Содержание
Как закрутить муфту на трубе
Какой бы ни был трубопровод, через некоторое время он потребует ремонта. Заменить конкретную деталь в целостных системах довольно сложно, поэтому чаще всего делаются резьбовые соединения с использованием муфт и сгонов. Выясним, что такое сгон у трубопровода и что такое муфты, а также рассмотрим технологию монтажа трубопровода с использованием данных деталей.
Что такое муфта
Муфта – это соединительная деталь, ее внутренний диаметр и наружный диаметр труб имеют равный размер. Фитинг с обеих сторон имеет внутреннюю резьбу. По сравнению с муфтой длина резьбы на трубах должна быть в 2 раза короче. Тогда трубы с двух сторон будут вкручиваться в фитинг на одинаковое расстояние.
Для самостоятельного безошибочного соединения труб с применением муфты следует изучить ее специфику. При внимательном рассмотрении резьбы на трубе можно заметить, что последние витки имеют наименьшую глубину в том месте, где происходит переход резьбы в ровную поверхность. Такие витки получили название «сбег». Он заклинивает муфту. Получается так, что при накручивании на сбег деталь стопорится. Затем можно вкручивать трубу с другой стороны.
Если резьба у трубы будет длиннее, чем у муфты, то сбег будет за ее пределами. В итоге заклинивания не произойдет, и по резьбе будет течь вода. Другими словами будет протечка. По этой причине между трубами после их соединения должно остаться несколько витков. При выполнении самостоятельной нарезки резьбы стоит помнить об этом правиле.
Муфтовый способ соединения труб является разборным, но, независимо от этого без разбора всей системы заменить конкретный участок трубопровода невозможно. Для того, что решить данную проблему было легче, на некоторых участках системы устанавливаются сгоны. А что это такое сгоны для труб узнаем из следующего раздела.
Что такое сгоны
Сгон – это соединительная деталь, которая выглядит как коротенькая трубка, у которой на одном конце резьба короткая, на другом более длинная. Сюда надевается контргайка и муфта целиком.
Рекомендуется брать сгоны для труб с достаточно длинной резьбой, иначе все детали не поместятся на участке с резьбой, и тогда потребуется увеличивать расстояние между соединяемыми концами трубы и сгона, в результате прочность соединения будет снижена.
Данная соединительная деталь наиболее часто применяется при прокладке водопроводов. Поэтому ее необходимо обрабатывать антикоррозийными средствами.
Чаще всего встречаются следующие виды металлических сгонов для труб:
- Никелированные. Данные сгоны придают трубопроводу более красивый вид, поэтому чаще всего используются в жилых помещениях. Однако они более дорогие по сравнению с обычными стальными деталями.
- Оцинкованные. Применяются на открытых участках, где на трубопровод будут оказывать влияние атмосферные явления.
- Стальные. Используются для трубопроводов, укладываемых в грунт. Чтобы предотвратить образование коррозии осуществляется их покраска.
Госстандартом определены такие размеры сгонов для труб:
- 150×50×65×17 мм, где первое значение длина, второе – внутренний диаметр, третье – длина одного резьбового участка, последнее – длина другого резьбового участка;
- 130×32×55×13 мм;
- 110×15×40×9 мм.
Также изготавливаются изделия с другими промежуточными размерами. Фитинги следует подбирать с учетом диаметра монтируемого трубопровода.
Технология сборки трубопровода
Чтобы собрать трубопровод необходимо выполнить следующую последовательность действий:
- Сначала на трубу следует накрутить муфту.
- Затем сгон стороной с короткой резьбой вкручивается в муфту (иногда его соединяют напрямую). Детали следует закручивать до упора, тогда соединение получится надежным.
- На длинную сторону сгона накручивается контргайка.
- Следом за ней идет соединительный фитинг.
- Потом конец сгона прикладывается к трубе и свинчивается муфта, таким образом, чтобы она перешла на трубу. Соединение будет проще выполнить, в случае максимального совпадения осей деталей.
- Затем фитинг необходимо застопорить контргайкой. Для этого ее следует подкрутить к муфте, чтобы между деталями было расстояние в 2-3 см. Это пространство необходимо заполнить прядями льна. Их следует наматывать по направлению вращения гайки. Затем контргайку следует закрутить до упора. Это необходимо делать для уплотнения соединения и предотвращения протечек воды через него. Для накручивания контргайки следует использовать гаечный ключ, поскольку ее грани узкие.
Для придания стыкам труб герметичности необходимо на резьбу наматывать фум-ленту.
Рекомендации по демонтажу
Для предотвращения появления ржавчины на газо- и водопроводах их необходимо красить. Срок эксплуатации трубопровода после покраски увеличится, однако, после этого демонтаж резьбовых соединений становится довольно затруднительным. По этой причине не стоит места с резьбой окрашивать несколько раз, достаточно одного слоя. Для облегчения разбора данные участки следует промазать консистентным жиром.
Если на разбираемом участке трубопровода соединения были окрашены несколько раз, то необходимо предварительно удалить слой краски. Для этого можно воспользоваться паяльной лампой или ножом.
Материал, из которого изготовлен фитинг, влияет на трудоемкость демонтажа. Например, накрученные на трубы из стали детали из ковкого чугуна будет не сложно открутить гаечным ключом. Такие детали практически «не срастаются» с трубами. А вот муфту из стали раскрутить ключом невозможно.
Не следует усиливать ключ рычагом, иначе он будет испорчен, а деталь так и останется не открученной.
Облегчению разборки трубопровода способствует нагрев при помощи газовой горелки или паяльной лампы. Процесс нагрева может занять 15 – 55 минут. Время зависит от диаметра трубопровода. Трубу необходимо периодически поворачивать, чтобы соединение прогрелось со всех сторон.
Заключение
Итак, мы выяснили, что это – сгон на трубопроводе и муфта. С применением данных деталей создается разборное соединение трубопровода. Применение сгона обеспечивает возможность демонтажа некоторого участка системы без необходимости разбора трубопровода целиком в случае проведения ремонтных работ.
Любой трубопровод непременно испытывает недостаток в ремонте. В цельных системах замена каких-либо отдельных деталей связана с рядом сложностей, исходя из этого во многих системах используют резьбовые соединения при помощи муфт и сгонов. В данной статье мы рассмотрим, что это такое, чем отличаются эти детали друг от друга и как выполняется монтаж трубопровода с их помощью.
Муфта
Неспециализированные сведения
Муфта представляет собой соединительный фитинг, внутренний диаметр которого равняется наружному диаметру труб. На обоих концах детали имеется внутренняя резьба, в которую вкручиваются трубы. Протяженность резьбы труб наряду с этим два раза меньше фитинга, что разрешает вкручивать их на однообразную глубину.
Особенности муфтового соединения
Дабы верно выполнить своими руками соединение конструкции при помощи данного фитинга, нужно ознакомиться с его спецификой. В случае если пристально рассмотреть резьбу на трубе, то окажется, что последние витки имеют меньшую глубину на участке, где резьба переходит в гладкую поверхность. Эти витки называются сбегом, который заклинивает соединительный фитинга.
Так, деталь накручивается на сбег и стопорится, по окончании чего в нее вкручивается вторая труба. В случае если окажется, что резьбовой участок трубы дольше, чем свободное пространство фитинга, сбег окажется за его пределами, в следствии чего заклинивания не случится, и вода потечем по каналам резьбы наружу.
Исходя из этого по окончании монтажа труб, между ними должно оставаться несколько витков. Это правило нужно выполнять при независимой нарезке резьбы.
Не обращая внимания на то, что муфтовый монтаж есть разборным, заменить какой-либо отдельный участок трубопровода, не разобрав всю систему, не окажется. Дабы упростить эту задачу, на отдельных участках конструкции устанавливают сгоны, устройство которых мы рассмотрим ниже.
Сгоны
Неспециализированные сведения
Сгон так же представляет собой соединительный фитинг, который, по сути, есть коротенькой трубкой. С одной стороны деталь имеет маленькую резьбу для соединения с фитингом. На другом ее конце имеется долгая резьба, на которой помещается контргайка и всецело муфта для соединения труб.
Нужно дабы изделие имело достаточно долгую резьбу, поскольку , если детали не помещаются на участке с резьбой, нужно будет увеличивать расстояние между соединенными торцами трубы и сгона, что уменьшит прочность соединения.
Нужно заявить, что данный соединительный элемент значительно чаще используется для водопроводов. По данной причине он испытывает недостаток в хорошей антикоррозионной защите. Наиболее распространенными являются следующие виды сгонов:
Никелированные | Значительно чаще используются в жилых помещениях, дабы придать трубопроводу более эстетичный вид. Само собой разумеется, цена таких фитингов более высокая, чем простых стальных. |
Оцинкованные | Применяют на участках, где система подвергается действию атмосферных явлений. |
Стальные | Значительно чаще используют для трубопроводов, каковые укладываются в землю. Для защиты от коррозии делают их покраску. |
В соответствии с ГОСТ6357-73 размеры сгонов для труб смогут быть следующими:
Протяженность изделия, мм | Внутренний диаметр, мм | Протяженность долгого резьбового участка, мм | Протяженность маленького резьбового участка, мм |
150 | 50 | 65 | 17 |
130 | 32 | 55 | 13 |
110 | 15 | 40 | 9 |
Помимо этого, существуют кое-какие промежуточные размеры. Естественно, подбираются соединительные детали в соответствии с диаметром трубопровода.
Особенности соединения
Инструкция по сборке трубопровода выглядит следующим образом:
- Прежде всего на трубу накручивается муфта.
- После этого изделие маленькой стороной вкручивается в соединительный фитинг (в некоторых случаях сгон соединяется напрямую). Соединение должно оказаться крепким, исходя из этого закручивать детали нужно до упора.
- На долгий конец детали необходимо накрутить контргайку.
- Потом со стороны долгого резьбового участка необходимо накрутить соединительный фитинг до упора.
- Затем нужно подвести конец сгона к трубе и свинтить муфту, дабы она неспешно начала переходить на трубу. Чем правильнее совпадают оси деталей, тем легче выполнить соединение.
- Потом фитинг стопорится контргайкой, для этого контргайку нужно подвернуть к муфте, покинув расстояние в пара сантиметров. Появившееся пространство между деталями необходимо заполнить прядями льна, каковые наматываются в сторону вращения гайки. Затем контргайка закручивается до упора, в следствии чего соединение уплотнится, и вода не сможет просачиваться через него.
Контргайку оптимальнее накручивать гаечным ключом, поскольку ее грани достаточно узкие.
Обратите внимания! Для герметичности стыков труб на резьбу направляться наматывать фум-ленту.
Особенности демонтажа
Газопроводы и водопроводы принято красить в целях защиты от коррозии. Краска способна продолжить срок эксплуатации системы, но, демонтировать резьбовые соединения затем весьма сложно. Исходя из этого окрашивать участки с резьбой возможно не более одного раза, а при разборке их необходимо промазать консистентным жиром.
В случае если нужно разобрать участок конструкции с многократно окрашенными соединительными элементами, предварительно нужно сжечь краску паяльной лампой либо счистить ее механическим методом, к примеру, ножом либо шилом.
Трудоемкость демонтажа сильно зависит от материала фитингов. К примеру, детали, выполненные из ковкого чугуна намного меньше «срастаются» со стальными трубами. Исходя из этого как правило их возможно открутить при помощи гаечного ключа. А вот стальную муфту раскрутить ключом вряд ли окажется.
Обратите внимание! Не следует усиливать ключ рычагом, поскольку его возможно сломать, не открутив деталь.
Кроме этого при разборке трубопровода оказывает помощь нагрев. Для этих целей возможно применять газовую горелку либо паяльную лампу. В зависимости от диаметра трубопровода, на прогрев может уйти от 15 мин. до часа. Наряду с этим, в ходе прогрева трубу нужно периодически поворачивать, дабы уплотнение обгорело со всех сторон.
Вывод
Муфты и сгоны снабжают разборное соединение трубопровода. Причем, применение сгона разрешает демонтировать участок системы без разборки всего трубопровода, что может потребоваться при исполнении разных ремонтных работ. Из видео в данной статье возможно взять дополнительную данные по данной теме.
И так, у нас пациент – древняя стальная труба, ржавая. Соединена ещё с одной трубой через муфту. Задача – снять муфту и получить конец трубы с резьбой. Аналогично происходит и с прикипевшими вентилями. Труба планируется использоваться в огороде для полива воды. Очевидное преимущество перед пнд-трубами – её вес и прочность (не утягивается шлангом, боится лески тримера, штыка лопаты).
Муфта накручена лет 20-30 назад, а то и раньше. И не стоит надеяться, что будет легко её снять. Не буду касаться химических методов, под рукой таковых не имеется.
Первый способ – это нагрев строительным феном:
Зажимаем надёжно в тисках трубу, вообще фиксируем её всеми доступными способами и греем на максимуме фена соединение. Данный способ сработает, если герметичность соединения держалась за счёт льняных прядей или краски. Если труба держится на распирании, шлаке и ржавчине, то нагрев не поможет. После основательного прогрева пробуем вращать ржавую трубу и/или муфту газовым ключём.
Второй способ потребует точности. Понадобится болгарка.
Смысл в том, чтобы с резьбового соединения снять напряжение. Для этого достаточно подпилить муфту в одном или двух местах и попробовать повращать её газовым ключём.
Если и это не помогает, значит соединение сидит на шлаке. Смело подпиливайте c помощью болгарки муфту в трёх местах и зубилом по металлу вышибайте сегменты муфты:
Муфтовое соединение трехфазной кабельной линии электропередачи
Муфта — это соединительная деталь, с помощью которой монтируется конструкция трубопровода. Без соединительных элементов трубопровод будет прямым отрезком, состоящим из одной трубы определённой длины. Современные трубопроводные конструкции отличаются наличием множества частей, которые имеют разные варианты стыковки друг с другом. Также они могут иметь различные углы поворотов, поэтому при монтаже не обойтись без этого типа деталей.
При помощи муфт различных видов монтируются трубопроводы из стальных и прочих металлических труб
Особенности соединительных элементов
Выбор соединительных деталей для металлических труб очень широк и разнообразен. В магазинах сантехники можно найти муфту для любого типа соединения. Муфты, которые применяются в качестве соединительных элементов при монтаже трубопроводов, являются разновидностью фитингов. Они выполняют объединительную функцию, а крепятся с помощью специальной резьбы. Резьба может находиться на внутренней или наружной стороне детали. Кроме этого, бывают изделия, которые включают в себя оба варианта резьбы.
Муфта представляет собой полый, цельнометаллический или выполненный из других материалов цилиндр (материал выбираетсяв зависимости от типа трубопроводов). Очень популярны полипропиленовые изделия, которые соединяют в единую конструкцию части пластиковых труб. Бывают такие детали соединительными и переходными. Во втором случае их монтируют с использованием дополнительных материалов, которые улучшают качество соединения. К таким материалам относятся: ФУМ-лента, льняная нить.
Важно! Переходные муфты применяют при стыковке труб с разными диаметрами.
Помимо этого, существует комбинированная муфта, которая используется при соединении деталей из разных материалов. Такой тип оснащён специальной резьбой. С помощью комбинированного типа можно с лёгкостью соединить между собой изделия из пластика и металла и др.
Виды муфт
На сегодняшний день существует несколько видов этих соединительных элементов, каждый из которых отличается уникальными качествами. Кроме этого, существуют универсальные варианты, которые могут применяться практически в любых случаях.
Самый распространенные вариант муфты — это деталь в виде полого цилиндра с разным типом крепления
Основные виды муфт:
- Резьбовые – раньше такие детали были самым популярным видом и применялись повсюду. Сейчас они применяются гораздо реже, в основном, для стальных труб. Отличаются довольно сложным монтажом. Такой тип соединения не является достаточно надёжным.
- Компрессионные – по своему строению напоминают резьбовые. При монтаже таких изделий соединение затягивается специальными гайками. Для более высокого показателя герметичности в таких деталях используются уплотнительные кольца из резины.
- Пресс-модели – такие детали часто путают с обжимными. Однако, они отличаются от них тем, что при их установке используются специальные инструменты.
- Сварные – применяются при сборке трубопроводов из полимерного материала.
- Электросварные – разновидность предыдущего типа.
Разновидности по форме соединения
Муфты, которые соединяют различные по длине и диаметру части стальных трубопроводов, используют чаще других соединительных элементов. Это связано с тем, что конструкции из металла выпускают в виде небольших отрезков. Подразделяются на следующие разновидности:
Угловая. Такой тип используется, если нужно изменить направление трубопровода. Пользуется большой популярностью из-за того, что этот вариант намного проще, чем более трудозатратное сгибание труб.
Прямая или простая. Лёгкий вариант соединения двух металлических изделий. Такие детали незаменимы, если нужно отремонтировать повреждённый участок трубопровода и быстро соединить его с другой трубой. Такой тип фитингов также применяется при стыковке труб, отличающихся по диаметру или же материалу.
Прямая муфта может служить переходником между трубами разного диаметра
Фитинги-тройники. Применяются при стыковке трёх труб. Одна из них в результате такого соединения будет располагаться к двум другим перпендикулярно. Благодаря такому типу стыковки можно отвести трубопровод под углом, равным 45 или 90°. Тройники используются для труб как с равными, так и с разными диаметрами.
Фитинги-крестовины. Название говорит само за себя. Соединяют между собой 4 трубы, располагающиеся в одной плоскости и находящиеся по отношению друг к другу под углом 90°. Очень просты в монтаже и не требуют никакого специального оборудования. Помимо этого, встречаются крестовины, расположенные в двух плоскостях, но такой тип соединения используется очень редко (Чаще всего в производственных целях на разных предприятиях).
Соединение стальных труб
Для трубопроводов из стали, как уже было сказано выше, используются резьбовые и компрессионные типы фитингов. Разберём подробнее эти два вида.
Резьбовые
Муфта соединительная (для металлических и других типов труб) стальная. Имеет вид полого цилиндра с толстыми стенками. Такая деталь производится в основном из чёрной или нержавеющей стали и имеет обычную, одностороннюю резьбу внутри.
Резьбовое соединение требует уплотнения любым подходящим материалом
При соединении трубы к ней происходит накручивание труб с обеих сторон муфты. Из-за того, что это соединение не является достаточно надёжным, его проводят с применением дополнительных изоляционных материалов, которые повышают степень герметизации в районе резьбы.
Важно! Из-за того, что стальные муфты не отличаются своими антикоррозийными качествами — их часто заменяют на латунные изделия. Труб из сплава латуни не производят, а вот латунные муфты распространены везде и являются очень популярной соединительной деталью. Их положительные качества, помимо устойчивости к коррозии: простота установки, универсальность, относительная дешевизна.
Если резьбовое соединение выполнено из стального сплава, то можно, не опасаясь, прикладывать большие усилия. Недостаток такого соединения в том, что разборка этого типа резьбы очень сложна. Это происходит из-за того, что при монтаже водный конденсат способствует «прикипанию» компонентов соединения друг к другу.
Блиц-советы по соединению и эксплуатации
- При использовании различных фитингов, желательно сильно не экономить, так как чаще всего недорогие и имеют недолгий срок службы.
- Ответственно отнеситесь к нанесению уплотнителя при резьбовом соединении, потому что большая часть протечек происходит именно из-за некачественной подмотки.
- При первом пуске системы, обязательно проверьте все соединительные места на предмет протечек.
- Соединенные разными способами трубы, необходимо обязательно покрасить, дабы избежать их ржавления.
- При монтаже водопроводной сети, установите фильтр, который позволит избежать загрязнения всей системы.
- На смонтированные элементы, постарайтесь как можно меньше делать нагрузку, не класть тяжелые вещи.
Муфты для чугунных труб
В качестве соединения труб в чугунных водопроводах применяют два типа соединительных элементов.
С уплотнителем из резины. Принцип действия этого соединения напоминает по своему типу стыковку пластиковых трубопроводов. Существенное отличие его в том, что оно гораздо более массивно, и из-за своего веса является более сложным в монтаже.
Муфты для соединения труб под чеканку. Такой тип соединения трубопроводных систем используют уже более 100 лет. Его особенность — это наличие двух раструбов, которые направлены в противоположные стороны.
Канализационная система для выводов сточных вод и других веществ монтируется из труб, которые изготавливаются из серого чугуна. Такой чугун имеет повышенные показатели прочности. При соблюдении всех нюансов установки у трубопроводов из этого материала эксплуатационный срок может достигать 50 лет. Трубы из чугуна производятся с наличием раструбов или же без них. А для объединения элементов с гладкой поверхностью используют следующие виды муфт:
- Надвижная. Установка такого типа муфт осуществляется скрытым способом. При таком соединении демонтирование невозможно без разъединения магистрали.
- Ремонтная свертная. В состав таких муфт входят две основные части, в которых применяется резиновая или пластиковая прокладка. Помимо этого, фитинги такого типа оснащены специальными хомутами и разъёмами для соединения. Их зачастую монтируют на проблемных участках трубопровода, которые нуждаются в частом ремонте.
- Пластиковая. Этот тип соединительных деталей может быть применён несколько раз. Многоразовое применения — это главный отличительный фактор такой муфты.
Муфты с резиновыми прокладками более удобны в монтаже, чем предназначенные под зачеканку
Монтаж муфт на чугунные трубы
В случае, если нужно объединить два отрезка трубопровода с гладкой поверхностью, используют соединительную деталь под зачеканку. Такие соединительные элементы производятся из крепкого серого чугуна. Расширитель на таких элементах располагается с двух сторон.
Установка муфты соединительной для металлических труб из чугуна, производится путём вставки концов труб в раструбы (до упора). Затем трубу снабжают дополнительным уплотнителем, чтобы конструкция приобрела нужную прочность и надёжность. В качестве уплотнителя используется каболка или графитовый сальник.
Если муфта нуждается в чеканке, то такой процесс выполняется раствором на основе цемента или же асбестоцементного соединения. В таком случае выполняется полная заливка уплотнительного элемента тем раствором, который больше подходит для отдельно взятого случая.
Важно! Очень важно отметить то, что заливка стыков раствором должна происходить только после того, как трубопровод полностью смонтирован. В противном случае раствор попросту растрескается и нарушится необходимая для нормального функционирования трубопровода герметизация.
Муфты для медных труб
Соединительные элементы для трубопроводов из медного материала отличаются показателям надёжности. Один из самых надёжных и долговечных типов соединений. Помимо этого, он является достаточно престижным вариантом и соответственно это отражается на его цене.
Для медных труб чаще всего используются муфты из того же материала
Фитинги из медных материалов стоят дороже, чем другие соединительные детали. Различают такие типы муфт для медных труб:
- резьбовые фитинги;
- компрессионные;
- капиллярные
- пресс-фитинги.
Очень важно помнить, что в соединениях частей трубопроводов из меди нужно всегда использовать фитинги из такого же материала. Это является необходимым правилом. В таком случае медный трубопровод прослужит долго и без выхода из строя его элементов. Муфты из других материалов используются только в случае необходимости, например, для временного трубопровода.
Особенности
Рассматриваемые элементы инженерных систем обладают различными особенностями, которые можно отметить как достоинства или недостатки.
Соединители под названием «муфта для труб» имеют следующие положительные качества:
- легкий вес;
- быстрый и легкий монтаж;
- невысокая цена;
- множество разновидностей;
- возможность применения во многих сферах;
- механическая стойкость.
Муфты некоторых видов отличаются определенными недостатками. Например, элементы быстро изнашиваются, деформируются, не все из них способны поглотить вибрации.
Чтобы выбрать подходящие варианты из представленных на рынке, нужно учитывать сферу применения изделий, а также материал изготовления деталей:
- Муфты могут быть жесткими. Это те, которые выполняются из металла. Основная сфера применения таких муфт – различные магистрали, обладающие некоторыми свойствами.
- Муфты могут быть спиралевидными. Такие изделия обычно алюминиевые. Главная особенность изделий – легкое сгибание. Аксессуар имеет особое строение, благодаря которому и обеспечивается заданная функция.
- Муфты могут быть полиуретановыми. Вставки из этого материала обычно располагают между двумя металлическими деталями. Такая муфта представляет собой амортизирующий элемент, поглощающий значительную долю вибраций.
- Муфты бывают мембранными. Главная особенность этих изделий заключается в том, что эти элементы сборные. Они часто используются для соединения частей, размещенных в различных плоскостях. Аксессуар считается не только многофункциональным, но и достаточно прочным.
Сеть трубопровода, которая транспортирует воду под определенным давлением, состоит из соединений отдельных участков металлических труб. Водопровод на всем своем протяжении, особенно в местах соединения труб, должен быть плотным, прочным и непроницаемым при любых температурных изменениях. Соединение стальных труб происходит при помощи сварки, резьбового соединения и посредством фланцев.
Фланцевое соединение применяется, в основном, для труб большого диаметра. В индивидуальных домах, квартирах и садовом хозяйстве трубы присоединяются резьбовым методом, с использованием соединительные элементы (фитинги). Резьбовое соединение позволяет, при необходимости, производить ремонт и замену отдельных сегментов трубопровода без демонтажа полной системы. Оно доступно любому человеку, тогда как работы, связанные со сваркой, требуют соответствующей квалификации и специального оборудования.
Для стыковки труб без сварки в единую систему применяются стальные фитинги и соединительные детали из ковкого чугуна. Чугунные соединительные части используют для водопроводов, которые пропускают горячий пар или воду не выше 175 градусов — при давлении в трубах до 1,6 МПа, диаметр которых составляет не более 40 миллиметров, и при давлении до 1 МПа — в конструкции, диаметром от 50 мм до 100 миллиметров.
Фитинги из стали применяются для изделий всех диаметров с давлением до 1,6 МПа. У чугунных соединительных элементов на концах имеются утолщения-буртики, для наибольшей прочности. У стальных фитингов таких буртиков нет.
Дополнительные варианты
При помощи фитингов
Фитинг-это часть трубопровода, использующаяся для различного вида соединений: линейного, углового, монтажа труб разного диаметра.
В зависимости от использования, подразделяются:
- на углы и отводы, причем имеющие различные углы;
- разводные элементы: крестовины, тройники;
- заглушки;
- штуцера;
При помощи муфты
Этот тип в последнее время получил широкое применение, причем как труб, в которых есть напор, так и без напора. Муфта имеет высокую прочность и специальные затягивающие устройства.
Порядок действий:
- Делаем ровный срез соединяемых мест болгаркой, убираем заусенцы.
- Проводим замер места стыка, оно должно находиться строго посередине муфты.
- При помощи мела или маркера, помечаем глубину вставления трубы в муфту.
- Используем силиконовый герметик для смазки соединяемых элементов и самой муфты.
- Вставляем первую деталь до маркера, а затем ровно надеваем муфту на вторую трубу. И зажимаем соединение. Но помните, что муфты желательно покупать проверенных производителей, в основном из Швейцарии и Франции.
При помощи фланцев
Фланец – это специальный фитинг, который имеет большую площадь соприкосновения и соединение происходит при помощи болтов и прокладки между ними. Фланец может крепиться к основному элементу, как при помощи сварки, так и резьбовым соединением.
Данный вид очень практичен, когда необходим частый разбор системы для прочистки или для других нужд. При разборке системы, важно потом следить за целостностью прокладки. Фланец к тому же очень прочный, используется почти во всех сферах.
Техника соединения стальных труб и чугунных фитингов с короткой резьбой
Чтобы выполнить соединение труб фитингами из ковкого чугуна по прямой, а также сделать заглушки для концов, применяются прямые и переходные муфты, соединительные гайки, контргайки, футорки, пробки.
Для соединения труб под углом, а также для того, чтобы сделать ответвление, применяется другой вид чугунных фитингов, таких как переходные и прямые угольники, переходные и прямые тройники. Торцы соединительных элементов должны быть перпендикулярными к оси соединяемой трубы и ровными.
Необходимо следить, чтобы наружная и внутренняя резьба были чистыми, нарезанными с особой точностью по осевым линиям соединительных частей и без заусениц.
Чтобы обеспечить прочность резьбового соединения стальных труб, по которым проходит холодная и горячая вода (100 градусов), прокладывается льняная прядь, насыщенная белилами или суриком, смешанными с натуральной олифой. Для горячего водопровода свыше 100 градусов в качестве уплотнительного сырья применяют асбестовый шнур в соединении с льняной нитью, пропитанный графитом, смешанным с натуральной олифой.
Вначале резьбу промазывают белилами и суриком. Для этого льняную прядь наматывают на короткую резьбу со второй нитки от конца трубы, прямо по ходу резьбы, ровным тонким слоем, не обрывая. Сухую прядь нужно сначала рассучить, чтобы легко отделялись волокна.
Необходимо следить, чтобы прядь не свисала с торца трубы, а также входила в трубу, потому что это вызовет засорение водопровода. Соединительные элементы необходимо закручивать на трубы до упора, то есть так, чтобы фитинги застряли на последних двух оставшихся витках резьбы, обеспечивая плотное соединение.
Короткая резьба имеет некоторые особенности. В месте, где она переходит в гладкую поверхность стальной трубы, последние два витка, как правило, имеют глубину меньше предшествующих витков. Эти витки называются сбегом резьбы
. Навинчиваемая на резьбу муфта обеспечивает более надежное соединение именно при помощи сбегов и уплотнения.
Длина резьбы на трубе короче половины длины резьбы соединительной муфты примерно на 3 витка. Резьба присоединяемой трубы в таком случае, перекроется муфтой. Такое соединение считается выполненным правильно. Если на какой-либо из соединяемых труб длина резьбы окажется больше муфтовой, то нужно ее укоротить ножовкой или надеть контргайку.
Резьбовое соединение
Данный тип соединения является, пожалуй, самым приемлемым для монтажа домашней отопительной системы, так как вы можете самостоятельно собрать и разобрать любую систему, собранную данным методом.
Вы можете купить готовые трубы с резьбой, резьбовые муфты, уголки, но можете самостоятельно на них нарезать резьбу, процедура не сложная, но требует прикладывания определенных усилий:
- Вам необходим набор лерок (плашек), клупп держатель для нарезания внешней резьбы.
- Вставляем плашку с необходимым вам диаметром в клупп.
- Трубу, на которой необходима резьба, отрезаем при помощи болгарки.
- Зажимаем деталь в тиски.
- Снимаем у неё фаску, то есть внешний край делаем немного закругленным, чтобы плашка лучше зашла.
- Можно смазать место нарезания резьбы машинным маслом.
- По часовой стрелке начинаем медленно двигать клупп. Делать это необходимо аккуратно, так как от небольшого перекоса зависит, как будут закручиваться на данную резьбу муфты и уголки.
- Если, сделав 2-3 оборота, лерка не хочет двигаться, прокрутите назад на пол-оборота и с небольшим усилием начните движение вновь.
- После того, как резьба будет накручена, удалите остатки масла и металлических опилок.
- Попробуйте навернуть на резьбу муфту.
Что такое сгон
Как соединить две трубы на длинной резьбе? Для этого применяют сгоны – короткие отрезки труб от 110 миллиметров. На одном конце сгона резьба короткая для стыковки труб муфтой, на другой стороне длина резьбы намного больше. На длинную резьбу присоединяется муфта с контргайкой. Резьба большей величины дает возможность регулировать длину всей трубы.
Сгоны можно применять при замене вышедших из строя участков водопровода. Чтобы отсоединить трубу, соединительный элемент и контргайка сгоняются на удлиненную резьбу.
Стальные сгоны размером до 110 миллиметров применяются для труб диаметром 15 и 20 мм; для изделий диаметром 25 и 32 мм изготавливаются сгоны длиной 130 мм; при диаметре 38-50 мм нужны будут отрезки труб длиной в 150 мм. Сгон, длина которого доходит до 300 мм, можно применить при установке стояков в отопительной системе, длиной 130 мм и диаметром 15-20 мм – как компенсирующий сгон.
У нагревательных приборов устанавливают отрезок трубы длиной 140 мм, диаметром в 25 и 32 мм. Для водопроводных рассматривали в статье
Соединение сгона происходит так — на длинную резьбу наворачивают контргайку и муфту. Свинчивая деталь с длинной резьбы, используя уплотнительную нить, ее наворачивают до упора короткой резьбы. Затем у торца муфты по резьбе наматывают сплетенную в жгутик уплотнительную прядь и вплотную подгоняют к муфте контргайку. Жгутик ложится в фаску муфты, не давая просачиваться пару или воде по резьбе.
Если муфта оказалась без фаски, уплотнительный жгутик может быть выдавлен контргайкой, и плотность соединения будет нарушена. По окончании работ места стыковки труб зачищают ножовочным полотном от выступающего уплотнителя.
Асбестовый уплотнитель со льном наворачивают от сбега к началу резьбы, чтобы плотнее уложить материал на резьбу и удержать при навинчивании муфты. В настоящее время для уплотнения соединения вместо льна, олифы и сурика используют ленту ФУМ толщиной 0,8 — 12 миллиметров и шириной 10 – 15 миллиметров.
При укладывании ленты ФУМ, резьбу сначала очищают от возможного загрязнения. После этого на резьбу наворачивают арматуру или фитинг. Если диаметр трубы составляет 15 — 20 миллиметров, то ленту нужно наматывать в три слоя и в четыре слоя — при диаметре 25-32 мм. При установке сгонов между муфтой и контргайкой накладывают трехслойный жгут из ленты ФУМ.
Прокладка стальных трубопроводов
Муфты для соединения металлических труб из стали бывают двух видов:
Резьбовые изделия имеют вид толстостенного цилиндра, изготовленного из нержавейки или черной стали с односторонней внутренней резьбой. Процесс соединения несложен: трубы, имеющие короткую резьбу, вкручивают с двух сторон в муфту. Способ герметизации места стыковки ранее описан в статье.
Когда резьбовая муфта сделана полностью из стали, при выполнении соединения можно без опаски прикладывать усилия. Но у этого элемента имеется значительный недостаток: в результате наличия конденсата его разборка весьма затруднена. По этой причине при монтаже стальных трубопроводов отдают предпочтение резьбовым муфтам из чугуна или латуни, поскольку с ними не возникают проблемы.
В случае, когда при монтаже трубы нельзя поворачивать вокруг оси, применяют способ соединения со сгоном:
- На длинную резьбу наворачивают контргайку и муфту.
- Короткую резьбу на сгоне вворачивают в вентиль, потом в муфту, далее в корпус фильтра и т.д. Проводить герметизацию стыка нужно обязательно.
- Наружную резьбу подматывают с длинной стороны сгона (прочитайте также: «Какие сгоны для труб наиболее эффективны и надёжны – виды и особенности»).
- Потом на нее по длинной резьбе сгоняют муфту.
- Контргайку используют следом за муфтой с обязательной герметизацией места стыка.
Муфты компрессионные применяют с уплотнительным кольцом и накидной гайкой. Внешне они похожи на подобные изделия, предназначенные для металлополимерной трубной продукции, и монтируют их почти также.
Особенности стыковки труб при помощи этих муфт выглядят следующим образом:
- Соединение получается легкоразъемным.
- Не нужна резьба.
- Требуется обработка наружной поверхности труб. При этом зачищают ржавчину, остатки краски и любые неровности.
- Механически такое соединение не настолько надежно, как резьбовое, в результате чего трубу можно легко вырвать из муфты. По этой причине ее желательно дополнительно зафиксировать.
Специалисты советуют использовать такие изделия при необходимости временно отремонтировать водопровод. Например, в качестве альтернативы методу сварки, когда ржавчина на сливном бачке разрушила резьбу под шланг. В таком случае лучшим решением станет использование комбинированной муфты, у которой с одной стороны компрессионный фитинг, а с другой — резьба.
При помощи муфт можно соединять не только выше названные виды труб, но и трубную продукцию из керамики, сшитого полиэтилена и асбестоцемента.
Другие варианты соединения стальных труб
Стальные трубы стыкуют также посредством соединительных гаек. В этом случае на обоих концах труб нарезают короткую резьбу, затем навинчивают на уплотнение штуцеры соединительных гаек. После этого необходимо поставить между плоскостями штуцеров прокладку паронитовую или из тряпичного картона, промоченную олифой, и стянуть штуцеры накидной гайкой.
Соединение с помощью муфтовой арматуры
Если трубы соединяются посредством муфтовой арматуры, их нарезают с резьбой, которая соответствует величине резьбы на арматуре. Водопроводные и газопроводные резьбовые трубы стыкуют при помощи трубных ключей. При соединении стальных труб, чтобы получить надежное скрепление арматуры или фасонных деталей на сбег резьбы, не рекомендуется подавать назад привинченную фасонную деталь, чтобы не допустить нарушения компактности соединения.
В случае если фитинг или арматура не приняли необходимого положения, и деталь не поворачивается по резьбе, ситуацию можно поправить. Для этого нужно разъединить сгоны по двум сторонам арматуры или фасонной детали и придать им необходимое положение. После проделанной работы сгоны нужно будет вновь соединить.
Соединение стальных труб при помощи фланцев
К безрезьбовым трубам привариваются фланцы, затем они соединяются при помощи болтов. Фланцы не должны перекашиваться при накручивании гаек на болты, поэтому гайки целесообразно накручивать одна против другой. Для уплотнения соединений между фланцами применяют прокладки.
Для водопровода, предназначенного для горячей (100 градусов) или холодной воды прокладки делают из тряпичного картона. Вырезанные прокладки толщиной 3 мм, замачивают в воде и просушивают для того, чтобы в них хорошо впиталась олифа. Затем картонный уплотнитель выдерживают в горячей олифе примерно 20-30 минут.
Для стальных труб, предназначенных для транспортировки воды температурой от 110 до 450 градусов и давлением 5МПа, применяют паронитовые прокладки. А в трубах с давлением пара 0,15 МПа используют в качестве прокладок асбестовый картон. Он должен быть толщиной в 3-6 мм, гибким и плотным, а также устойчивым при сгибании под углом 90 градусов. Асбестовые прокладки пропитывают смесью из графита и натуральной олифы. Между фланцами кладут одну прокладку.
Фланцы присоединяют болтами таким способом, чтобы головки всех этих болтов находились на одной стороне соединения металлитеской трубы. Если концы прикрученных болтов выступают из гаек, то выступ должен быть не более 0,5 диаметра болта. Завинчивать болты можно разводным или простым гаечным ключом.
Чтобы разобрать фланцевое соединение, нужно последовательно развинчивать трубным или гаечным ключом гайки и убирать болты. Если детали заржавели, их выбивают молотком, применяя деревянную прокладку, которую приставляют к концу болта, чтобы сохранить резьбу. Старую прокладку сбивают зубилом.
Сварка труб
Для соединения металлических труб посредством сварки требуется специальное оборудование. Чаще всего применяют дуговую электросварку и газовую сварку. Принцип работы газового аппарата не сложен. Газ, сгорая, образует пламя, которое плавит присадочный материал, то есть, проволоку. Расплавленная проволока заполняет пространство между краями деталей, образуя сварной шов.
При такой сварке образуются наплывы от металла внутри трубы, которые мешают нормальному продвижению жидкости, особенно в трубах маленького диаметра – от 10 до 32 мм. Чтобы избежать подобной ситуации, сварку делают в раструб. Сварочные работы выполняются квалифицированными мастерами.
Соединение при помощи сварки
Данный тип обеспечивает должную надежность на долгое время. Но он требует набора специальных знаний и умений, непрофессионалу качественно выполнить работу сложно.
Важным также является подбор оборудования для проведения сварочных работ. Работа может выполняться как при помощи электрического, так и газового сварочного аппаратов.
Правила, которые необходимо соблюдать до работы и во время неё:
- Соединяемые поверхности должны быть зачищенными от грязи и ржавчины.
- Соединяемые элементы должны быть ровно отрезанными, без деформаций, почти идеально состыковывающимися друг с другом.
- При проведении сварки, работа производится непрерывно, не давая шву остыть.
Газовую сварку желательнее проводить со свариваемыми элементами малого диаметра, в остальном, предпочтительнее использование электрического сварочного аппарата. Сваривание осуществляется различными способами (их начитывается около 32), при этом, используются сгоны, переходники, уголки.
Основные из них:
- Стык, когда свариваются элементы одинакового диаметра.
- Нахлест, когда одна свариваемая деталь вставляется в другую большего диаметра.
- Тавр, когда одна труба вваривается в бок другой.
- Угол, свариваемые элементы отрезаются под необходимым углом и свариваются.
Если же вы хотите освоить данный метод самостоятельно, то:
- Купите недорогой сварочный аппарат.
- Изучите всю теорию.
- Потренируйтесь в сваривании профилей, уголков, не имеющих нагрузки.
- Попробуйте сварить небольшое количество водопроводных труб поворотным методом и пустить по ним воду, если не будет подтеков, то можете усложнить задачу.
- Провести пару соединений бесповоротным способом.
Некоторые правила проведения сварочных работ:
- Всегда используйте специальную одежду.
- Работайте всегда с маской или защитным стеклом.
- При наложении каждого сварного шва, убирайте шлак.
- При сваривании труб, количество слоев шва зависит от толщины стенок: чем толще стенки, тем толще шов.
- Сварное соединение должно плавно переходить в свариваемый элемент.
- Важно не допускать попадания окалин внутрь, так как это приведет к засорению трубопровода.
Важным является выбор электродов для сварки. Электрод имеет металлическое основание, покрытое специальным составом для сварки. Они имеют разный диаметр, в зависимости от толщины свариваемых труб.
При покупке, посоветуйтесь с профессионалами, каким электродам отдать предпочтение, только качественный материал не будет залипать и даст постоянную дугу. Для труб диаметром до 100 мм, желательно использовать 3 электроды.
Соединение стальных труб на резьбе: особенности метода- Советы +Видео
Соединение стальных труб на резьбе. Для оборудования систем канализации, водопровода, газопровода применяют разные способы соединения труб. В системе канализации и водопровода, как правило, используют элементы из металлопластика, центральный водопровод и старые хрущевки также имеют железные трубы.
Соединения стальных труб на резьбе применяют для проведения газа к жилым домам и газового трубопровода.
Общие сведения
Способы соединения труб из стали. Трубы из стали соединяют неразборным или разборным способом. Это зависит:
- 1.от материала, из которого выполнен стояк и трубы. Трубы бывают металлические, из чугуна, из стекла, из полимерных материалов, из меди.
- 2.от особенностей жидкостей, которые протекают по трубопроводу.
- 3.от условий, в которых срубы работают.
К безрезьбовым методам относят сварочный способ соединения, холодную сварку, чтобы склеить трубы, соединение при помощи фланца.
Распространенным способом соединения остается резьбовой метод. Для метода не подходит способ с загибанием трубы, элементы соединяют, используя тройники, муфты, краны и т.д.
Способ соединения, применяющий накидную гайку, считается особым, он использует сразу два способа: резьбовой и безрезьбовой.
Особенности резьбового соединения. Соединение с помощью резьбы походит для труб из стали либо ковкого чугуна. Резьбу наносят, применяя плашку либо на токарном станке. Стояки с тонкими стенами используют вид накатной цилиндрической резьбы. Трубы можно просто скручивать друг с другом, либо применять специальные переходники.
Для транспортировки по трубам пара либо воды используют конструкции из чугуна. Концы труб оснащены толстыми бортами, которые предают большую герметичность при установке. Стальные элементы подходят для трубопроводов любой окружности с низким давлением, либо безнапорной канализации. Трубы не оснащены утолщенными бортиками.
Вспомогательными деталями при соединении труб прямых линий либо заглушки считаются различные футорки, гайки, пробки, также муфты и контргайки.
Если надо выполнить поворот трубы, используют тройник либо угольник.
Соединительные конструкции, выполненные при помощи резьбы, не всегда разъемные. Случается, что трубы с резьбой приваривают с поверхностями, которые не двигаются, чем достигается повышенная прочность. Таким образом, соединение теряет разъемные свойства и называется неразъемным соединением с резьбой. Данный вид встречается очень редко.
Если правильно выполнить монтажные работы по соединению элементов с помощью резьбы, то водопроводная система прослужит без сбоев много лет.
Виды разъемных соединений
К разновидностям разъемных конструкций относят сгон и двунаправленную резьбу.
В неподвижных участках трубопровода применяют соединение с помощью сгона. Один конец трубы имеет длинную резьбу, другой короткую. Длинную резьбу оснащают муфтой с контргайкой. Затем муфту перемещают с помощью скручивания на короткую резьбу до упора, затягивая контргайкой.
Важно! В соединениях, имеющих двунаправленную резьбу, муфту накручивают сразу на обе трубы. Но резьба этих труб должна расходиться в разные направления для того, чтобы они сошлись при скручивании муфты.
Какие методы применяют для герметизации стыков. Все соединительные части труб из стали тщательно герметизируют. Если две части трубы равные то, для этого используют уплотнительную прокладку. Уплотнитель идеально подойдет, если используют гайку накидную.
Также в качестве прокладки применяют разные уплотнители в виде льна, асбеста, суриковой либо графитной замазки, также белила. Устанавливая цилиндрические трубы с резьбой, которые используют для транспортировки горячей воды до ста градусов воды либо холодной, между элементами прокладывают льняную прядь, обработанную белилами либо суриком, смешанными с олифой. Для трубопроводов, по которым проходит вода свыше ста градусов, как уплотняющая прокладка, подходит применение шнура из асбеста и льна, пропитанные графитом, смешанного с олифой.
Резьбу трубы до вкручивания на нее муфты обрабатывают с помощью сурика либо белила. Льняную нить накручивают по ходу резьбы, начиная с торца трубной конструкции ровным слоем, чтобы не было щелей, и в то же время слой был не толстый. Предварительно прядь льна надо высушить и хорошо рассучить, для свободного отделения каждого волокна. Далее хорошо смазывают нить суриком.
Важно! Нить не должна висеть на конце трубы, либо проникать в трубу, это влечет засорение системы трубопровода.
На уплотненную часть трубы накручивают муфту вручную, затем заворачивают с помощью раздвижного ключа.
Фитинги для соединения должны закручиваться до упора, прикладывая усилия до сбега резьбы, в этом месте труба имеет конусообразный вид из –за недоделанной резьбы, таким образом, образуется герметичность конструкции. При закручивании на короткой резьбе до упора с двух сторон муфте невозможно сдвинуться, если произойдет расширение трубы при изменении температуры. С двух сторон ее подпирают участки труб без резьбы.
Для напорной канализации применяют конические соединения с резьбой. При вкручивании концы труб плотно прижимаются, исключая зазоры, герметизацию проводят с помощью синтетических герметиков.
Используя ленту ФУМ для прокладки, надо зачистить резьбу, далее прикрутить фитинг. Если герметизация не качественная, то стоит заменить материал для уплотнения. Сначала снять ленту с резьбы, поставить другую прокладку и соединить элементы.
Важно! Если во время монтажа необходимо применить сварку какого- либо участка, то ленту ФУМ надо наматывать только после проведения сварочных работ.
Достоинства и недостатки соединения труб на резьбе
Соединения на резьбе имеют свои положительные и отрицательные характеристики.
К плюсам относят то, что резьбовой способ подходит для труб, имеющих разный диаметр. Сборка конструкции из таких элементов проста, не требует специальных навыков, главное, иметь при себе гаечный ключ. Резьбовой метод соединения стальных труб считается устойчивым к переносу осевых нагрузок. При соблюдении монтажных правил и использование уплотнительных материалов дает гарантию надежности, прочности соединения.
В минусам данного метода относят сложность нарезки резьбы, если ее изначально нет на трубе. Резьба изнашивается при частом выкручивании и закручивании элементов. Некоторые ситуации требуют установки устройств, стопорящих само откручивание фитингов.
Источник https://iobogrev.ru/kak-zakrutit-muftu-na-trube
Источник https://turbo-tex.ru/montazh-i-remont/muftovoe-rezbovoe-soedinenie.html
Источник https://iseptick.ru/truby-i-fitingi/soedinenie-stalnyx-trub-na-rezbe-osobennosti-metoda.html