Содержание
Все о чугунных задвижках: виды, принцип работы, достоинства и недостатки
Клапаны, краны, фитинги, затворы – важнейшие элементы трубопровода, каждый из которых выполняет свою функцию и равнозначно важен для эффективности работы магистрали. Знание принципов устройства и функционирования арматурного оборудования позволит создать грамотный проект и обеспечить максимальную производительность магистрального трубопровода.
Задвижки и задвижки чугунные в частности – тема, достойная отдельного обсуждения и именно им мы посвящаем очередной материал.
Что такое задвижка и зачем она нужна
Задвижка – это вид запорной арматуры магистрального трубопровода, относящийся к классу запорных вентилей и предназначенный для открывания и перекрывания, в редких случаях регулирования жидкостного или газового потока.
Чугунные задвижки применяются при обустройстве:
- систем холодного и горячего водоснабжения;
- подачи пара и пожаротушения;
- газоснабжения и отопления;
- гидравлических систем очистных и опреснительных установок;
- канализационных и сточных магистралей и пр.
Запорная арматура используется для транспортировки нейтральных и агрессивных сред различной степени плотности и чистоты в жилищно-коммунальной сфере, промышленности, сельском хозяйстве и нефтегазовой области.
Особенности и назначение чугунных задвижек
Чугунная задвижка не относится к регулирующей арматуре, она является запорным элементом. Устройство может находиться только в двух положениях – «открыто» и «закрыто».
В закрытом состоянии она обеспечивает полную остановку потока жидкости или газа с высокой степенью герметизации за счет имеющихся внутри уплотнителей.
С помощью чугунной задвижки можно:
- полностью перекрыть подачу рабочей среды в незамкнутых трубопроводных контурах;
- перекрыть поток на каком-то отдельном участке трубопровода.
Обычно чугунные задвижки устанавливаются в магистральный трубопровод в качестве страховочного элемента: в случае аварийной ситуации с ее помощью можно избежать критической утечки воды или технологической жидкости, предотвратив порчу имущества, загрязнение окружающих поверхностей, грунтовых вод и водоемов. Но задвижки также могут использоваться и в штатных ситуациях, когда нужно временно ограничить поток воды или газа.
Обратите внимание! Схожим по принципу действия с чугунной задвижкой является шаровой кран, который также может полностью перекрывать поток воды или газа в трубе, но в отличие от задвижки кран позволяет еще и регулировать силу напора и скорость потока воды.
Принцип работы, устройство и схема
Упрощённо конструкция задвижки представляет собой устройство, в корпусе которого расположен подвижный затвор (возвратно-поступательный или поворотный механизм). Этот затвор, двигаясь перпендикулярно потоку носителя, перекрывает или открывает его.
В зависимости от давления внутри трубопровода выделяется оборудование низкого, среднего или высокого давления.
Различаются запорные устройства и по типу проходного сечения:
- полнопроходные, внутренний диаметр корпуса (соединительных патрубков) которых равен диаметру магистрального трубопровода.
- неполнопроходные (сужающие), внутреннее сечение которых меньше сечения трубопровода. Характеризуются повышенным гидравлическим сопротивлением.
По способу управления задвижки могут быть:
- механическими (вращение маховика происходит в ручном режиме);
- с ручным приводом от редуктора, облегчающим запуск;
- с пневмоприводом;
- с гидроприводом;
- с электроприводом
- управляемыми посредством пульта дистанционного управления (ПДУ).
Электропривод и ПДУ при помощи специальных датчиков облегчают и ускоряют управление магистралью, позволяя наладить работу запорной арматуры в автоматическом режиме.
Производители и стоимость задвижек 30ч6бр
Перечень предприятий, поставляющих на отечественный рынок задвижку 30ч6бр, состоит из почти десятка наименований, основные заводы расположены в Украине и России, их названия:
Черняховский авторемонтный, Казанский арматурный, Свияжский арматурный, Ракитянский арматурный, Литейно-механический им. Гаджиева, Бийский котельный, Семеновский литейно-механический, АО Стахановмаш, Никопольский трубопроводной арматуры.
Также на рынке присутствует запорная арматура серии 30ч6бр китайского производства с более низкой или аналогичной стоимостью.
Цена задвижек 30ч6бр зависит от производителя и напрямую связана с размерными параметрами (условным диаметром Ду), напорными характеристиками и материалами изготовления изделий.
Рис. 8 Прайс лист на задвижки 30ч6бр 2021 г
Плюсы и минусы задвижек
- простота конструкции и принципа действия;
- незначительное гидравлическое сопротивление;
- универсальность и адаптивность к различным условиям эксплуатации (направлению потока, температуре, давлению и носителям);
- широкий размерный и модельный ряд;
- небольшая строительная длина.
- длительность времени, затрачиваемого на открытие или перекрытие трубопровода;
- большая строительная высота (особенно модели с выдвижным шпинделем);
- быстротечное изнашивание уплотнительных материалов;
- сложность ремонта.
Виды фланцевых задвижек
На сегодняшний день данный тип арматуры выпускается производителями в широком ассортименте. Устройства различаются конструктивными, рабочими и другими параметрами. В частности их классифицируют по следующим признакам.
По типу затвора
- Клиновые.
Заслонка в таких задвижках изготавливается в виде клина, который состоит из двух дисков. Он может быть как упругим, так и жестким. Также задвижки имеют два седла, располагающихся относительно друг друга под определенным углом. В закрытом положении клин надежно прилегает к седлам, герметично перекрывая поток. - Параллельные.
Такие задвижки могут включать заслонки, состоящие из одного или двух компонентов – дисков. Они располагаются строго параллельно друг другу. При движении диски максимально плотно прижимаются к седлу, полностью закрывая проходное отверстие.
По характеру движения шпинделя
- Выдвижные.
Такие задвижки при повороте органа управления выполняют поступательные движения. Кроме того, они характеризуются большой высотой подъема винта. Из-за этого их установка осуществляется в местах, где достаточно свободного места. - Невыдвижные.
Имеют более компактные габариты. Поворот заслонки осуществляется без подъема винта – внутри корпуса задвижки. Применяются в сетях с неагрессивной средой и минимальным риском коррозии. Отлично подходят для узких и труднодоступных мест.
По материалу корпуса и задвижки
- Стальные.
Изготавливаются полностью из нержавеющей, оцинкованной или другой стали. Подходят для работы при температуре от -70 до +420 °C. Могут устанавливаться на трубопроводы, по которым движется вода, пар, газ, нефтепродукты и пр. - Чугунные.
Производятся из прочного и долговечного чугуна. Могут применяться в системах с рабочей температурой до +150 °C и давлением до 16 атм. Чаще всего используются в трубопроводах, транспортирующих воду или пар.
По методу управления
- Ручные.
Смещение заслонки на открытие или закрытие потока осуществляется вручную методом поворота резьбовой шпильки в определенную сторону. Для удобства выкручивания и закручивания резьбы предусмотрено многоспицевое колесо. - Приводные.
Винтовая пара управляется автоматически с помощью электрического или иного вида привода. Возможна полная автоматизация или дистанционное управление. Для этого задвижка оснащается приводом, а также процессором, датчиком и прочими компонентами.
Виды по расположению ходового узла
Ходовой модуль задвижки может быть:
- с выдвижным шпинделем (штоком).
- с невыдвижным шпинделем.
Выдвижной шпиндель
Шток, на котором закреплены затворные диски, находится снаружи корпуса и при вращении маховика ввинчивается или вывинчивается из него на высоту затвора.
Наружное расположение ходового узла позволяет следить за его состоянием и своевременно производить техническое обслуживание. Отсутствие воздействия носителя на резьбу снижает износ ходового узла и сальниковых уплотнений.
Невыдвижной шпиндель
Невыдвижной шток находится внутри корпуса запорного устройства в статичном положении. Вращаясь вместе с маховиком, он обеспечивает движение затворных дисков по резьбе. Такая конструкция уменьшает строительную высоту изделий, что облегчает их использование в колодцах, подземных коммуникациях и нефтяных скважинах.
Внутреннее расположение ходового узла препятствует доступу и техническому обслуживанию устройства. Погружение ходового узла в носитель ускоряет его износ вследствие коррозии и воздействия абразивных частиц.
Снизить степень износа позволяет эксплуатация оборудования в трубопроводах с масляными носителями (нефти, минеральных масел и т.п.).
Различаются модели и по типу уплотнения ходового узла:
- Сальниковые. Обеспечивают максимальную герметичность посредством внешней сальниковой камеры, в которой уложен уплотнительный материал (сальниковая набивка).
- Сильфонные. Обустроенная во внешнем блоке упругая одно- или двухслойная гофрированная оболочка рассчитана на многоцикловую деформацию и обеспечивает при этом высокий уровень прочности и герметичности.
- Самоуплотняющиеся. В качестве герметика применяются металлические, резиновые и прочие прокладки по типу колец и шайб. Характеризуются низкой устойчивостью к износу и требуют периодической замены в период эксплуатации изделия.
Типы и характеристика чугунных задвижек
Чугунные задвижки для трубопроводов делятся на несколько категорий. По типу запорного элемента они разделяются на:
- клиновые — запорный элемент имеет вид клиновидного металлического элемента, который двигается по вертикальной оси на двух направляющих, расположенных под небольшим углом в центральной части корпуса;
Клиновые задвижки – наиболее распространенный вид чугунных задвижек, т.к. отличается наибольшей надежностью и рабочим ресурсом. Они, в свою очередь, делятся на еще три разновидности: с жестким клином, с двухдисковым клином и упругим клином. Первый подвид отличается высокой прочностью и абсолютной герметичностью в положении «закрыто».
Двухдисковый клин представляет собой раздвоенную конструкцию, избавляющую задвижку от недостатков жесткого клина – риска заклинивания. Упругий клин похож на двухдисковую разновидность, но внутри него имеется элемент, позволяющий сжиматься и разжиматься, обеспечивая плотное прилегание к седлам.
Независимо от разновидности, все чугунные задвижки имеют общие преимущества и некоторые недостатки. К плюсам устройств можно отнести:
- простота конструкции;
- компактность;
- устойчивость к коррозии;
- химическая стойкость;
- универсальность в применении;
- длительный срок эксплуатации.
Рекомендуем ознакомиться: Как правильно выбрать и установить трехходовой регулирующий клапан для теплого пола
Одно из ключевых преимуществ чугунных задвижек – минимальное влияние на гидравлические показатели трубопровода. После установки в систему они не ухудшают скорость и напор воды, не способствуют замедлению или ускорению потока.
Но, как другие виды запорной арматуры, чугунные задвижки имеют и некоторые минусы:
- постепенный износ и необходимость регулярной замены уплотнителей;
- хрупкость и уязвимость к механическим воздействиям (ударам, вибрации);
- необходимость прикладывать большое физическое усилие для поворота штурвала;
- риск заклинивания запорного элемента.
Это важно! Стандартные параметры трубопровода для установки задвижки не должны превышать следующие параметры: давление рабочей среды не должно превышать 1,6 МПа, а температура должна быть в пределах 75 градусов по Цельсию.
Виды по материалу и способу изготовления
Задвижки изготавливаются из чугуна, нержавеющей и углеродистой стали и сплавов цветных металлов методом литья, сварки, штамповки или ковки. Широко распространена комбинированная технология, объединяющая ковку, штамповку и в заключении сварку.
- Литьё применяется для производства чугунных, стальных и алюминиевых агрегатов.
- Методом сварки штампованных заготовок изготавливаются корпуса задвижек из стали и титановых сплавов.
Сварные технологии позволяют достичь очень высокого класса прочности изделий, которые нашли своё применение даже в атомной энергетике.
Уплотнительные элементы изготавливаются:
- в форме колец из латуни, фторсодержащих полимеров (фторопластов), полиуретана или резины;
- с наплавкой на затворную часть твёрдой стали, устойчивой к коррозии (технология «металл по металлу»);
- методом плазменного напыления эластомера и эпоксидными смолами или упрочнения посредством лазера.
Правила монтажа
Установка изделия в промышленный трубопровод должна выполняться только квалифицированными специалистами.
Наиболее распространенными при этом являются чугунные фланцевые задвижки. Это связано с удобством проведения монтажных работ.
Необходимо следовать определенному алгоритму действий:
Правила монтажа.
- Демонтаж запорного узла должен проводиться только при условии отсутствия рабочей среды в трубопроводе. При необходимости места крепления очищаются от всех видов загрязнения.
- Перед установкой необходимо проверить качество фланцев. При визуальном осмотре на фланцевой шайбе не должно быть трещин, выемок, царапин и других дефектов.
- Запорный узел для водопровода необходимо монтировать на прямолинейных участках магистрали. Это позволит устранить избыточные напряжения в местах перекосов, приводящих к появлению протечек. Если устанавливается тяжелая задвижка, нужно использовать специальные жесткие опоры.
- Во время эксплуатации к маховикам нельзя прикладывать большие усилия.
- Если при монтаже используются специальные подъемные устройства, изделие обвязывается мягкими стропами. Кроме этого, нужно избегать крепления за штурвал либо шток.
При выборе обязательно следует учитывать характеристики изделия.
В быту часто применяются задвижки, изготовленные из цветных металлов. Также нужно уделить внимание качеству задвижного узла, ведь именно от этого зависит эффективность и безаварийность работы трубопровода.
Чугун: плюсы и минусы
Изделия из чугуна недаром заслужили звание самой надёжной запорной арматуры. Технологии плавки серого чугуна с пластинчатым графитом и высокопрочного чугуна с шаровидным графитом обеспечивают необходимый предел механической прочности изделий при снижении затрат на изготовление. Кроме того чугун и агрегаты из него характеризуются:
- высокой степенью антикоррозийной устойчивости;
- низким гидравлическим сопротивлением за счёт низкого коэффициента трения;
- возможностью использования в широком диапазоне температур (не выше 230⁰C) и давления рабочей среды;
- длительным периодом эксплуатации благодаря высокой степени износостойкости (30-40 лет);
- ремпригодностью и возможностью многоразового использования.
К недостаткам чугунных изделий относится:
- достаточно большой вес, осложняющий перевозку и монтаж оборудования, особенно когда речь идёт о крупногабаритных трубопроводах;
- пористость структуры, из-за чего на деталях, контактирующих с носителем, образовывается осадок. Модели, внутренний корпус которых дополнительно обработан по технологии наплавки или напыления, лишены этих недостатков.
Для работы с агрессивными носителями применяются задвижки из нержавеющей стали.
Медные сплавы из латуни и бронзы применяются в малогабаритных магистралях с температурой носителя до 150-200⁰C.
Материалы изготовления
На отечественном рынке представлены фланцевые задвижки производства российских заводов и импортируемая продукция из Китая, основные различия состоят в используемых при производстве материалах.
Так как металлы и уплотнители, из которых делают задвижку 30ч6бр, во многом определяют ее качество, при покупке изделия основное внимание следует уделить материалам изготовления.
Отечественные предприятия применяют при производстве 30ч6бр следующие сплавы и герметизирующие материалы:
Для корпуса с крышкой, маховика и внутренних деталей затвора.
- Сч18, СЧ20 — серый чугун для с пластинчатым графитом, который используют при отливке основных деталей. Физические свойства серого чугуна для отливок и его маркировка приведены в ГОСТ 1412-85, где расшифровка цифрового обозначения — временное сопротивление материала при растяжении, равное 18 или 20 Мпа соответственно для Сч18 и СЧ20. Следует отметить, что чем выше цифровое значение, тем лучше некоторые физические характеристики материала из чугуна: выше его твердость по Бринеллю, плотность, линейная усадка, модуль упругости, удельная теплоемкость, коэффициент линейного расширения, ниже теплопроводность.
Рис. 5 Физические характеристики серого чугуна по ГОСТ 1412-85
Шпиндель. Выпускают из качественных сталей с высоким содержанием углерода, обладающих по сравнению с низкоуглеродистыми сплавами более высокой твердостью и износостойкостью, в дорогих изделиях деталь изготавливают из нержавейки.
- Сталь марки Ст20 (ГОСТ 1412-85), служащая материалом изготовления большинства шпинделей, способна выдерживать температуры до +450 °С и имеет твердость по Бринеллю в 163 МПа. Стали с более высоким содержанием углерода, к примеру, Ст25, Ст30, обладают повышенными прочностными характеристиками, однако более хрупки, что не всегда приемлемо для использования металла в механизмах, работающих в условиях высоких нагрузок.
Рабочие диски затвора и седельные кольца. Основное требование к материалам изготовления данных элементов — износостойкость и коррозионная устойчивость. Поэтому основными компонентами для их производства служат цветные металлы, некоторые марки:
- ЛЦ40С, ЛЦ40СД (ГОСТ 17711) — литейная латунь с содержанием цинка 40% (ЛЦ40) и добавлением 1% свинца (С). Сплав имеет температуру плавления в 885 °С и твердость по Бринеллю 80 Мпа.
- ЛС59 (ГОСТ 15527)- легированная свинцом латунь. Так как по определению латунь является сплавом цинка и свинца, в данном условном обозначении литера 59 указывает на процентное содержание меди (57 — 60%), литера С указывает на вхождение в состав сплава 0,8 — 1,9% свинца, оставшийся цинк занимает 38 — 40% от полного объема. Материал имеет идентичные с предыдущим основные физические характеристики.
- ЛЦ38МцС2 — литейная марганцово-свинцовая латунь с содержанием 32,8 — 40% цинка, по 1,5 — 2,5 % марганца и свинца. Сплав имеет стандартную температуру плавления 885 °С и твердость по Бринеллю 80 МПа.
Рис. 6 Физические параметры и назначение латуней по ГОСТ 17711
Уплотнения шпинделя. Для герметизации шпинделя разные производители применяют как морально устаревшие материалы советских времен, так и современные, более надежные и долговечные, некоторые виды:
- АП-31 — набивка в виде эластичного шнура круглого или квадратного сечения из плетеной асбестовой графитированной нити с жировой пропиткой из продуктов переработки нефти (ГОСТ 5251-84). Применяется в сальниковых уплотнителях при эксплуатации в среде нейтральных и агрессивных жидкостей, газов при давлении не более 4,5 МПа в температурном диапазоне от -70 до +300 °С. При транспортировке нефтепродуктов АП-31 рассчитана на давление не более 2 МПа при температурах от — 30 до +300 °С со скоростью движения среды не более 2 м/с.
- Кольца ТРГ — прокладки из терморасширенного графита с высокой устойчивостью к агрессивным химическим средам и пределом температур в +400 °С при эксплуатации в кислотной среде, и +2500 °С при использовании в нейтральных, инертных средах. Изготовленные из армированного и неармированного графитового листа ТРГ прокладки способны удерживать напор до 20 МПа (200 бар, кгс/см2) в температурном интервале от -200 до +560 °С. ТРГ рассчитаны на транспортировку рабочих тел следующих видов: воздух, водяные пары, газы с высокой проникающей способностью, минеральные и органические кислоты, спирты, альдегиды, хлорсодержащие органические и неорганические компоненты.
Виды по типу подсоединения
Практикуется два метода присоединения запорной арматуры к трубопроводу:
- фланцевое соединение;
- приваривание.
Приварные задвижки
Современные технологии сварки обеспечивают максимальную герметичность и прочность соединения. Однако, как правило, приварные изделия выполняются из стали. Сварные чугунные задвижки – большая редкость, т.к. чугун относится к категории трудносвариваемых металлов. В процессе сварки любое отклонение от технологии приводит к растрескиванию чугунного шва.
Фланцевые задвижки
Фланцевое соединение – наиболее распространённый тип стыков элементов трубопровода.
Фланцевые модели оборудованы:
- плоским торцевым соединением (фланцем), выполненным в форме круга, квадрата или прямоугольника, посредством которого выполняется стыковка с трубопроводом;
- уплотнительными резиновыми или фторопластовыми кольцами (прокладками), которые обеспечивают герметичность соединения;
- заглушками (обтюраторами), с помощью которых перекрывается магистраль для проведения ремонта.
Достоинства фланцевого соединения заключается в облегчении монтажа запорной арматуры в труднодоступных местах и быстром разборе при демонтаже.
Детальная характеристика арматуры по типам затворов
Фланцевая задвижка с клиновым затвором используется для магистральных трубопроводов, что имеют достаточно высокую рабочую температуру и давление. Такой вид запорной арматуры может быть установлен для системы водоснабжения, в том числе и питьевого.
Характерной особенностью является наличие невыдвижного штока и жесткого клина. Поток жидкости перекрывается за счет уплотнения между металлическими поверхностями двух элементов. Хотя на сегодняшний день в продаже можно встретить чугунные изделия с прорезиненным клином. Тогда герметичность перекрытия потока достигается благодаря соединению металла с резиной. Клиновая запорная арматура может быть не только фланцевая, но и резьбовая.
Параллельная задвижка бывает исключительно фланцевая. Она используется для инженерных сетей с небольшим давлением воды. В качестве запорного элемента применяется диск, что, соприкасаясь с выдвижным или невыдвижным штоком, перекрывает поток в системе.
Задвижки чугунные параллельные
Шиберная задвижка лучше всего подходит для труб, что транспортируют сыпучие, густые и вязкие рабочие среды. Как правило, она является межфланцевой, а поэтому имеет демократичную и доступную цену.
Маркировка и госты
Изготовление и правила эксплуатации запорной арматуры регулируются государственными стандартами:
- ГОСТ 3706-93;
- ГОСТ 5762—2002;
- ГОСТ 9698-86.
Установленные стандарты маркировки позволяют определить вид и назначение изделия, исходя из общепринятых условных обозначений, где:
- первые две цифры обозначают тип арматуры (задвижка – 30 или 31);
- буква – материал, из которого изготовлен корпус. (с – сталь, ч – чугун, нж – нержавейка, тн – титановый сплав и пр.);
- следующие одна/две цифры – номер модели;
- следующее буквенное сочетание / буква — материал уплотнителя;
- далее – обозначение внутреннего диаметра.
МЗВ и МЗВГ
Запорная арматура МЗВ и МЗВГ изготавливаются в соответствии с установленными ГОСТами.
Характеристики | МЗВ | МЗВГ |
Клин | Обрезиненный | |
Тип шпинделя | Невыдвижной | |
Материал корпуса | Серый чугун | |
Материал уплотнителя | Резина | |
Материал шпинделя | Сталь | |
ТУ | ТУ 3721-014-03219029-2004, ТУ 3721-015-03219029-2004 | ТУ 3721-013-03219029-2004 |
Назначение | Водопроводы питьевого снабжения | |
Коэффициент гидравлического сопротивления | не более 0,2 | |
Номинальнон/рабочее давление, Мпа | 1 / 1,6 | 1,6 |
Рабочая среда | Вода | |
Температура рабочей среды | от 5 до 75⁰C | от 5 до 150⁰C |
Температура окружающей среды | от -15 до +40⁰C | |
Тип подсоединения | Фланцевый | |
Управление | Ручное | |
Направление подачи рабочей среды | Любое | |
Диаметры, мм | От 50 до 300 | От 50 до 100 |
Строительная длина, мм | От 150 до 270 | От 150 до 190 |
Строительная высота, мм | От 253 до 793 | От 253 до 363 |
Преимущества моделей МЗВ и МЗВГ:
- Двойное бессальноковое уплотнение шпинделя обеспечивает высокие показатели герметичности.
- Гарантированный срок эксплуатации – 50 лет.
- Обрезиненный клин исключает заклинивание затворного механизма.
- Эпоксидное напыление повышает устойчивость изделия к коррозии.
- Возможность установки на горизонтальном и вертикальном трубопроводе.
- Незначительный крутящий момент.
Методы маркировки
Задвижки маркируются различными способами, гарантирующими сохранность цифровых и буквенных обозначений в течение всего срока эксплуатации изделия. Согласно ГОСТ, допускается применять следующие методы:
- Клеймение при помощи электроискрового карандаша. Это сложный и трудоемкий способ, требующий высокой квалификации работника.
- Гравировка с помощью резца, фрезы, штихеля, пуансона или других инструментов, позволяющих нанести маркировку методом механической обработки. Считается наиболее распространенным способом, благодаря простоте исполнения.
- Штамповка. Этот метод гарантирует длительную сохранность нанесенных символов и предполагает маркировку под давлением на корпус.
Помимо буквенно-цифровой маркировки, материал корпуса задвижки шифруется ее окраской. Например, арматура из углеродистой стали окрашивается в серый цвет, из ковкого чугуна — в черный, из легированной стали — в синий, а коррозионно-стойкие изделия имеют голубой цвет.
Для чего применяют чугунные фланцевые задвижки с обрезиненным клином?
Во второй половине XX века впервые была изготовлена задвижка, запорный элемент которой был покрыт резиной, выступающей в роли изолятора, герметика и защитного покрытия. С тех пор технология обрезинивания запорной арматуры претерпела некоторые изменения:
- слой резины может покрывать клин полностью или частично (посредством напыления уплотнительных колец только на торец запора);
- чугунный корпус изнутри может быть дополнительно прорезинен эпоксидным материалом;
- на днище отсутствует углубление, являющееся обязательным элементом конструкции других видов задвижек, из-за чего в углублении скапливается осадок в виде грязи, окалины, ржавчины и пр., что снижает герметичность перекрытия.
Преимущества агрегатов с обрезиненным клином:
- герметичность класса «А», предотвращение образования протечек;
- защита металлической сердцевины от повреждения и коррозии;
- отсутствие заклинивания затвора;
- лёгкость ручного управления, возможность автоматизации процесса;
- отказ от сальников и манжет, что облегчает эксплуатацию оборудования;
- двойное уплотнение шпинделя;
- минимизация гидравлического сопротивления;
- увеличенный срок службы (до 50 лет).
Недостаток обрезиненного клина заключается в опасность повреждения клина из-за приложения излишней силы: перетягивания, использования ключа или иного предмета в качестве рычага.
Эксплуатация запорной арматуры с обрезиненным клином допускается в трубопроводах с неагрессивным носителем: отопление, водо- и газоснабжение, канализация, пожаротушение и пр.
Конструкция и принцип работы
Существует много разновидностей чугунных изделий: шланговые, шиберные, параллельные и т.д. Предпочтение отдают клиновым, так как считают их самыми функциональными. Такие изделия отличаются от остальных конструкцией уплотнительных колец, которые располагают друг с другом под углом.
Устройство чугунного изделия представлено такими составляющими:
- корпус (сквозь него идет вещество);
- клин (обеспечивает герметичность) – это запорный элемент, который представлен одним или двумя дисками;
- ручное или электрическое маховое колесо (вентиль, редуктор, электропривод) – служит для управления;
- стальной выдвижной шпиндель (перемещает изделие);
- корпусная крышка (идет с уплотнением).
Принцип работы заключается в том, что при поворачивании вентиля запорный элемент, при помощи шпинделя, начинает двигаться вверх, перпендикулярно потоку. Таким образом открывается трубный просвет, и транспортируемое вещество спокойно проходит. Чтобы закрыть проход – наоборот, поворачивают вентиль, и клин опускается на место.
ВАЖНО! Выдвижной шпиндель нуждается в постоянном уходе: его нужно постоянно прочищать и промазывать специальным машинным маслом (например, ВД-40).
Срок службы и установка
В среднем период эксплуатации задвижек колеблется в диапазоне от 30 до 50 лет и зависит от:
- соответствия устанавливаемого оборудования, уплотнительных прокладок и монтажных креплений техническим характеристикам магистрали и рабочей среды;
- места установки. Монтаж арматурного оборудования должен производиться в местах, доступных для осмотра и обслуживания;
- соответствия пуско-наладочных работ установленным стандартам.
Правила и этапы монтажа запорного оборудования:
- Перекрытие и консервация трубопровода на участке, на котором планируется установка оборудования.
- Предмонтажная расконсервация задвижек.
- Очистка фланцев задвижки и трубопровода от консервационных смазок, примесей, грязи, песка, окалины и ржавчины по всей длине соприкосновения.
- Прокладка между фланцами уплотнительных элементов и равномерное их поджимание.
- Выравнивание и фиксация фланцев по диагонали посредством болтов. Не допускается перекашивание или натяжение, деформирующее их конструкцию.
- Маховик должен располагаться только в положении «вверх» или «в бок».
- Проверка стыков на герметичность. При необходимости – дополнительная герметизация. Опрессовка производится исключительно в положениях «открыто» или «закрыто».
Важно. Подвешивание крупногабаритных агрегатов производится только за патрубки, т.к. другие элементы (маховик, электропривод и т.п.) при подвешивании могут быть повреждены.
Технические характеристики задвижек
Данный тип арматуры отличается многообразием размеров и эксплуатационных свойств. Сегодня такие задвижки представлены различными типами устройств, имеющих разные параметры:
- рабочую среду
– воду, пар, кислоты, нефть, масло, спирты, иные жидкости; - диаметр (по ГОСТ 9698-86)
– от 40 до 1600 мм; - номинальное давление
– от 0,16 до 25 МПа; - температурный режим
– от -70 до +450 °C.
Подбор арматуры осуществляется с обязательным учетом данных характеристик. Они должны полностью соответствовать габаритам трубопровода и специфике его эксплуатации.
Механизм с составным клином
Основной элемент конструкции представлен сочетанием двух дисков, которые соединяются между собой под определенным углом. За счет подобного расположения обеспечивается плотное прилегание запорного механизма к седлу. К другим особенностям конструкции отнесем следующие моменты:
Особенности и назначение чугунных задвижек
Чугунная задвижка – тип запорной арматуры, предназначенный для перекрытия потока рабочей среды. При этом они не могут гибко регулировать гидравлические показатели системы. Благодаря простой и надежной конструкции они широко используются в жилищно-коммунальном хозяйстве и промышленности как функциональная часть трубопроводов.
Особенности и назначение чугунных задвижек
Чугунная задвижка не относится к регулирующей арматуре, она является запорным элементом. Устройство может находиться только в двух положениях – «открыто» и «закрыто».
В закрытом состоянии она обеспечивает полную остановку потока жидкости или газа с высокой степенью герметизации за счет имеющихся внутри уплотнителей.
С помощью чугунной задвижки можно:
- полностью перекрыть подачу рабочей среды в незамкнутых трубопроводных контурах;
- перекрыть поток на каком-то отдельном участке трубопровода.
Обычно чугунные задвижки устанавливаются в магистральный трубопровод в качестве страховочного элемента: в случае аварийной ситуации с ее помощью можно избежать критической утечки воды или технологической жидкости, предотвратив порчу имущества, загрязнение окружающих поверхностей, грунтовых вод и водоемов. Но задвижки также могут использоваться и в штатных ситуациях, когда нужно временно ограничить поток воды или газа.
Обратите внимание! Схожим по принципу действия с чугунной задвижкой является шаровой кран, который также может полностью перекрывать поток воды или газа в трубе, но в отличие от задвижки кран позволяет еще и регулировать силу напора и скорость потока воды.
Устройство задвижки и принцип действия
Задвижка представляет собой устройство, которое врезается в трубопровод параллельно потоку рабочей среды.
В верхней части металлического корпуса находится управляющий элемент — штурвал, с помощью которого приводится в действие маховик, расположенный на оси конструкции и соединенный со шпинделем. Со шпинделем соединен клин – основной запорный элемент, обеспечивающий перекрытие потока воды в трубе. Для герметичности затвора внутри корпуса задвижки находятся уплотнительные кольца и сальники.
Корпус и внутренние составляющие задвижки изготавливается из различных марок чугуна: ковкого, серого, GG25, GGG40, а также сплава чугуна с шаровидным графитом. Изделия отличаются высокой прочностью и надежностью в эксплуатации.
Принцип действия чугунной задвижки достаточно прост: с помощью поворота штурвала (круглого управляющего элемента в форме кольца) приводится в действие маховик, который двигает шпиндель. Последний приводит в действие запорный элемент.
Последний представляет собой цельнолитой или двухдисковый клин, шибер или два параллельных металлических диска. Управление маховиком может производиться за счет физической силы человека либо с помощью электрического привода.
Типы и характеристика чугунных задвижек
Чугунные задвижки для трубопроводов делятся на несколько категорий. По типу запорного элемента они разделяются на:
- клиновые — запорный элемент имеет вид клиновидного металлического элемента, который двигается по вертикальной оси на двух направляющих, расположенных под небольшим углом в центральной части корпуса;
- шиберные – запорный элемент имеет вид плоской металлической пластины, которая двигается сверху вниз, перекрывая и пропуская жидкость;
- параллельные – имеют два диска, которые в положении «закрыто» прижимаются к специальным седлам.
Клиновые задвижки – наиболее распространенный вид чугунных задвижек, т.к. отличается наибольшей надежностью и рабочим ресурсом. Они, в свою очередь, делятся на еще три разновидности: с жестким клином, с двухдисковым клином и упругим клином. Первый подвид отличается высокой прочностью и абсолютной герметичностью в положении «закрыто».
Двухдисковый клин представляет собой раздвоенную конструкцию, избавляющую задвижку от недостатков жесткого клина – риска заклинивания. Упругий клин похож на двухдисковую разновидность, но внутри него имеется элемент, позволяющий сжиматься и разжиматься, обеспечивая плотное прилегание к седлам.
Независимо от разновидности, все чугунные задвижки имеют общие преимущества и некоторые недостатки. К плюсам устройств можно отнести:
- простота конструкции;
- компактность;
- устойчивость к коррозии;
- химическая стойкость;
- универсальность в применении;
- длительный срок эксплуатации.
Одно из ключевых преимуществ чугунных задвижек – минимальное влияние на гидравлические показатели трубопровода. После установки в систему они не ухудшают скорость и напор воды, не способствуют замедлению или ускорению потока.
Но, как другие виды запорной арматуры, чугунные задвижки имеют и некоторые минусы:
- постепенный износ и необходимость регулярной замены уплотнителей;
- хрупкость и уязвимость к механическим воздействиям (ударам, вибрации);
- необходимость прикладывать большое физическое усилие для поворота штурвала;
- риск заклинивания запорного элемента.
Это важно! Стандартные параметры трубопровода для установки задвижки не должны превышать следующие параметры: давление рабочей среды не должно превышать 1,6 МПа, а температура должна быть в пределах 75 градусов по Цельсию.
Сфера применения
Универсальность – одно из основных преимуществ чугунных задвижек – позволяет использовать их практически во всех сферах промышленности и жилищно-коммунального хозяйства.
В промышленности также можно увидеть задвижки в обустройстве технологических трубопроводов, подающих жидкие и газообразные химические вещества, нефтепродукты. Чаще всего используется в коммунальной сфере в трубопроводах горячей и холодной воды, газопроводах, системах отведения сточных вод.
Чаще всего задвижки можно увидеть в:
- трубопроводах холодного и горячего водоснабжения в многоквартирных и частных малоэтажных домах;
- городских системах канализации;
- магистральных газопроводах;
- технологических трубопроводах на химических, нефтеперерабатывающих предприятиях;
- в сфере легкой промышленности по производству напитков, продуктов питания.
Источник https://rt-simulators.ru/dlya-vody/zadvizhka-zkl-rasshifrovka.html
Источник https://infotruby.ru/armatura/chugunnye-zadvizhki
Источник