.
Само собой, что производство опор трубопроводов для конструкции — задача ответственная и серьезная. Для надежного и эффективного ее решения требуется иметь определенные познания чтобы сделать грамотный расчет.
Для чего применяются опоры трубопроводов?
Надежность и безопасность трубопроводов в местах установки обеспечивается не только качественным подбором труб и соединительной арматуры, но и надежным удержанием в проектном положении ствола. Предназначенные для этого конструкции должны воспринимать и правильно распределять действующие нагрузки на грунт или специально подготовленное основание.
Немаловажное значение имеет опорная часть конструкции, которая предохраняет трубу от изгибов и размыкания соединительных узлов в местах сочленений. В опорах удерживающее усилие обеспечивается упругими прокладками, зажатыми между трубопроводом и опорой.
В скользящих конструкциях основание не закрепляется на бетонной поверхности и может свободно перемещаться по горизонтальной плоскости. Для поддержания труб используют насыпи, траншеи, стойки и этажерки, специально оборудованные опорными башмаками, часто крепят трубопроводы к стенам и эстакадам кронштейнами.
При прокладке теплотрасс в лотке перед трассировкой теплоцентралей укладывают опорную подушку под основание труб, которая предохраняет конструктив от истирания и деформаций при перепадах температур.
Монтаж опор
Прежде чем составлять проект системы трубопровода, нужно определиться с расстояниями между скользящими опорами. Их нужно рассчитывать индивидуально, учитывая:
- характеристики транспортировочной магистрали;
- конструкцию опоры;
- назначение системы;
- место установки.
Например, трубопровод, по которому подается горячий пар, требует большего количества опор, которые устанавливаются достаточно близко друг к другу. После определения мест установки скользящих опорных конструкций их основания закрепляются на стационарных платформах.
Скользящие элементы крепятся к трубе до ее укладки в защитный футляр. Особое внимание нужно уделить защите заводской изоляции труб. Между футляром и элементом опоры укладывают плотный слой гидроизоляционного материала, а места, подвергающиеся трению, обрабатывают графитовой смазкой. На конечном этапе монтажа:
- на трубе закрепляются и стягиваются хомуты;
- сварочные швы и поврежденные места покрываются краской.
Скользящие опоры для трубопроводов незаменимы в различных сферах хозяйственной жизни:
Правильный монтаж скользящих опор для трубопровода
- при прокладке теплотрасс;
- в металлургическом производстве;
- промышленном и гражданском строительстве;
- газодобывающей промышленности;
- нефтепереработке;
- жилищно-коммуникационных системах.
Обеспечивая целостность и сохранность трубопроводов, опоры дают возможность сэкономить огромные финансовые ресурсы на их ремонте.
Преимущества установки подвижных опор теплопроводов
Опора считается одной из наиболее ответственных частей систем теплоснабжения. Она воспринимают вертикальное усилие и подбираются под характеристики подвижности конкретного трубопровода. Одновременно опора служит защитным приспособлением, предохраняющим трубы от повреждений в местах соприкосновения с несущей конструкцией, проходным каналом или траверсом.
В зависимости от конструкции опоры относятся к неподвижным либо подвижным. Подвижность ограничена разумными пределами, чтобы не допустить опрокидывания или разворота опоры от механических воздействий.
Опоры, как одни из самых ответственных частей трубопровода, обладают следующими преимуществами:
• максимально точно сохраняют месторасположение трубы на опорном листе, защищая от порывов ветра, сейсмических толчков.
• обеспечивают опирание трубы любого веса/диаметра с минимальным напряжением стенок, не образуя вмятин и повреждений;
• обладают высокой несущей способностью при относительно невысоких ресурсных затратах на сооружение;
• разнообразие стандартизованных исполнений позволяют выбрать модификацию опоры, оптимально подходящей к условиям эксплуатации.
При выборе типа исполнения проектировщики теплосетей учитывают не только расчетные значения усилий, но и процесс взаимодействия элементов системы. Оправданным является применение башмаков опор с антифрикционным покрытием (фторопласт), опирающихся на опорную подушку (бетонную плиту). Это в разы улучшит скольжение обычного для теплотрасс сочетания «сталь-бетон» с коэффициентом трения 0,5. Также целесообразно использовать опоры каткового или шарикового типа с коэффициентом трения 0,1.
Большинство опор трубопроводов состоят из основания, стойки и ложемента.
Основание (стальной уголок или швеллер) крепится к несущей конструкции при помощи анкерных болтов, сварки или заливкой бетонным раствором.
С помощью стойки выставляется высота горизонтального положения трубы при монтаже надземных линий. Конкретный уровень подъема регулируется подвижными скользящими элементами, фиксируемыми с помощью болтовых и цанговых соединений.
Ложемент (полукруглый держатель) предназначен для надежной фиксации трубоукладочного комплекта в проектном положении. Трубопровод может не закрепляться плотно, и труба будет свободно перемещаться вдоль оси. Такая опора называется направляющей. На части, соприкасаемые с трубой, ставится прокладка или наносится демпфирующее покрытие. Ложемент состоит из следующих узлов:
• опорного с криволинейной поверхностью для плотного контакта с поверхностью трубы;
• фиксирующего, оборудованного специальными захватами для удержания трубопровода
Опора скользящая — это элемент трубопровода, который используется для вертикальной поддержки труб ППУ в стальной оцинкованной оболочке надземной и канальной типов прокладки трубопроводов систем тепло- и водоснабжения тепловых сетей и производится по ГОСТ 30732-2006. Главное отличие скользящих опор, применяемых при монтаже ППУ трубопроводов, заключается в том, что в отличие от неподвижных опор (НОП) данные элементы поставляются без тепловой изоляции и крепление труб на данных опорах не предусматривает их фиксации (приварки). Трубы, установленные на скользящих опорах, в процессе эксплуатации не фиксируются неподвижно на опоре, а позволяют трубопроводу свободно перемещаться продольно по ней в зависимости от смены режимов работы теплотрассы.
Трубы в ППУ изоляции со стальной наружной оцинкованной оболочкой (ОЦ) укладываются на скользящую опору и крепятся на ней за счет стягивания хомутами трубы по окружности ее наружной оболочки.
Для защиты наружной оболочки от повреждения в процессе эксплуатации трубопровода тепловой сети между наружной оболочкой трубы и нижней частью скользящей опоры прокладывается демпфирующий материал (полиэтилен, резина).
Цены на опоры скользящие для трубопровода в ППУ изоляции даны в прайс-листе компании СТК ППУ-Формат. В зависимости от диаметра прокладываемого трубопровода могут поставляться скользящие опоры нескольких типов с двумя или тремя парами хомутов крепления.
Схема скользящей опоры для трубопроводов ППУ в стальной оцинкованной оболочке:
Таблица размеров скользящих опор для трубопроводов ППУ в стальной оцинкованной оболочке, (мм):
Какие существуют виды подвижных опор?
Подвижные опоры для трубопроводов имеют идентичную со стационарными сооружениями конструкцию. Отличие состоит в том, что основание неподвижных опор приваривается к строительной конструкции или крепится анкерами. Подвижные опоры свободно лежат на траверсе или ином горизонтальном основании, по которому могут передвигаться. Они предназначены для укладки труб с наружным диаметром от 18 до 1620 мм. Опоры этого типа классифицируются на следующие виды, объединенные в группы по способу крепления к трубопроводу:
Как правильно выбрать скользящие опоры трубопровода?
Скользящие опоры относятся к виду подвижных опор, по типу конструкции эта категория включает хомутовые и роликовые исполнения. Под скольжением понимается возможность продольного перемещения смонтированных труб, сохраняя вертикальную пространственную устойчивость.
Различные модификации опор отличаются по нагрузке, способу крепления, типу транспортируемого агента, условиями внешней среды в местах локации трубопровода. Согласно действующим стандартам, относящемуся к опорам и подвескам, скользящее опорное устройство должно выдерживать вес трубопровода с перемещаемым агентом. Транспортируемое вещество может находиться под давлением до 16 МПа и температуре до +450 °С. Определен и нижний предел температуры окружающей среды -70 °С.
Опоры скользящие, используемые на практике, подразделяются на:
1. независимо скользящие;
2. роликовые одно/двухкатковые;
3. диэлектрические хомутовые;
4. жесткие с гибким компенсатором;
5. устанавливаемые на кронштейнах.
Опоры и подвески трубопроводов
Опоры и подвески трубопроводов в зависимости от вида, типа и исполнения изготавливаются из различной арматуры, такой как швеллер, тавр, уголок, труба, хомут и пр. Тип и исполнение опоры или подвески выбирается в зависимости от условий эксплуатации трубопровода, а также в зависимости от влияния внешних условий. В 1993 году была специально разработана и введена в эксплуатацию серия нормативных документов, которая включала в себя большое количество опор и подвесок трубопровода. Данная серия состоит из нескольких документов, каждый из которых называется ОСТ (отраслевой стандарт) и имеет свой порядковый номер. В данной серии ОСТов представлены следующие виды опор:
- Опоры скользящие и неподвижные (опоры по ОСТ 34-10-615-93)
- Опоры приварные скользящие и неподвижные (опоры по ОСТ 34-10-616-93)
- Опоры хомутовые скользящие (опоры по ОСТ 34-10-617-93)
- Опоры хомутовые неподвижные (опоры по ОСТ 34-10-618-93)
- Опоры катковые (опоры по ОСТ 34-10-619-93)
- Опоры скользящие и неподвижные с направляющим хомутом (опоры по ОСТ 34-10-620-93)
- Опоры сварных отводов (опоры по ОСТ 34-10-621-93)
- Опоры трубчатые крутоизогнутых отводов (опоры по ОСТ 34-10-622-93)
- Опоры скользящие и неподвижные (опоры по ОСТ 34-10-623-93)
- Подвески приварные для горизонтальных трубопроводов (подвески по ОСТ 34-10-724-93)
- Подвески хомутовые для горизонтальных трубопроводов (подвески по ОСТ 34-10-725-93)
- Подвески с опорной балкой для трубопроводов (подвески по ОСТ 34-10-726-93)
- Подвески приварные для вертикальных трубопроводов (подвески по ОСТ 34-10-727-93)
- Подвески хомутовые для вертикальных трубопроводов (подвески по ОСТ 34-10-728-93)
- Подвески с проушиной (подвески по ОСТ 34-10-729-93)
- Подвески с серьгой (подвески по ОСТ 34-10-730-93)
- Подвески с плавником (подвески по ОСТ 34-10-731-93)
- Подвески с траверсой (подвески по ОСТ 34-10-732-93)
- Проушины с накладкой (подвески по ОСТ 34-10-733-93)
- Плавники с накладкой (подвески по ОСТ 34-10-734-93)
- Хомуты для горизонтальных трубопроводов (подвески по ОСТ 34-10-735-93)
- Хомуты для вертикальных трубопроводов (подвески по ОСТ 34-10-736-93)
- Балки опорные (подвески по ОСТ 34-10-737-93)
- Лапы с накладками (подвески по ОСТ 34-10-738-93)
- Тяги резьбовые с муфтой (подвески по ОСТ 34-10-739-93)
- Блоки крепления подвески (подвески по ОСТ 34-10-740-93)
- Тяги с ушком (подвески по ОСТ 34-10-741-93)
- Тяги шарнирные (подвески по ОСТ 34-10-742-93)
- Блоки пружинные (подвески по ОСТ 34-10-743-93)
- Блоки пружинные сдвоенные (подвески по ОСТ 34-10-744-93)
- Блоки пружинные опорные (подвески по ОСТ 34-10-745-93)
Таким образом, серия ОСТов 34-10-615(745)-93 подразделяет опоры трубопровода на 2 основных типа: опоры трубопроводов и подвески трубопроводов, которые могут быть неподвижными, подвижными, скользящими, хомутовыми, подвесными и т.д. На рисунке, приведенном ниже, вы можете посмотреть как схематично выглядят опоры и подвески трубопроводов, изготовленных по данным ОСТам:
Опоры и подвески трубопроводов:
В зависимости от того, какой трубопровод должен быть проложен, а также в какой среде и местности он будет эксплуатироваться, выбирается тип опоры, которые представлены в серии вышеприведенных ОСТов. Опоры и подвески трубопровода, изготовленные по данной серии ОСТов условно можно разделить на следующие типы:
1) Опоры бескорпусные. Бескорпусные опоры могут быть подвижными и неподвижными. По своей сути бескорпусные опоры являются простыми хомутами, которые в зависимости от того должны ли быть они подвижными или нет – плотно притягиваются к трубе или неплотно. Подвижные бескорпусные опоры используются в тех областях, в которых имеет место смещение трубопровода, вследствии каких-либо температурных деформаций. Такие опоры могут перемещаться не препятствуя смещениям трубопровода.
2) Опоры корпусные. Корпусные опоры могут быть подвижными и неподвижными. Геометрия корпусных опор разнообразна, от простых «коробочек», до конструкций с радиусными вырезами на ребрах и приваренными к ним гнутыми подушками ложементами. Также корпусные опоры могут быть скользящими. Скользящие опоры — это вид подвижных опор, которые могут перемещаться как вдоль собственной оси, так и поперек ее.
3) Опоры корпусные хомутовые. Корпусные хомутовые опоры также могут быть подвижными и неподвижными. Хомуты у корпусных хомутовых опор могут быть изготовлены из прутка или полосы (круглый хомут и плоский хомут). Хомутовые опоры с круглым хомутом используются исключительно в стальных трубопроводах, а хомутовые опоры с плоским хомутом могут использоваться также в трубопроводах с различной изоляцией. Также хомуты могут быть усилены ребрами жесткости, такие хомутовые корпусные опоры называются опоры бугельные.
4) Опоры крутоизогнутых отводов. Опоры крутоизогнутых отводов могут быть подвижными и неподвижными. Данные опоры монтируются под отвод, который находится в изгибе трубопровода. Геометрия таких опор различается в зависимости от того, под какой вид отвода должна быть установлена опора, под крутоизогнутый отвод или под гнутый.
5) Опоры щитовые. Щитовые опоры используются в вертикальных трубопроводах. Данные опоры привариваются к трубе, опираясь при этом на плиты перекрытий.
6) Подвески трубопроводов. Подвески трубопроводов могут быть подвижными и неподвижными. Подвески могут привариваться к трубопроводу либо крепится к нему с помощью хомута (хомутовые подвески трубопровода). Данный вид опор может состоять из одной или двух тяг, которые держат трубопровод подвешенным к потолку или балке.
7) Пружинные блоки. Пружинные блоки — это вид подвесок трубопровода, в которых используется пружинный блок. Пружинные подвески трубопровода обеспечивают амортизацию нагрузок и деформаций трубопроводов и могут состоять из одинарного или сдвоенного блока.
Вышеперечисленные опоры и подвески трубопровода могут быть изготовлены из углеродистой и низколегированной стали. Диаметр трубопровода, к которому применимы опоры серии ОСТов 34-10-615(745)-93 варьируется от 25мм до 1620мм, давление не может превышать 10МПа, а транспортирующее вещество может быть температурой от -70°С до +450°С.
Вес и другие параметры опор и подвесок трубопровода данной серии ОСТов зависят от ее типа и исполнения. Ниже приведен пример условного обозначения опор и подвесок трубопровода серии ОСТов 34-10-615(745)-93:
Опора для трубопровода с Дн=108мм из углеродистой стали: Опора 108У 03 ОСТ 34-10-615-93
Блок подвески с траверсой для подвески с нагрузкой 14,7кН (1500кгс/см2): Блок подвески с траверсой 02 ОСТ 34-10-732-93
Если Вам требуются остальные характеристики опор и подвесок трубопровода, изготовленных по серии ОСТов 34-10-615(745)-93, то вы можете посмотреть их, скачав данные ОСТы с нашего сайта.
Пользуясь таблицами, в данных ОСТах вы всегда сможете точно рассчитать стоимость транспортных расходов т.к. в них указан вес всех существующих опор и подвесок трубопровода по серии ОСТов 34-10-615(745)-93.
Наша компания может поставлять опоры и подвески трубопровода по серии ОСТов 34-10-615(745)-93 из сталей таких марок, как сталь 20 и сталь 09г2с (опоры стальные, подвески стальные).
Если у вас остались вопросы, связанные с опорами и подвесками трубопровода серии ОСТов 34-10-615(745)-93, то Вы можете задать их менеджерам нашей компании по электронной почте [email protected] или по телефону +7 (343)361 2377
Скользящие опоры подвижные бугельные (ОПБ)
Популярностью в теплотехнике пользуются скользящие опоры бугельного типа под трубопроводы диаметром 32–1520 мм. Сверху полукруглый бугель подобно крышке прикрывает теплопровод. Простая деталь по выполняемой функции заменяет несколько скоб из металлического профиля. В опоре предусмотрена установка бугеля на резьбовые шпильки сверху трубы с последующим гаечным креплением. Опора свободно перемещается по подушке футляра или в канале теплотрассы.
В отличие от бугельной корпусной, которая производится в заводских условиях, для изготовления бескорпусной опоры не требуется специального оборудования. Она может собираться сервисными организациями самостоятельно в условиях ремонтной мастерской, для этого:
1. обрезок трубы распиливается симметрично вдоль оси на две равноценные половинки;
2. привариваются по 2 крепежные планки с отверстиями по бокам каждой заготовки, в более простом варианте просто сверлятся сквозные отверстия для шпилек или винтов по краям изгиба;
3. одну половину приваривают к опорному листу и затем размещают на бетонной подушке теплотрассы;
4. другим полухомутом-бугелем закрывают трубу после укладки и стягивают гайками с другой половиной (ложементом).
Для обслуживания перекачки высокотемпературного агента используется опоры в диэлектрическом исполнении. Для перекачки хладагентов используются теплоизолирующие прокладки. Опора может оснащаться дополнительными компонентами: заземлением, теплоспутниками и кронштейнами. В районах с высокой сейсмоактивностью нашли широкое применение опора БКП (бугельная корпусная пружинная) для теплотрасс. От базовой комплектации она отличается оснащением пружинным блоком для демпфирования подземных толчков.
Установка опор. Особенности
При монтаже конструкций трубомагистралей чаще используют неподвижные опоры. Они воспринимают существенные усилия, следовательно, к их прочности и устойчивости предъявляют повышенные требования. В противном случае, разрыв сварочных швов и запорной арматуры неизбежен. Конструкции неподвижных опор бывают различными. Какой тип будут применять зависит от величины осевого усилия, оказываемого на детали.
Монтаж неподвижных опор осуществляют на металлоконструкциях. Их замоноличивают непосредственно на месте установки. Детали условно делят трубопровод на участки, между опорами устанавливают сильфонные компенсаторы. Их основная функция – минимизация деформации трубопровода под воздействием температур.
Неподвижные опоры приваривают к опорным платформам и при помощи хомутов крепят к трубе. Для более надежной фиксации к опорам впритык к торцам хомута приваривают упорные пластины. Между хомутами и опорами необходимо оставить компенсационные зазоры 1,5 миллиметра. С целью защиты трубы от коррозии между ней и опорой размещают прокладку из листа алюминия. Установка скользящих опор производится с учетом тепловых изменений на каждом отрезке трубомагистрали. Исходя из этого, они должны быть смонтированы с незначительным смещением по оси. Процент смещения прописывают в проекте.
Область применения скользящих опор
Скользящие опоры находят применение в сооружениях по транспортировке продуктов по трубопроводам различных климатических зон и отраслей:
• в трубопроводных системах тепловых и атомных электростанций;
• инженерных сетях и жилищно-коммунальном хозяйстве;
• нефтяной/нефтехимической и газодобывающей промышленности;
• на промышленных предприятиях, использующих в производстве технологические трубопроводы.
Выбор места установки и монтаж
Скользящие опоры размещаются на трубопроводе по возможности ближе к сосредоточенным нагрузкам, арматуре, фасонным деталям, фланцам. Сварные соединения располагаются от ближнего края опоры на расстоянии 5 см для труб диаметром менее 50 мм. Если диаметр трубы больше 50мм, отступать от опоры надо 200 мм или больше.
Сборочные единицы и узлы трубопроводных линий укладываются не менее, чем на две опорные конструкции. Верхние плоскости опор должны выверяться по уровню перед укладкой труб. После разметки осей размечают места установки на трубах задвижек, вентилей, компенсаторов и соединительной арматуры. После окончательного определения места опоры основание крепят на стационарном сооружении.
Специфика и правила монтажа
Чтобы скользящие опоры смогли выполнять возложенные на них задачи необходимо провести монтаж их по всем существующим правилам. Первый важный момент – правильно расстояние между опорами. Важно учитывать, что, к примеру, для холодной или горячей воды эти расстояния между опорами будут разные. Причем расчеты эти проводятся отдельно для каждого трубопровода с учетом его технических характеристик и типа транспортируемого вещества.
Этапы монтажа следующие:
- Установка неподвижных опор на надежное, зачастую бетонное основание.
- Монтаж подвижных элементов. Причем делают это до момента протягивания труб по ним.
- Изоляция металлических футляров с помощью гидроизоляционных материалов.
- Нанесение на стык опоры и футляра слоя смазки. Именно он отвечает за минимизацию трения.
- Приварка хомутов. Причем она проводиться только после установки конструкции. Для надежности рекомендуется выполнять их стяжку.
- По окончанию работ место сварки рекомендуется зачистить и покрасить.
Установка их возможна параллельно с монтажом линейной части, причем для этого не потребуются какие-либо специальные технические приспособления. Крепление их проводиться с помощью электродуговой сварки. Для исключения неприятностей в процессе – главное соблюдать правила безопасности при работе со сваркой и четко следовать предварительно разработанному проекту.
Опоры трубопроводов ОСТ 36-146-88
Неотъемлемой частью любого трубопровода являются его опоры, представляющие собой стальные конструкции, служащие для восприятия различных нагрузок, создаваемые трубами и транспортируемым веществом.
Опора по ОСТ 36-146-88 представляет собой конструктивный элемент трубопроводной системы, предназначенный для поддержания трубы в необходимом положении и компенсации части нагрузок. Опора стальных трубопроводов по ОСТ 36-146-88 применяются в сетях с рабочим давлением не более 10 МПа и с температурой среды от 0°C до 450°C.
Очень важно при выборе опор учитывать особые условия эксплуатации магистральной системы:
- климатические условия;
- рабочее давление в трубах;
- температура и вид рабочего вещества, транспортируемого по трубам.
В том случае, если корпусная опора ОСТ 36-146-88 будет эксплуатироваться в сложных климатических условиях регионов Крайнего Севера, для которых характерны пониженные температуры, или же для будет использоваться для паропроводов, подверженных действию высоких температур, то для их производства рекомендуется использовать нержавеющую, жаропрочную и низколегированную сталь. Процесс производства опор должен осуществляться в строгом соответствии с действующими отраслевыми стандартами.
Группа производственных компаний «АОС » изготавливает опоры из листового, полосового и круглого проката следующих марок стали различных категорий: ВСт3кп, ВСт3пс, ВСт3сп, 20, 10г2, 09г2с. Крепежные элементы производятся из стали 20, 35, 35х, 40х, 20ХН3А, 09г2с.
Опоры трубопроводов виды:
Существует несколько опор для теплосетей, они разделяются на:
- Подвижные
- Неподвижные
Неподвижные опоры фиксируют расположение сетей в определенных позициях, смещения не допускаются.
Подвижные опоры допускают перемещение трубопровода по горизонтали. Причина – температурные деформации.
Поставляют опоры трубопроводов в Челябинске комплектами, согласно рабочим чертежам, которые были разработаны в установленном нормативными документами порядке. Каждая опора и подвеска должна обязательно соответствовать требованиям соответствующих стандартов, потребитель обязан соблюдать правила хранения и монтажа. Гарантийные сроки — год со дня поставок заказчику изделия.
Неподвижные опоры трубопроводов
Одна из основных частей любого современного трубопровода – это опорный элемент. Неподвижные опоры трубопроводов могут быть исполнены в нескольких видах – для трубопроводов бесканальной, подземной прокладки, а также для трубопроводных систем надземной прокладки.
Помимо вертикальной нагрузки на неподвижные опоры трубопроводов воздействуют и горизонтальные нагрузки, связанные с температурными деформациями. Между опорами располагаются компенсаторы, от свойств которых зависит расстояние между каркасами и которые воспринимают нагрузки от удлинения труб при изменении температурного режима, это особенно важно для северных районов страны, где колебания температур более значительны.
Горизонтальные нагрузки делятся на горизонтальные осевые и горизонтальные боковые. Усилие от горизонтально боковых нагрузок передаются на те опоры которые расположены в местах поворота трубопровода и вблизи их присоединения к опором. Горизонтальные осевые усилия передаются на все имеющиеся неподвижные опоры. Изготовление всех видов опор трубопроводов выполняется по альбомам и сериям в соответствии с требованиями ОСТ и ГОСТ, предъявляемых к каждой конкретной опоре с учетом условий эксплуатации и области ее применения.
Подвижные опоры трубопровода
Действительно, производство опор трубопроводов такого типа идет полным ходом. Так, при надземной прокладке трубопровода в проходном канале, помимо неподвижных опор принято использовать и скользящие, подвижные опоры. Они не препятствуют перемещению конструкции но, вместе с этим, способствуют устойчивости по отношению к вертикальным нагрузкам. Надежность и прочность обеспечивает металл исключительного качества, который используется на производстве. Подвески трубопровода – не менее важная часть всей конструкции.
Подвижные опоры трубопроводов ориентированы на восприятие вертикальных нагрузок, зависящих от протекающего внутри трубопровода продукта и веса самого трубопровода. Конструктивно подвижные опоры состоят из жесткого основания, полукруглого металлического держателя, крепления и прокладки.
Опоры подвижные поддерживая трубопроводную систему, не препятствуют смещениям труб, способствуя естественным распределениям температурных деформаций. Подвижные опоры подразделяют на скользящие, шариковые, катковые, направляющие, пружинные и др. Хомутовые и скользящие опоры применяются для обеспечения теплового перемещения по несущим конструкциям трубопровода в поперечном и продольном направлениях. Между пятой опорой и опорной поверхностью для уменьшения силы трения используется катковый тип опор, при использовании которых по специальному катку возможно боковое скольжение приваренных опор. Если в трубопроводных системах есть, вибрационные нагрузки используется пружинный тип опор, так как они хорошо поглощают вибрацию. В местах поворотов для обеспечения свободного движения большого диаметра труб по обеим горизонтальным осям применяется — шариковые опоры.
Для крепления горизонтальных трубопроводов применяются подвесные опоры. Подвески, которых прикрепляются к кронштейнам, консолям, перекрытиям сооружений с применением тяг с болтами или приварных пружин, размеры которых определяются в каждом конкретном условии.
Все готовые изделия в обязательном порядке должны пройти термообработку – она необходима для того, чтобы снять изначальное напряжение и обеспечить стойкость этого материала.
Опоры трубопроводов ОСТ 36-146-88 производства ООО «АОС »
1. Опоры тавровые приварные ТП
Приварные тавровые опоры ТП представляют собой отрезок прокатного, либо сварного тавра. При использовании данной опоры на трубопроводах с диаметром выше 108 мм необходимо использование дополнительных ребер жесткости. Опора ТПиспользуются в качестве как подвижной, так и неподвижной опоры, для удержания магистралей трубопровода диаметром от 18 до 159 мм и приваривается к трубе сплошным швом.
2. Опоры тавровые хомутовые ТХ
Опоры трубопровода ТХ состоят из таврового основания со сварным или сортовым тавром, половинчатого хомута и ответной части. Существующие образцы без сварного тавра не имеют соответствующей маркировки. Их качество и методика соединения должны соответствовать отраслевому стандарту 36-146-88.
Опоры тавровые хомутовые нужны для монтирования трубопроводов вне зависимости от предъявляемых к ним требований стационарности или подвижности. Это связано с исполнением опор в двух вариантах:
- с нормальным болтовым прикреплением,
- с угловым наклоном в 45°.
Опорные пластины крепятся уже после завершения производства на месте сборки труб.
3.Опоры корпусные приварные КП
Опора корпусная приварная КП по ОСТ 36-146-88 представляет собой сварной либо гнутый каркас с приваренными ребрами жесткости и применяется для удержания трубопроводов диаметром от 57 до 1420 мм.
С помощью корпусных опор обеспечивается надежная и безаварийная эксплуатация трубопроводной системы. Как правило, если этот трубопроводный элемент используется при обычных условиях, то в качестве исходного материала для его производства служит стандартный сотовый прокат.
4. Опоры корпусные хомутовые КХ
Опора корпусная хомутовая КХ ОСТ 36-146-88 представляет собой гнутый каркас, укрепленный несколькими ребрами жесткости, с приваренным сверху полухомутом, соединяемым с ответной частью посредством болтов.
Опоры применяются при строительстве различных трубопроводов. Благодаря превосходным техническим характеристикам данная арматура неизменно демонстрирует отличную функциональность независимо от условий и особенностей эксплуатации. Такие изделия отличаются простотой в монтаже, они прочны и обладают длительным сроком службы.
Не вызывает нареканий и конструкция опор. Она отличается максимальной простой. В основе конструкции лежит штампованная скоба, к которой для повышения надежности приваривается дополнительное ребро жесткости. Наличие минимального количества составных элементов существенно упрощает монтаж данных опор. При этом для того, чтобы привести арматуру в рабочее состояние, следует приварить ее к трубе и присоединить хомут к несущей конструкции.
Главное достоинство КХ опор — в зависимости от ситуации они могут выступать в качестве неподвижных или подвижных хомутовых стальных опор трубопроводов. Применяются данные изделия для крепления труб с условным диаметром от 57 до 630 мм.
5. О поры трубчатые ТР
Опоры трубные ТР представляют собой металлическую плиту, с приваренным к ней патрубком соответствующего диаметра и используются в качестве как подвижных, так и неподвижных опор для удержания трубопроводов диаметра от 57 до 630 мм.
Опоры типа ТР применяют для стальных изолированных и неизолированных технологических трубопроводов из углеродистой и низколегированной стали. Используются в качестве как подвижных, так и неподвижных опор.
Трубчатые опоры применяются в металлургической, нефтегазовой, машиностроительной, химической и топливно-энергетической промышленности.
6. О поры швеллерные приварные ШП
Опора швеллерная приварная ШП представляет собой отрезок швеллера толщиной и длинной по соответствующий ОСТ 36-146-88. Опора ШП используется для неподвижного и подвижного крепления и удержания трубопровода диаметром от 57 до 820 мм и крепится к трубопроводу в соответствии с ГОСТ 8240-72 посредством приваривания.
7. Опоры уголковые приварные УП
Опора уголковая приварная УП представляет собой параллельно приваренные к плите-основанию металлические уголки. В варианте Б дополнительно приваривается радиусная подушка, крепящаяся к уголкам сверху. Может использоваться как для неподвижного, так и для подвижного удержания трубопровода диаметром от 1020 до 1420мм.
8. Опоры хомутовые бескорпусные ХБ
Опоры хомутовые бескорпусные ХБ ОСТ 36-146-88 является разновидностью бескорпусных хомутовых изделий представляет собой гнутый хомут, изготовленный из прута и упор. Посредством хомута трубопровод крепится гайками к какой-либо несущей конструкции, упор же приваривается непосредственно к трубе. Основное назначение данного продукта заключается в креплении и надежной фиксации трубопроводов различного назначения, осуществляющих транспортировку рабочей среды на большие и малые расстояния. Опоры — незаменимый элемент любой трубопроводной конструкции. С их помощью осуществляются стабилизации труб и снижение негативного воздействия чрезвычайных нагрузок на всю магистральную систему.
9. Опоры трубчатые крутоизогнутых отводов ТО
Опоры трубчатые крутоизогнутых отводов ТО предназначены для крепления стальных технологических трубопроводов с различным наружным диаметром и различного назначения. Изготавливаются в соответствии с ОСТ 36-146-88 (Опоры стальных технологических трубопроводов на Ру до 10 МПа). Опоры трубчатые крутоизогнутых отводов типа ТО могут применяться в качестве подвижных и неподвижных опор для труб от 57 до 630 мм.
Характеристики опор стальных ост 36 146 88 типа ТО:
- Опоры технологических трубопроводов могут эксплуатироваться при рабочем давлении до 10 МПа;
- Температура перемещаемого вещества от 0 до 450°С;
- Условное давление Ру может достигать до 10 МПа (100 кгс/с м²);
- Минимальная температура окружающей среды до -70°С.
10. О поры вертикальных трубопроводов ВП
Приварные опоры для вертикальных трубопроводов ВП— это технологические изделия, соответствующие стандарту ОСТ 36-146-88. Предназначены для прокладки труб размерного ряда ДУ=57-1420 мм. Данный вид опор используется для всех типов работ по установке трубопроводов.
Конструкция опоры состоит из сварного металлического корпуса и накладки для фиксации трубы. Приварные опоры для вертикальных трубопроводов любого размера применяются исключительно в качестве подвижных опор.
Классификация опор трубопроводов
Опоры катковые направляющие КН
Опоры стального трубопровода делятся по назначению, применяемости и конструкции.
Опоры типов тавровые хомутовые ТХ, тавровые приварные ТП, корпусные хомутовые КХ, корпусные приварные КП в зависимости от величин теплового перемещения трубопроводов производится в трех исполнениях по длине:
1 | длиной 170мм | с перемещением до 90мм |
2 | длиной 340мм | с перемещением до 250мм |
3 | длиной 680мм | с перемещением до 600мм |
Применение хомутовой опоры рекомендуется при наличии углового перемещения трубопроводов.
Использование в опоре подушки или накладки определяется проектировщиками с учетами размера трубопроводов и внешней нагрузки.
Основные размеры и параметры опор по ОСТ 36-146-88
Размеры, конструкция, допускаемые расчетные нагрузки, стоимость опор трубопровода и масса опор соответствуют приведенным в таблицах и на чертежах ОСТ 36-146-88.
Наружный диаметр трубопровода Дн | Радиус ® | Ширина (I ) | Толщина (S ) | Длинна (L ) | Длина развертки | Масса, кг., не более |
18,00 | 9,00 | 11,00 | 6,00 | 30,00 | 12,00 | 0.02 |
25,00 | 13,00 | 11,00 | 6,00 | 30,00 | 12,.00 | 0.02 |
32,00 | 16,00 | 19,00 | 6,00 | 30,00 | 20,00 | 0.04 |
38,00 | 13,00 | 19,00 | 6,00 | 30,00 | 20,00 | 0.04 |
45,00 | 23,00 | 24,00 | 6,00 | 40,00 | 25,00 | 0.05 |
57,00 | 29,00 | 33,00 | 8,00 | 40,00 | 35,00 | 0.10 |
76,00 | 38,00 | 33,00 | 8,00 | 40,00 | 35,00 | 0.10 |
89,00 | 45,00 | 34,00 | 8,00 | 40,00 | 35,00 | 0.10 |
108,0 | 54,00 | 48,00 | 8,00 | 40,00 | 50,00 | 0.14 |
133,0 | 66,00 | 71,00 | 10,00 | 40,00 | 75,00 | 0.26 |
159,0 | 80,00 | 72,00 | 10,00 | 40,00 | 75,00 | 0.26 |
219,0 | 110,0 | 97,00 | 12,00 | 50,00 | 100,0 | 0.52 |
273,0 | 136,0 | 98,00 | 12,00 | 50,00 | 100,0 | 0.52 |
325,0 | 162,0 | 98,00 | 12,00 | 50,00 | 100,0 | 0.52 |
377,0 | 188,0 | 99,00 | 12,00 | 60,00 | 100,0 | 0.62 |
426,0 | 213,0 | 99,00 | 14,00 | 120,0 | 100,0 | 1.45 |
530,0 | 265,0 | 99,00 | 14,00 | 120,0 | 100,0 | 1.45 |
630,0 | 315,0 | 100,0 | 14,00 | 120,0 | 100,0 | 1.45 |
Комплектность опор для трубопровода
Опоры трубопроводов корпусные хомутовые КХ, опоры тавровые приварные ТП, опоры трубчатые крутоизогнутых отводов ТО, опоры швеллерные приварные ШП, опоры угольные приварные УП, опоры хомутовые безкорпусные ХБ, опоры вертикальных трубопроводов ВП, катковые направляющие КН, опоры трубные ТР поставляются комплектом согласно чертежей ОСТ 36-146-88. Все упоры по необходимости комплектуются вместе с опорами.
Опоры трубопроводов ОСТ 36-146-88 купить и задать интересующие вас вопросы, можете у наших менеджеров, сделав запрос на электронную почту или позвонив в офис по телефону +7 (351) 777-94-98
Особенности подвижных и неподвижных опор для трубопроводов
Опоры для труб призваны принять на себя вес магистрали, а также транспортируемого по ней вещества. Они помогают сгладить нагрузки, которые усугубляются из-за непрерывного воздействия внешних факторов, вибраций и т.д.
Неподвижная опора для трубопровода
Являясь конструктивным элементом, опоры для трубопроводов способствуют безопасной эксплуатации системы.
Производство опор трубопроводов
Изготавливаются опорные изделия из стали. При эксплуатации трубопровода в обычных условиях применяется стандартный сортовой прокат. Если магистраль работает в специфических условиях, то выбираются металлические опоры, способные выдерживать нагрузку веществ высокой температуры или воздействия холодной среды, например, в условиях Крайнего Севера.
Производство опорных конструкций трубопроводов включает в себя такие этапы:
- Раскрой стальных листов на станках высокой точности.
- Раскрой материала на гильотине.
- Резка стальных листов при помощи ленточного оборудования.
- Сварка элементов.
Для соединения стальных отрезков применяют хомуты. Они производятся на автоматизированных прессах. Благодаря им, удается достичь высокого качества элементов.Применяются металлические опоры для обслуживания:
- ;
- газопроводов;
- для функционирования атомных и тепловых электростанций;
- для запуска труб ППУ теплоснабжения.
Промышленность выпускает металлические опоры следующих типов:
- Подвижные (скользящие, катковые и т.д.).
- Неподвижные (хомутовые, приварные, упорные).
Неподвижные опоры для ППУ труб теплоснабжения
Неподвижные изделия для ППУ труб теплоснабжения производятся для установки надежного крепления трубопровода и поддержания его в заданном положении.
Опора для магистрали теплоснабжения
Используются такие опоры для труб в технологических магистралях надземной и подземной прокладки. Неподвижная конструкция призвана компенсировать нагрузку внешней среды, например, температурные колебания, вибрацию, пульсацию и прочее.
Обустраивается неподвижная опора для ППУ трубы теплоснабжения в комбинации с компенсаторами, которые помогают равномерно распределить нагрузку. Особенно в этом нуждаются металлические конструкции, проложенные в северных районах.
Для крепления неподвижная конструкция использует хомуты или сварку. С целью прочно закрепить хомуты, путем сваривания к трубе крепятся упорные планки.
Неподвижные конструкции широко применяются при эксплуатации ППУ труб теплоснабжения. Они являются важной составной частью инженерных сетей в пенополиуретановой изоляции. Опоры для труб ППУ теплоснабжения эксплуатируются согласно ГОСТ 30732-2006.
Неподвижные конструкции для ППУ теплоснабжения могут применяться для обустройства подземной прокладки канального или беcканального типа.
Характеризуются конструкции ППУ теплоснабжения гидроизолированностью, устойчивостью к температурным скачкам и коррозии. Хотя опоры для ППУ труб теплоснабжения выполнены из стальных компонентов, они не нуждаются в дополнительном нанесении электрохимической защиты.
Подвижные опоры для крепления трубопроводов
Подвижные или скользящие конструкции используются для крепления трубопроводных магистралей от 50 до 1620 мм. Они принимают на себя вертикальные нагрузки, к которым относятся вес трубопровода, переносимой среды, атмосферные нагрузки в виде ветра и осадков.
Скользящие стальные опоры под трубопроводы допускают горизонтальное движение магистрали вдоль ее оси, которое может иметь место из-за тепловых расширений стальных стенок трубопровода.
Состоит подвижная конструкция из:
- жесткого основания в виде швеллера;
- полукруглого держателя в виде хомута;
- крепежа хомута;
- прокладки паронитовой;
- катки.
Подвижные конструкции предполагают расстояние между ними с учетом прочности рабочей поверхности магистрали. Расстояние между опорами может меняться даже от диаметра трубы.
Делятся подвижные или скользящие конструкции на:
- Хомутовые крепления с кронштейнами.
- Подвесные диэлектрические опоры.
- Подвижные катковые конструкции.
- Скользящие шариковые опоры для поперечного движения магистрали.
Хомутовые подвижные конструкции производится для крепления надземных технологических магистралей с разным транспортируемым веществом.
Подвижная опора
Хомутовые скользящие опоры демонстрируют такие преимущества:
- продолжительный срок службы;
- удобство крепления;
- прочность.
Скользящие конструкции удерживают трубопровод от вертикального перемещения, но допускают движение по горизонтали.
Расчет креплений трубопроводов
Расчет опоры трубопроводов заключается в том, чтобы выявить расстояние между ними на основании данных о прочности и прогибе магистрали, а также способе прокладки, параметрах трубы.
Чтобы выполнить расчет значений между подвижными конструкциями, используется таблица «Проектирование тепловых сетей» А.А. Николаева.
Например, таблица показывает такой расчет для горизонтального размещения: при минимальном диаметре трубы 20 мм и максимальной температуре рабочей среды 60˚С, расстояние между опорами будет составлять 60 см. Чем больше диаметр трубы, тем больше будет шаг между ними.
Для вертикального размещения, расчет шага крепления осуществляется по тому же принципу. К примеру, при диаметре магистрали 40 мм и температуре 20 градусов, опора для труб будет размещаться на удалении 138 см, при температуре 70 градусов – 113 см.
Неподвижные металлические опоры расставляются в зависимости от схематических характеристик тепловых коммуникаций. Как правило, их расчет предусматривает расположение конструкций возле ответвления магистрали и запорной арматуры, а также на прямых участках, исходя их характеристик компенсаторов между опорами.
Заготовки элементов труб с неподвижными опорами
Чтобы определить расстояние между неподвижными конструкциями трубопровода, выполняется расчет по формуле: L = 0,9 х ∆L / (a(t-tpo)), в которой
- ∆L – способность компенсатора, исчисляется в мм (используется таблица);
- а – коэффициент линейного расширения стальных стенок при температурных колебаниях, исчисляется в мм/м˚С;
- L – длина отрезка трубопровода, для которого выполняется расчет, исчисляется в м;
- t – расчет температуры рабочей среды при монтаже, исчисляется в ˚С;
- t – температура окружающей среды;
- 9 – значение погрешности (составляет 10%).
Монтаж щитовой железобетонной неподвижной опоры для трубопровода (видео)
Монтаж скользящих и неподвижных опор
После того, как вычисления расстояния между опорными конструкциями будут завершены, можно приступать к монтажу. Установка подвижных элементов проводится до протаскивания труб по футлярам. Устанавливая крепления, стоит следить за сбережением заводской целостности конструкции.
Металлические футляры следует изолировать при помощи бесшовного гидроизоляционного материала. На стык опоры и футляра наносится слой смазки для минимизации трения. После установки конструкции осуществляется приварка хомутов. Для надежности крепления также выполняется их стяжка. После завершения всех работ, место сварки лучше окрасить для дополнительной защиты.
Монтаж подвижных опорных конструкций происходит одновременно с прокладкой линейной части. Для его осуществления нет необходимости пользоваться специальной техникой. Для обеспечения надежности соединения применятся дуговая сварка.
Чтобы закрепить неподвижные опоры для газопроводов или других сетей, необходимо воспользоваться следующими деталями:
- трубой из стали; ; ;
- пенополиуретаном;
- листом горячекатаным не менее 30 мм;
- оболочкой оцинкованной или полиэтиленовой.
Установка опорной конструкции осуществляется на бетонное основание. Оно происходит с определённым шагом для удобств возможного беспрепятственного ремонта участка магистрали.
Источник https://plazmosvarka.ru/truby/skolzyachki-dlya-trub.html
Источник https://aosgk.ru/articles/565/
Источник https://trubypro.ru/vidy/vodoprovodnye/opory-dlya-truboprovodov.html